«Я очень люблю Флоренцию, где хожу узкими улочками ради чистого удовольствия от прогулок, живя в их атмосфере ради чистого удовольствия от жизни».
Так писал знаменитый американский писатель Натаниэль Готорн автор прекрасного романа «Алая Буква», когда жил во Флоренции недалеко от Римских ворот, рядом с грандиозным садом маркизов Торриджани, в который мы обязательно заглянем чуть позже, и под впечатлением от прогулок в любимом городе, написал ещё один известный роман «Мраморный Фавн».
Вот и мы продолжим наше Путешествие и «ради чистого удовольствия от прогулок», и ради одной из самых значимых историй Флоренции - древних городских стен. Мы остановились ненадолго на площади Торкуато Тассо, от неё по бульвару Петрарки (Viale Petrarca), любуясь справа красивыми зданиями, а слева древней городской стеной, подошли к величественным Римским воротам (Porta Romana).
Это были выездные ворота из Флоренции в сторону Сиены и Рима.
Ворота были построены в 1328 году и являются вторыми самыми большими во всём круге стен после ворот Сан Фредиано. Ранее они именовались ворота Сан Пьер Гаттолини (Porta San Pier Gattolini) по названию близлежащей церкви. Но так как улица вела и ведёт в Рим, ворота переименовали в Римские. Над ними возвышалась зубчатая башня и вместе с ней их высота составляла 40 метров, но её снесли, чтобы ворота не стали мишенью для обстрела вражескими пушками императора Карла V во время осады Флоренции в 1529-1530 годах.
В XIX веке градостроительный план Джузеппе Поджи (Giuseppe Poggi) предусматривал изоляцию ворот в центре большой круглой площади, что также повлекло бы за собой полный снос стен и на южной стороне Арно, но перенос столицы из Флоренции в Рим закрыл реализацию большой части плана. Ворота сохранили вид с XVI века, но почти все боковые проёмы в стенах для облегчения движения транспорта были открыты только в начале ХХ века.
Флорентийские стены имели внутренний проход по всему периметру, что позволяло солдатам быстро передвигаться. Также по всему кругу стены имели 73 башни, расстояние между которыми составляло около 116 метров. Вначале они были высотой 23 метра и солдаты могли обороняться перекрёстным огнём.
Сегодня осталось только 7 башен. Этот участок стен можно назвать эксклюзивным, поскольку он также «остался жив» из всех флорентийских городских стен, как и участок стен от ворот Сан Фредиано.
Из первой башни, которая до наших дней сохранила свою первоначальную высоту, можно подняться на стену и «промаршировать» до Римских ворот.
Но только в составе экскурсии с итальянским гидом и только в течение одного месяца, который определит для посещения Ассоциация городских музеев Флоренции. «Пройти маршем» может любой желающий, как местные жители, так и гости города.
Но такое ограниченное время для посещения, думаю, связано с тем, что это направление в истории города пока не так популярно, поэтому и желающих не очень много. Это не галерея Уффици и мало кто знает, что есть такие экскурсии.
Со стены открывается чудесный вид на бульвар Петрарки (Viale Petrarca) и площадь Римских ворот (Piazzale di Porta Romana).
Маленькая дверь приглашает пройти внутрь и понять, как были устроены ворота с тремя большими последовательными арками.
Лестницы внутри, которые сегодня заканчиваются окнами, позволяли подняться на верхние этажи зубчатой башни перед тем, как ворота «обезглавили» во время осады Флоренции в 1529-1530 годах.
Конечно, особой красоты внутри нет, но важно понимать, что это тоже великая история Флоренции. Однако, если сами Римские ворота кажутся не интересными, зато открывают нам новый великолепный панорамный вид на красавицу Флоренцию с южной стороны. И как же она прекрасна на закате (листайте галерею).
После посещения ворот изнутри, прогуляемся вокруг и полюбуется ими снаружи со стороны площади Кальца и со стороны площади Римских ворот.
Внутри люнет с сохранившейся и отреставрированной фреской итальянского живописца эпохи Высокого Возрождения Франчабиджо (Francesco di Cristofano Bigi) XVI века. Художник изобразил Мадонну на троне между святыми Иоанном Крестителем и святым Зенобием с одной стороны и святым Петром и святым Никола Толентино с другой.
Прекрасно сохранились, как и у ворот Сан Фредиано, оригинальные, величественные, деревянные двери из дуба высотой 13 метров с засовом со времён постройки ворот, пронизанные массивными железными гвоздями.
И самые настоящие ключи от дверей хранятся сегодня в музее Трачче (Museo Tracce) в Палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio).
Со стороны площади Римских ворот в центре вверху белая мраморная лилия работы Джованни Пизано 1331 года.
По бокам две белые мраморные доски напоминают о въезде в город папы Льва X Медичи в 1515 году и императора Священной Римской империи Карла V в 1536 году.
В двери пять проемов, раньше был только один слева, а остальные четыре были сделаны в 1930 году для облегчения проезда автомобилей и доступа к садам Боболи.
Раньше снаружи у ворот стояли две статуи львов, которые на сегодняшний день, к сожалению, утрачены. На верхней зубчатой башне, до того как её снесли, были установлены 5 статуй святых. До наших дней сохранились только три: статуя Мадонны с младенцем и статуи святых Петра и Павла, которые сегодня хранятся под лестницей внутреннего двора музея Барджелло и мы можем ими любоваться.
Сегодня Римская площадь представляет собой закрученный перекресток с круглой клумбой, где можно видеть только движение транспорта. К ней сходятся бульвар Петрарки (Viale Petrarca), улица Фосколо (via Foscolo), Сиенская улица (via Senese), проспект Имперского Холма (Viale del Poggio Imperiale) и бульвар Макиавелли (Viale Machiavelli).
Ах, какие на этой площади в давние времена проводились удивительные традиционные ярмарки, от которых сейчас не осталось и следа, но это уже совсем другая история.
Всем интересных путешествий! Ваше Окно в Италию!
Все фото автора, если не указано иное