«В лучших традициях Агаты Кристи» - так написано на обложках ее романов, изданных «Центрполиграфом».
Но Герцогиня Смерти, как называли Агату Мэри Клариссу, леди Маллоуэн, притворялась, что играет с читателями честно и не писала социальных романов.
И как бы не изощрялась в словесных кружевах Антония Сьюзен Байетт, ей тоже далеко до того, что удается Энн Грэнджер – ее стиль гораздо изящнее, умнее и добрее.
Если бы Энн Грэнджер не ждала, когда набьет руку на исторических и любовных романах (ее первый роман был издан в 1979-м), а сразу взялась за детективы, а еще лучше - если бы начала писать лет на десять-пятнадцать раньше, то вполне могла бы стать более популярной в СССР, чем Жорж Сименон с его романами о комиссарее полиции Мегрэ.
Увы, первый детектив «Зловещая тайна Вестерфилда» она написала только в 1990-м (старт продаж состоялся первого января 1991 года).
Уютные детективы Энн Грэнджер: негромко, впологолоса о важном
Переводить и издавать ее романы в России начали только в двадцать первом веке. Жаль, ведь если бы мы прочитали романы Энн Грэнджер в начале 1990-х, воспринимали бы Англию совсем по-другому, - как страну не решаемых проблем, однообразия и одиночества – может быть, и не побежал бы сломя голову в «капиталистический рай», круша и ломая по пути то, о чем теперь сожалеем?..
Основная аудитория Дзена – люди старше пятидесяти лет. Энн Грэнджер начала писать детективы в таком возрасте и потому даже первые ее романы через тридцать лет интересно читать ровесникам. Ее романы называют уютными – да, это так настолько, насколько могут быть детективы – истории преступлений, расследований и поимки виновных. Как и должно быть в книгах такого жанра – есть и тайна (она останется нераскрытой), и загадки (их читатели разгадают вместе с персонажами романа). Каждый роман на 288 страниц, что очень удобно: читается быстро, легко запомнить персонажей и сюжет.
В отличие от Агаты Кристи, Энн Грэнджер проходит вместе читателями от начала истории к завершению, дает ту же информацию, которую получают сыщики, никакой «игры в наперстки». Все факты в руках – ваши версии?...
У Жоржа Сименона мало детектива, интриги, ему интересно копаться в подоплеке случившегося. Энн Грэнджер описывает жизнь в английских городах и селах, но делает это тонко, с уважением к людям. Она добра к людям и потому ее персонажи вызывают интерес. Не выпячивает на первый план главных героев, не отдает кому-то предпочтение. Не вышибает слезу и не вбрасывает в кровь адреналин – у нее действительно женская, мягкая проза, с прямой спиной и легкой улыбкой.
Серия романов о Мередит Митчелл и Алане Маркби
Список романов этой серии по порядку:
Зловещая тайна Вестерфилда (1991)
Хорошее время для убийства (1991)
Как холодно в земле (1992)
Убийца среди нас (1992)
Где старые кости лежат (1993)
Прекрасное место для смерти (1994)
Цветы на его похороны (1994)
Свеча для трупа (1995)
Помни, что ты смертный (1996)
Посмертное слово, или Секрет миссис Смитон (1996)
Окликни мертвеца (1998)
Под камнем сим (1999)
Тени убийства (2000)
Неугомонное зло (2002)
Дорога к убийству (2004)
В этой серии пятнадцать романов и все в них крутится вокруг взаимоотношений сотрудницы Министерства иностранных дел Мередит Митчелл и старшего инспектора полиции Алана Маркби. Она по роковому стечению обстоятельств оказывается свидетелем преступлений, а он их расследует. Место действия: маленький город Бамфорд и селения рядом с ним.
Прочитала третий роман «Как холодно в земле» (1992) и одиннадцатый «Окликни мертвеца» (1998).
Мередит Митчелл – не какая-нибудь шпионка наподобие Джеймса Бонда, она обычный офисный работник, с той разницей, что долгое время работала консулом за границей. Умная женщина, которая тонко чувствует и умеет деликатно узнать то, о чем люди предпочли бы умолчать.
«Как холодно в земле»: «Серые люди» тогда и сейчас
Роман «Как холодно в земле» напоминает чеховский «Вишневый сад»: несколько поколений семей жили на фермах и занимались сельским хозяйством, но в конце двадцатого века прежний уклад жизни рухнул.
Все исчезло под гусеницами бульдозеров.
Прежний пейзаж уже казался сном. Перед ним, насколько хватало глаз, расстилалась земля. Все деревья были выкорчеваны и лежали с обнаженными корнями – вызывающие жалость павшие гиганты, униженные и лишенные ветвей. Те из них, чьи корни еще цеплялись за опустошенную землю, начали покрываться весенней зелень, и на стволах, покрытых зияющими ранами, трепетали молодые листочки. От такого зрелища на глаза наворачивались слезы. С. 20
В Бамфорде совершены два преступления, подозреваемых нет. В первом случае пострадала молодая девушка, которая хорошо училась в школе и пела в церковном хоре. Личность второго потерпевшего еще только предстоит выяснить – он никому не знаком. Все это произошло накануне Пасхи и старший инспектор полиции Алан Маркби рад, что его родная сестра пригласила на десять дней Мередит Митчелл – посторожить ее дом, пока семья будет отдыхать на каникулах далеко от Бамфорда.
