Этногенез кочевых групп, ставших предками современных тюркских народов, происходил в течение первого тысячелетия до н.э. в степном регионе на стыке Западной Монголии, Прибайкалья и Алтая. Здесь встречались и взаимодействовали монголоидная и европеоидная расы, которые возникли задолго до формирования этносов. Таким образом, тюркские племенные союзы раннего средневековья несли в себе одновременно западные и восточные антропологические признаки.
Тем не менее, огузы, предки турок, в начале своих миграций на Ближний Восток были, преимущественно, монголоидами. Или же монголоидным был их господствующий класс. Такой вывод можно сделать, посмотрев на сохранившиеся до нашего времени образцы сельджукского искусства 11-12-х столетий. Авторы той эпохи предпочитали изображать монгольские черты лица.
Тем не менее, Абуль-гази, хивинский хан и историк 17-го столетия в своем труде «Родословная туркмен» высказал следующую точку зрения. «…Их подбородок начал сужаться, глаза стали большими, лица стали маленькими, а носы увеличились через пять-шесть поколений…», - вот как он высказывается об изменении внешности туркменского народа, которое происходило в течение предшествующих столетий.
То же самое происходило и с теми племенами, которые оказались предшественниками западных огузских народов, таких, как азербайджанцы и турки. И европеизация коснулась их даже в большей степени. Ведь последние, в отличие от своих азиатских родственников, раньше основали империю и раньше осели на землю.
Более того, понимая, что захваченная сельджуками Восточная и Центральная Анатолия имеет преимущественно христианское население, первые султаны стали заселять мусульманами старые города, пригласив сюда арабов и иранцев. Здесь в качестве лингва-франка выступал тюркский язык, и через несколько поколений эти люди стали чувствовать себя тюрками.
Напротив, Османская империя проводила иную политику. Это государство было основано в самом западе полуострова Малая Азия, на недавно отвоеванной у Византии земле. В качестве надела эту область получило огузское племя кайы (точнее, сбежавшая на запад от монголов часть племени). Также сюда прибывали мусульманские воины, преимущественно из тюркских кланов, с целью сражаться против иноверцев.
Таким образом, тюркоговорящая мусульманская элита была крайне мала. Но многое сделала для обращения в ислам местных греков. Благодаря умелому применению метода кнута и пряника, многие из них перешли в эту веру в 13-15-х веках, став элитой новой империи.
И когда османы завоевали балканские страны, то пропустили свои владения через систему девширме («налог кровью»). Мальчиков из христианских семей брали либо в чиновники, либо в янычары. Многие из них помнили о своем этническом происхождении, и после завершения службы возвращались домой. Как ветераны римских легионов в свое время, они селились в одном месте и способствовали тюркизации и исламизации Балкан.
С некоторыми незначительными изменениями, такая система продержалась до 20-го века. В то время в Османской империи было лишь три региона, где численно преобладали или относительно преобладали те, кто считал себя турками. Это часть Восточной и Центральной Анатолии, а также города Селяник (греческие Солоники) и Стамбул.
В ходе войн со своими бывшими колониями турки эвакуировали на свою территорию тех, кто связывал себя с турецким языком и исламом. В этническом плане это были перешедшие в исламскую веру потомки южно-кавказских и балканских народов; византийских греков, которые в свое время ассимилировали кучу самобытных анатолийских этносов; мухаджиров из Российской империи (горцев Северного Кавказа и крымских татар; тюркизированных выходцев из иных стран Ближнего Востока и Африки.
Благодаря удачным реформам Мустафы Кемаля, которого стали называть «отцом турок», произошло слияние этих людей в единую нацию в 1920-1940-х годах. Поэтому человек, который считает себя турком, может вспомнить, что одна его бабушка – курдянка, а другая – крымская татарка, один дедушка – армянин, а другой – албанец. Тюркское огузское происхождение у них может быть, а может и не быть. Или являться совсем незначительным.
Неудивительно, что у современных турок нет единого типа внешности, их нельзя отнести к какой-то определенной расе. Чисто условно турецкий народ относят к малой балкано-кавказское расе, входящей в состав большой европеоидной. Для нее характерна короткая и широкая голова, темные волосы и глаза, рост выше среднего, обилие волос на лице и на теле. Альпийский, динарский, кавкасионный, переднеазиатский расовые типы являются ее отдельными группами. К тому или иному из них обычно и принадлежат турки.