Этот вопрос мне задал мальчишка лет 10, с которым мы столкнулись в двери музыкальной школы.
- Прости, я чуть у тебя скрипку из рук не выбила, - извинилась я, указывая на зачехленный инструмент в его руках.
- Ой, могли выбить и даже сломать, - вдруг сказал он.
- Ты так скрипку не любишь? - удивилась я. - Зачем тогда идёшь сюда?
- Мама с бабушкой заставляют. А я скрипку эту ненавижу!
- Понимаю...
- Вас что - тоже заставляли музыкой заниматься? - участливо спросил мальчишка.
... Да, меня тоже заставляли. Только на фортепиано.
Я сначала ходила и занималась в кружке при обычной школе. И там мне нравилось. Мы учили лёгкие популярные мелодии. Из фильмов и мультиков. Я с удовольствием их играла.
Но моя мама была уверена, что кружок - это ни о чем! Только школа! Любой интеллигентный ребёнок должен ходить в музыкалку!
В школу я поступила. И сразу же её возненавидела. Скучные гаммы, ещё более скучные пьесы. Хор, в котором петь я не могла из-за отсутствия голоса. Сольфеджио, что стало для меня мучение. Я никак не могла понять, что они от меня хотят. И не могла посеять принципа написания диктантов.
Я была отличницей в школе и такая не успешность в музыкалке меея страшно угнетала. Но учить все это было настолько неинтересно, что заставить себя работать в полную силу я не могла.
В итоге музыку я возненавидела, зато всеми силами мечтала о художественной школе. Потому что с раннего детства рисовала каждую свободную минуту.
Когда мне было 12 лет, я рискнула и сама пошла туда на экзамены. Прекрасно сдала все три экзамена: рисунок карандашом с натуры (куб и шар), небольшая акварель с натуры (букет цветов) и композиция (нарисовать на тему сказки, придумать свой сюжет и композицию).
И когда меня приняли, я честно сказала родителям, что все - в музыкалку я больше не пойду.
Что хотите, то и делайте. Я устала мучаться и позориться и чувствовать себя хуже всех. Я иду рисовать. Все.
Мама хваталась за сердце. Как? Это же МУЗЫКА! Папа помолчал и спросил, что в художку то покупать... А туда покупать надо было гораздо больше, чем в музыкальную: хорошие кисти, дорогие краски, специальные карандаши и бумагу, переносной мольберт для пленеров, глину, пластилин, всякие плёнки для витражей, нитки для гобеленов, цветную бумагу и так далее... При этом все расходные материалы расходлвались очень быстро.
Но мне это нравилось, я отучилась положенные 4 года, получая удовольствие от каждого урока (даже от скульптуры, дпвавшейся мне с трудом). И рисую до сих пор. Для души.
Когда я спрашиваю маму (она до сих пор жалеет, что музыку я бросила), зачем ей это надо было, то слышу стандартное: "Я в детстве так мечтала учиться музыке, но не вышло, некому было меня возить через весь город... Да и в целом, все музыкой занимались, все дети моих знакомых. Ну а как?"
Опять, получается, перекладывание своих нереализованных желаний на детей.
Да, почти всех моих друзей заставляли заниматься музыкой. Из них лишь трое делали это с радостью или хотя бы без отвращения.
В классах уже моих детей тоже половина ходит или ходила в музыкалку. Любят это дело человек 5. Остальные из-под палки.
Знаю девочку, которая окончила музыкальную школу по двум инструментам: скрипка и фортепиано. С разницей в два года.
Она получила документы обокончании, принесла их бабушке. И уже семь лет не притрагивается ни к скрипке, ни к фортепиано. И то и другое она продала. Чтоб даже не видеть.
Самое интересное, что если б я осталась в музыкальном кружке, то с большой вероятностью, долго бы играла всякие популярные мотивы. Не профессионально, не зная сольфеджио, но с большой радостью. И возможно пронеслась бы это умение через всю жизнь.
Именно поэтому я своих детей не заставляю ходить в музыкальную школу.
А что ж я там делала, спросите вы. Если столкнулась с несчастным маленьким музыкантом на пороге школы?
Я шла к репетитору своего ребёнка. Узнать о занятиях.
Выразил несколько лет назад желание играть на гитаре. Но в школу не захотел.
Вот я и договорилась с учителем о частных занятиях.
И не жалею. Обязаловки нет, учатся классически, с нотами и так далее. Но играет то, что нравится. Разучивает новое в своём темпе. Без обязаловки, экзаменов и концертов. Пока все в радость.
Мне повезло, что дети сами как-то чётко определили, чего хотят. И мне оставалось лишь найти хороших преподавателей.
Танцы и языки для одной, спорт и музыка для другого.
Хуже, когда ребёнок сам не знает чего хочет.
Ещё хуже если не хочет ничего.
Но самое ужасное - это когда всего и сразу хотят родители!
Потому что "все так", "так надо, а то тебя все обойдут, будешь неуспешным", "китайский сейчас в приоритете, но английский никто не отменял", "настоящий мужик должен уметь драться" и "музыка развивает личность"
Это все отлично.
Но только в одном случае - если и ребёнок эти горит и этого хочет.
Иначе не надо. Возненавидит.
Как я музыку.