Социальный штрих: роман написан в 1992-м, но уже тогда Энн Грэнджер рассказывает об американской оккупации Великобритании, где много военных баз и именно США диктуют англичанам свои условия. Рассказывает о причинах разорения фермеров – ограничения на производство и сбыт продукции сельского хозяйства со стороны Европейского Содружества (нынешний Евросоюз).
Фермеры не держат домашних любимцев; им нужны помощники. Сельская местность к сантиментам не располагает. Здесь много и тяжело работают, здесь приходится бороться за выживание и решать вопросы жизни и смерти. Колли – пастуший пес; он трудится и зарабатывает себе на пропитание. Все остальное в расчет не принимается. С. 121
Строительство некрасивых типовых дешевых домов на землях фермеров – кто там поселится? Почему местные ненавидят подрядчика Ньюмана?
- Все дело в деньгах, ты имеешь в виду. В той цене, которую дают за землю. Люди не могут устоять перед соблазном в одночасье разбогатеть. С. 22
Более ста пятидесяти лет назад в тех местах жила секта, к которой с опаской относились старожилы. Однажды зимой молитвенный дом полностью сгорел, а сектанты исчезли. Их историей заинтересовалась Мередит Митчелл. Она думает, что расспрашивая жителей Бамфорда о «серых людях», сможет узнать что-то о том, что случилось недавно…
«Окликни мертвеца»: беспокойное ощущение причастности к чему-то плохому
Он видел девушку, по прикидке, лет восемнадцати-девятнадцати, стройную, в джинсах и твидовом пиджаке, который для Уолли ассоциируется с женщинами и мужчинами, сплошь затянутыми в кожу, подкатывающими время от времени в лимузинах и громко требующими, чтобы их обслужили, как будто он заведует какой-нибудь поганой пятизвездочной забегаловкой типа «Ритца». Девушка стояла неподалеку, окидывая присутствующих критическим взглядом. С. 6
Другой очевидец:
- Как будто из воздуха нарисовалась, - заключил кто-то, и абсолютно несуеверного Уолли прохватил озноб даже в жарком фургоне. С. 8
Судьба распорядилась так, что Мередит Митчелл тоже подвезла эту таинственную девушку: одетую просто, но такая одежда стоит очень дорого; идеальная кожа и роскошные длинные волосы . У нее наверняка есть деньги, но она добирается в Бамфорд автостопом и разговаривает с водителями так, словно делает им огромное одолжение. Загадочная девушка и едет туда, где скоро произойдет убийство…
Серия о Франческе Варади
«В поисках неприятностей» (1997)
«В дурном обществе» (1997)
Еще пять романов серии не изданы на русском языке
Начала с книги «В поисках неприятностей» (1997), первой из серии о Франческе Варади.
Ее родители были венграми, и они сбежали в Лондон после Пражской весны. Фран - англичанка только по рождению. Ей двадцать один год, она сирота, мечтала стать актрисой, но не захотела учиться актерскому мастерству. Вместе с другими самовольно поселилась в брошенном доме. Сквотеры, оказывается, это уже в 1990-х была проблема не только для скандинавов. Захват чужой недвижимости практиковали и в Британии.
Вместе с Фран в заброшенном доме на Джубили-стрит в Лондоне жили «творчески мыслящие художники» и они добивались от муниципалитета заключения договора аренды, чтобы платить за это жилье городу и пользоваться коммунальными услугами. Однако этот и соседние дома предназначены под снос и сквотерам грозит суд, который обязательно примет решение о принудительном выселении. В день начала суда находят повешенной одну из этой коммуны – блондинку Терри.
Появление Терри совпало с моментом, когда нам отрубили электричество, так что она с самого начала стала символом распада. Знаю, думать так жестоко, но, как оказалось, мои худшие опасения подтвердились. С. 11
Франческа Варади из тех, кому почти что нечего терять, а потому она соглашается на предложение дедушки Терезы Монктон начать частное расследование и узнать хоть что-то о девушке из богатой семьи, которая несколько раз убегала из дома. Фран не верит в версию о самоубийстве и испытывает чувство вины за то, что была жестокой с Терри. Да и щедрое вознаграждение от Аластера Монктона ей очень пригодится.
Другие серии детективных романов Энн Грэнджер
Серия о Лиззи Мартин и инспекторе Бене Россе
Убийство в старом доме (2006)
Любопытство наказуемо (2008)
Убийство в приличном обществе (2010)
На злодеев глаз наметан (2012)
Еще четыре романа не изданы на русском языке
Начинаю читать роман «Убийство в старом доме» - действие происходит в Англии во времена правления королевы Виктории.
Серия о Джессике Кемпбелл и Иене Картере
Смерть на заброшенной ферме (2009)
Тени прошлых грехов (2011)
Дыхание смерти (2013)
Еще четыре романа не изданы на русском языке
Для московского издательства «Центрполиграф» романы Энн Грэнджер перевели на русский язык переводчики: А.В. Белоусова, А.В. Коровякова, Е.В. Нетесова.
Сердечно благодарю Библиотеку имени А. М. Горького в Красноярске, Библиотеку имени А. С. Пушкина в Красноярске, Библиотеку имени В. Г. Белинского в Красноярске за возможность прочитать эти книги! 💞
Какие из романов Энн Грэнджер вы прочитали? Вам нравятся уютные детективы и социальные романы?
05 сентября 2023 года, @korchma_t