Как-то проезжая по дороге Кунгур – Пермь встретился нам указатель на Белогорье. Проехав отворот, мы остановились и решили, что стоит развернуться и заехать на Белую гору. И правда, когда еще случится съездить и посмотреть на главную религиозную достопримечательность Пермского края.
Нас ждал путь в несложные 50км.
Отличает дорогу на Белогорье ухоженность мест. Поля пашутся, деревни и села обживаются и прихорашиваются. Видно, что все населенные пункты спешат воспользоваться заработком на туристическом маршруте. Практически возле каждого дома, расположенного близ дороги, стоят или висят таблички о продаже домашних продуктов. При этом в каждом поселении своя спецификация. В одних, что ближе к Калининскому молочному заводу, продают молочные продукты: творог, молоко, сыры и т.д.; в других, что ближе к храму, – мед, прополис, перга.
Недалеко от храма есть экокурорт «Белогорье» с лыжными трассами и бугельными подъемниками.
Сам храм виден уже издалека, его купола золотятся на ярком солнце, словно сигнальный маяк на берегу синего моря. Приближение к нему становится очевидным, когда начинается подъем. Только что высоченные ели и сосны становятся одним сплошным сине-зеленым ковром. Дорога словно парит над лесом, а машина натужно прет вверх.
Серьезных белых скальных выступов здесь не видно, хотя дороги усеяны белым известняком. Склоны достаточно густо заросли. Говорят, что назвали гору Белой из-за большого скопления снега, который может долго лежать и не таять. Но, что-то мне подсказывает, что дело все именно в карбонатных отложениях. Еще говорят, что в стародавние времена называли эту гору "Гора сотни источников", потому что 13 рек берут здесь свое начало и множество родников.
Добрались. Собор встретил нас немного в потрепанном виде: весь окутан лессами, рабочая суета, стройматериалы. Да, его опять реставрировали, как и долгие годы с начала 2000-х. Но, архитектурное величие собора было видно и сквозь всю эту неудобицу.
Особое впечатление в здешних местах – это, конечно, виды с горы. Кругом бескрайняя даль и глубина, синева леса, простор и бесконечный горизонт. Лучшее место для обсерватории не найти – солнце и, должно быть, звезды, как на ладони.
Еще в XVIII веке здесь размещались старообрядческие скиты. А вот, история православного монастыря сравнительно небольшая. В феврале 1894 года было завершено строительство деревянного Свято — Николаевского храма. Судя по всему это о нем сохранилась заметка в газете "Пермские губернские ведомости" №83 от 12 июня 1894г.
Епископ Пермский и Соликамский Петр выехал на Белую Гору для освящения ВТОРОГО храма, там воздвигнутого. В честь этого события была выпущена брошюра "Исторические сведения о возникновении и устройстве Белогорского-свято-Николаевского мужского православно-миссионерского монастыря в пермской епархии". Что это за "второй" храм, пока для меня остается не ясным.
Однако, пишут, что 16 ноября 1897 года храм полностью сгорел.
Храм же в честь Иверской иконы Божией Матери не пострадал, но в 1923 году был разобран. Из него в с. Калинино выстроили двухэтажный дом.
Сейчас не территории стоит макет утраченного храма в честь Иверской иконы Божией Матери.
Тогда же в 1897 году решили строить каменное сооружение - двухэтажный корпус для старшей братии. Новый, теперь уже каменный, Крестовоздвиженский собор строился в продолжении 15 лет. Церемония освящения была проведена в течении трех дней с 7 по 9 июня 1917 года в присутствии 30 тысяч человек.
На строительство собора были вложены не только деньги с пожертвований, но и собственные деньги монастыря, ведь хороший доход приносила земля. Монастырь владел 580 десятинами, где занимался хлебопашеством, скотоводством, пчеловодством, а в местных девяти прудах и рыболовством. По отчетам за 1909 год во владении монастыря также имелось 40 коров.
С 1912 по 1916 год даже издавался журнал «Голос Долга» православно-патриотической направленности.
Здесь, как и при многих церквях, в монастырской школе до 1917 года детей обучали грамоте, церковному пению и различным ремёслам. На Белой горе воспитание тогда получили 25 сирот.
А в Первую мировую войну Белогорскому монастырю удалось пожертвовать 500 рублей золотыми монетами на нужды русской армии.
1918 год для всего религиозного общества стал трагическим, не обошли революционные события и Белогорье. Глубокий и тревожный набат 8 февраля 1918 года встретил комиссию по описи имущества и армейские отряды. В ходе столкновения погибло более 10 человек, а архимандрит и семь монахов были расстреляны. С августа 1918 года по январь 1919 года большевики расстреляли 34 монаха Белогорского монастыря. В марте 1923 года монастырь был окончательно закрыт.
