Найти тему
Журнал "Лучик"

«Казалось, что и нападавшие, и обороняющиеся потеряли рассудок…»

Человека на пожелтевшем снимке зовут Алексей Николаевич Попов. Участник Русско-турецкой (1877-1878) и Русско-японской (1904-1905) войн, награждён пятью орденами. Во время Первой Мировой попал в плен, где находился до 1918 года. Дальнейшая судьба неизвестна…

А эту картину вам, возможно доводилось разглядывать в каком-нибудь календаре. Художника, написавшего её по памяти, звали Алексей Николаевич Попов...

Алексей Попов, «Защита Орлиного Гнезда орловцами и брянцами 12 августа 1877 года», 1893. Холст, масло. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. Санкт-Петербург
Алексей Попов, «Защита Орлиного Гнезда орловцами и брянцами 12 августа 1877 года», 1893. Холст, масло. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. Санкт-Петербург

Турецкий военачальник Сулейман-паша с 9 августа штурмовал часть русских позиций на перевале Шипка. Турки полагались на численное превосходство: «Наши воины должны идти без перерыва. Пусть они падают тысячами – на их место станут другие». Шесть дней атаки следовали одна за другой. Израсходовав боезапас, без воды, под постоянным артиллерийским обстрелом наши солдаты отбивались камнями и прикладами. По воспоминаниям участников, сражение «было похоже на ад». «У пехотинцев кончались патроны, и они бились штыками, прикладами и камнями. Казалось, что и нападавшие, и обороняющиеся потеряли рассудок – хватали друг друга за горло или старались выдавить глаза…»

Анализируя сражение за Шипку, германский генштаб приходил к выводу: «На позиции этой трудно было продержаться и три дня». Стойкости наших солдат хватило на шесть. А потом ещё и на четыре месяца осады.

Русско-турецкая кампания нам представляется развёрнутой среди южно-болгарского зноя. Но не всегда дело обстояло таким образом.

Алексей Попов. «Часовой. На Шипке метель». Холст на картоне, масло, 26х17,4 см. Государственный мемориальный музей А.В. Суворова
Алексей Попов. «Часовой. На Шипке метель». Холст на картоне, масло, 26х17,4 см. Государственный мемориальный музей А.В. Суворова

Из солдатских воспоминаний:

«Промокшие с вечера шинелишки делаются похожими на кринолины, в которых не только двигаться свободно, но и повернуться трудно; все члены окоченеют, и чувствуешь какую-то ноющую боль в ногах, голове и руках. Морозы сами по себе были не так сильны, но при них сильный, пронизывающий насквозь ветер заставляет цепенеть. Нередко из цепи приносили людей с отмороженными конечностями, полумёртвых или совсем замёрзших…».

Алексей Попов. «Атака русской пехоты. Эпизод из русско-турецкой войны 1877–1878 гг.»
Алексей Попов. «Атака русской пехоты. Эпизод из русско-турецкой войны 1877–1878 гг.»

На следующей картине перед нами гвардейцы Московского полка, наступающие на турок, чтобы с боем взять перевал Араб-Конак, откуда открывалась прямая дорога на Софию. В центре офицер с поднятой вверх саблей – командующий полком Оскар-Фердинанд Гриппенберг:

Алексей Попов, «Атака лейб-гвардии Московского полка на турецкие позиции при Араб-Конаке 21 ноября 1877 года».
Алексей Попов, «Атака лейб-гвардии Московского полка на турецкие позиции при Араб-Конаке 21 ноября 1877 года».

На картине запечатлён эпизод, когда турки начали одолевать три наших батальона и угрожали русской батарее, и тогда полковник Гриппенберг собрал всех, кто был под рукой, включая горнистов и барабанщиков, и, обнажив саблю, выкрикнул: «Пока жив, не допущу, чтобы наши орудия были в руках турок!» Стремительная контратака русских остановила неприятеля. Отряд полковника отразил у Араб-Конака атаки 18 таборов Шакир-паши. Героическая битва дала право лейб-гвардейцам носить на фуражках знак с надписью «За Араб-Конак. 21 ноября 1877 г.».

А эта картина уже о Русской-японской:

Алексей Попов, «Казаки на Дальневосточном фронте»,1907. Холст, масло, 80,5х135 см. Русский Центр искусств (Калининград)
Алексей Попов, «Казаки на Дальневосточном фронте»,1907. Холст, масло, 80,5х135 см. Русский Центр искусств (Калининград)

И и одна из последних, а возможно, и последняя работа художника – акварельный портрет французского офицера – выполнена во время пребывания в германском плену:

Алексей Попов, «Портрет французского офицера». Бумага, акварель, 34x25 см.
Алексей Попов, «Портрет французского офицера». Бумага, акварель, 34x25 см.

По картине Алексея Попова «Переход Сувопрова через Альпы в 1799 году » выполнена мозаичная композиция для фасада Музея А.В. Суворова в Санкт-Петербурге:

-8

Картина «Контратака генерал-майора Тимофеева в деле при деревне Абланово 24 августа 1877 года» представлена в Государственном Русском музее:

-9

Его работы хранятся в Научно-исследовательском музее Академии художеств, в Национальном парке-музее «Шипка-Бузулуджа» (Болгария) и в других музеях.

Читайте и смотрите также:

Глазами артиллериста

Подвиг графа номер 100

«Эти дураки только на войне побеждать могут!»

-10