Найти тему

Палаты Сверчкова. На Покровку в гости к «гостю».

Улица Покровка. Центр столицы. При первых Романовых эта улица стала главной государевой дорогой. По ней русские цари добирались в свои загородные резиденции – Измайлово и Рубцово.

Конечно же на этой улице непременно начали селиться знать и зажиточный люд. И вот, на рубеже XVI–XVII веков поставил здесь свои двухэтажные палаты «гость» Иван Матвеевич Сверчков.

Что за «гость» столицы такой, спросите Вы, который смог в таком месте домик себе построить? Нет, он не был «иностранным специалистом из ближнего зарубежья», не был он и туристом.

Словом «гость» на Руси называли купцов, да не абы каких, а богатейших, верхушку, занимавшихся торговлей иноземной и крупнооптовой. В общем - олигархи.

Так вот денежек и связей у него хватало. Ну и как не построить себе дом при таком счастье? И построил. Здание было поставлено в глубине большой усадьбы с садом и прудами, доходившей до улицы Покровки.

Палаты Сверчкова. (фото автора, сентябрь 2023 г.)
Палаты Сверчкова. (фото автора, сентябрь 2023 г.)

Самым выразительным элементом композиции крыльца была глубокая ложа. Предполагают, что выход барина на лоджию происходил по праздникам. Отсюда Иван Матвеевич Сверчков приветствовал двор, собиравшийся внизу.

Из документа 1770-х гг. известно, что первый этаж внутри разделяла железная решетка, в нем располагались «кладовые» палаты и «денежная казна», «хлебенный покой», кухня с русской печью, кузница и ряд сеней.

Во втором этаже были тогда жилые покои, отапливаемые изразцовыми печами с лежанками; в описаниях комнат упомянуты обои с золотой набивкой. Возможно до 1660 годов этаж был деревянным.

Неразрывно с именем Сверчкова и его палатами связан Храм Успения Богородицы на Покровке. Эту каменную церковь Иван Сверчков «своим иждивением» поставил в 1696 – 1699 г.г. взамен прежнего храма сильно пострадавшего в пожаре 1688 года, от которого выгорела большая часть Покровки.

Палаты Сверчкова и Церковь Успения Божией Матери на Покровке на Хотевском плане Москвы 1852 года. (из открытых источников)
Палаты Сверчкова и Церковь Успения Божией Матери на Покровке на Хотевском плане Москвы 1852 года. (из открытых источников)

Сама церковь была обыкновенной приходской, и в то же время «домовой», второе крыльцо храма с парадной лестницей вело в сад, окружавший дом Сверчкова, и таким образом у хозяина имелся собственный отдельный вход.

Северный фасад храма - вид на Успенскую церковь со стороны усадьбы Сверчковых. Парадная лестница и вела из сада купца на гульбище. Рисунок Джакомо Кваренги (из открытых источников)
Северный фасад храма - вид на Успенскую церковь со стороны усадьбы Сверчковых. Парадная лестница и вела из сада купца на гульбище. Рисунок Джакомо Кваренги (из открытых источников)
Церковь Успения Божией Матери на Покровке. Джозеф Андреас Вайс. 1845 г. (из открытых источников)
Церковь Успения Божией Матери на Покровке. Джозеф Андреас Вайс. 1845 г. (из открытых источников)

Из-за своей потрясающей красоты и убранства храм москвичи называли «восьмым чудом света». Церковь, украшенная каменной белопенно-зефирной резьбой, стала целым творческим вдохновением для архитектора В.В. Растрелли, величайшего мастера барокко. Именно её он взял за образец для своего Смольного собора в Петербурге.

Существует легенда, согласно которой Наполеон, восхитившийся красотой храма, распорядился поставить особый караул, чтобы охранять его от пожара и мародёров. Еще по слухам он собирался демонтировать здание и перенести его в Париж.

Есть еще сказание, будто наполеоновский маршал (вероятно Мортье, что занял дом графини Разумовской в начале Маросейки), увидев церковь, воскликнул: «О! русский Нотр-Дам!» Другое предание приписывает это высокопарное восклицание самому Наполеону.

На одной из колонн была надпись: Лета 7204 года октября 25 дня, дело рук человеческих, делал именем Петрушка Потапов…(это в честь него назван Потаповский переулок)

Церковь являлась признанным шедевром архитектуры, но была снесена в зиму 1935-1936 гг.. формально, из-за того, что алтарная часть выступала очень сильно на мостовую улицы Покровка.

Ныне большую часть этого иконостаса (нижние ярусы) можно увидеть в Успенском соборе Новодевичьего монастыря. Два резных наличника и фрагменты фасада вмонтированы в стену Донского монастыря

-8
Все, что осталось от "восьмого чуда света" на стене Донского монастыря. (из открытых источников)
Все, что осталось от "восьмого чуда света" на стене Донского монастыря. (из открытых источников)

А что же палаты?

С началом XVIII века хозяева палат менялись и. В 1775 году Сверчковы уступают усадьбу стольнику и казначею дворца Ивану Дмитриевичу Алмазову, затем ею владеет А. Г. Жеребцов (камергер и сенатор), далее хозяином участка в 1778 году стал Каменный приказ и школы ремёсел при приказе.

Впоследствии здание часто перестраивалось. В доме находились разнообразные учреждения. В 1790 году территорией стало владеть ведомство Оружейной палаты. В 1813 году здесь находилась Комиссия о строении Москвы. В 1836 году усадебный участок стал частным владением. В 1867 году хозяином стал Абрикосов (основатель кондитерского производства).

В Советское время в палатах размещался Центральный дом народного творчества имени Н. К. Крупской. Ныне здесь обитает Государственный Российский дом народного творчества имени В. Д. Поленова.

В конце 1970-х годов была произведена реставрация палат, а до того как, памятник выглядел удручающе.

Палаты Сверчкова 1956 г. (https://pastvu.com/p/1621042)
Палаты Сверчкова 1956 г. (https://pastvu.com/p/1621042)
Палаты Сверчкова 1957 г. (https://pastvu.com/p/1621043)
Палаты Сверчкова 1957 г. (https://pastvu.com/p/1621043)

Сегодня отыскать памятник той, ушедшей, боярской Москвы, можно двумя путями. Первый: через арку дома Потаповский переулок, 12. Второй: со стороны Сверчкова переулка, пройдя через Эшеров переулок.

Палаты Сверчкова на современной карте и как их отыскать.
Палаты Сверчкова на современной карте и как их отыскать.

Кстати, переулка с таким названием никогда не было и нет. Назван так безымянный проход между домами энтузиастами в честь Маурица Эшера, голландского художника, рисующего невозможные города, с визуальными обманами и смешениями пространств и перспектив. А почему? Решать Вам.

Взгляд в переулок со стороны Сверчкова переулка (фото автора)
Взгляд в переулок со стороны Сверчкова переулка (фото автора)
Вид Эшерова переулка в сторону Сверчкова переулка (фото автора)
Вид Эшерова переулка в сторону Сверчкова переулка (фото автора)

А этот "милый" сквер разбит на месте "восьмого чуда света": погибшей Церкови Успения Божией Матери на Покровке.

Фото автора, сентябрь 2023 г.
Фото автора, сентябрь 2023 г.

В начале статьи автор наглым образом использовал картину художника Оскара Фрейвирт-Лютцова, «Милый гость из далека» 1888 г.