В 1930 году здесь решили разместить лагерь для репрессированных и спецпереселенцев, а затем дом инвалидов.
Не редко во время Великой Отечественной войны раненых располагали в религиозных строениях. Исключением не оказалась и Белая гора, где в 1941 - 1945 годах обустроили реабилитационный центр для раненых и инвалидов.
До 1986 года на Белой горе находился дом инвалидов Великой Отечественной войны, труда и детства. А в 1980 году, спустя 83 года, в Белогорском соборе случился новый пожар, уничтоживший почти все купола.
Тем не менее, храм восстановили и теперь он посещаем круглогодично туристами различных регионов России.
Раз уж мы на горе сотни источников, то решили испить немного и попробовать Белогорье на вкус. Спустились по крутой лестнице вниз и за платной купелью в закуточке подошли к колодцу. На дне под скромной толщей воды серебром блестели монеты туристов. Собственно, на самом колодце висела надпись с просьбой не бросать монеты в родник – не гигиенично все-таки. Так как лето выдалось жаркое, то приток воды в роднике просто иссяк и водообмена в колодце не происходило. Пить расхотелось, но, интереса ради, немного глотнули – не понравилось. Остались смешанные чувства.
Обыкновенно, самое притягательное место туристического путешествия – это торговые ряды, рынки, магазины. Мы отправились в церковную лавку. Продукция интересная: от магнитиков на холодильник, берестяной посуды до меда, медовухи и травяных чаев. Приобрела обожаемый мной мед из иван-чая. Ко времени написания статьи благополучно испила его с кипрейным чаем. Весь мед здесь перед покупкой можно попробовать и выбрать на вкус. Наливают и медовуху, но то, что пригубила я напоминало откровенную спиртягу, а не медовое пиво.
Чуть отшумело в голове, и мы пошли осматривать сам собор.
Как я уже писала, здесь царила рабочая атмосфера и, видимо, поэтому каждого зазевавшегося туриста буквально хватали за руку и не спрашивая тащили на платную экскурсию. По крайне мере, так случилось с нами. Подбежала бойкая женщина, ни здрасьте ни до свидания, и сразу заявила, что сейчас пойдем слушать экскурсовода, оплатим потом. Видя наши округленные в недоумении глаза и явный отказ от участия, ее знакомый быстро увел активистку под ручку со словам «Не пугай людей!».
Выдохнув, мы прошлись по нижнему залу. Что сказать, ощущение пустоты, аскетизма, а если бы не было других туристов, то и одиночества. Такое впечатление вызвало у меня убранство храма. Возможно, эту картину ощущений создал контраст между жарким солнцем, белоснежным строением с искрящимися куполами и редкими иконами на холодных каменных стенах при тусклом освещении.
Поднялись по винтовой лестнице на этаж выше. Здесь, конечно, другая картина – высокие потолки, больше света, золотой гигантский иконостас, но пройти и посмотреть ближе не получилось, так как там организовали трапезную, как мне показалось, для рабочих. Вход перекрыли лентой.
По итогу, побывать получилось лишь в 1/10 храма, наверно.
Перед храмом на улице расположили звонницу. Как раз попали на своеобразный мастер-класс. Здорово!
Чуть поодаль - огромный крест, называемый Царским. Его первый 10-метровый прототип был установлен 29 апреля 1891 года в память о спасении цесаревича Николая Александровича (Николай II) во время покушения в Японии. Вот только в 1901 году ураган его снес и тогда, на средства купца П.С. Жирнова был установлен новый, столь же великий, но уже металлический, с позолотой и изображением распятия (автор художник А.Н. Зеленин).
Выйдя с территории Крестовоздвиженского собора, можно пройти под краснокирпичной аркой, тут свежо, что в день посещения было кстати.
За аркой, которая, как я поняла, одновременно является и Спиридониевской церковью есть трапезная, гостиница и различные технические и бытовые строения.
Пришло время ехать дальше. Окинув взглядом владения горы, мы покатили к ее подножию.
По дороге нам встретился крестный ход и удивил он своей многочисленностью, а главное терпением, ведь идти паломникам приходилось по 30-градусной жаре, но все были бодры и преисполнены духом.
Произношение слова «церковь» в разных городах Руси. Читаю «церковь» наоборот.
Георгиевская церковь. Пермский край, Оханский район, с.Дуброво.
Фреска из пермской церкви Похвалы Богородицы «Страшный суд» с изображением Л.Н. Толстого.