Обычно я избегаю острых тем. Но тут к хронике нашего сложного времени добавилась чрезвычайно скверная история, натолкнувшая меня на серьезные размышления.
Я всегда защищаю нашу профессиональную среду. Но увы, и здесь встречаются подлость, низость, двурушничество. Это тем более страшно, что работающие в этой сфере люди на виду, и то, что они говорят и делают, разносится очень далеко. Медийность - это тоже род власти, но некоторые мои коллеги превращают её в гранату в руках у обезьяны.
У поэтов есть такой обычай -
В круг сойдясь, оплевывать друг друга.
Магомет, в Омара пальцем тыча,
Лил ушатом на беднягу ругань.
Он в сердцах порвал на нем сорочку
И визжал в лицо, от злобы пьяный:
"Ты украл пятнадцатую строчку,
Низкий вор, из моего "Дивана"!
(Дмитрий Кедрин)
Театр «Ленком» (полное его название сейчас – Ленком Марка Захарова) был приглашён в Израиль для показа спектакля «Поминальная молитва»
Спектакль должен был состояться на сцене знаменитого израильского театра "Габима".
Спектакль не состоялся. Бывший актёр МХТ Анатолий Белый, эмигрировавший в Израиль, организовал травлю театра в соцсетях. После откровенно подленького поста на тему «позорных» гастролей и «спекуляции на еврейской теме»:
Габима не знает позиции театра, поддерживающего войну? Продюсеры решили для себя, что деньги не пахнут (кровью)? И самое главное – как сделать так, чтобы этот позор не состоялся?
Скрин привожу ниже. Соцсеть называть не буду, чай сами догадаетесь – мне немного лень писать дисклеймеры.
Не угомонившись на этом, в пылу борьбы со злыми русскими Белый призвал подписать петицию о запрете гастролей. Подписали несколько тысяч человек, среди которых были и русскоязычные эмигранты. Позицию театра авторы петиции назвали фашистской и в своём антифашистском пылу не поленились перечислить даже конкретных актеров, замеченных в сочувствии или помощи русской армии, а то и – о ужас – осуждении политики Зеленского: Виктор Раков, Андрей Леонов, Олеся Железняк...
В адрес артистов стали поступать угрозы. Гастроли пришлось перенести, а коллектив театра под руководством директора Марка Варшавера опубликовал на сайте «Ленкома» эмоциональное открытое письмо:
Мы представляем старейший театр с огромной и уникальной историей. Наша профессия не предполагает вступать в "дворовые склоки" с "распоясавшейся шпаной". Поэтому, на фоне развязанной в СМИ и вокруг приезда нашего театра истерией, несмотря на потраченные средства и проданное за несколько дней значительное количество билетов, было принято решение о переносе гастролей.
...Корчащиеся в бессильной злобе израильские "Иваны, не помнящие родства", изображающие победное ликование, всего лишь вновь продемонстрировали неприглядный вид "защитников Украины", сыто сидящих на государственных шеях различных стран.
И вот тут произошло нечто удивительное. Разумеется, подлая выходка Белого вызвала осуждение. Странно было бы её не заметить. Но меня поражает именно реакция на открытое письмо Ленкома. Нашлись в медийном пространстве люди (например, небезызвестная г-жа Собчак), которые, хотя и резко разбранили доносчика, но... осудили ответ театра:
«Ленком», вас не оправдываю! Что это вообще было? Кто писал письмо? Мы бы хотели знать героев в лицо! «Грязные ручонки, визгливое кликушество» — лексика газеты «Правда»
(Ксения Собчак)
От себя замечу, что а) лексика газеты «Правда» при любом раскладе лучше, чем лексика пламенного доноса, которую продемонстрировал Белый.
б) я не очень поняла, кто дал Собчак право «оправдывать» или «не оправдывать» коллектив театра с именем и репутацией, которые старше самой Собчак.
в) ...и главное: откуда в нашем обществе взялась вот эта культура «токсичного всепрощения»? Откуда это требование терпения, кроткого умолчания в ответ на прямую подлость, хамство, оскорбления? Замечу, что сталкиваются с этим все, даже такое незначительное в медийном пространстве лицо, как ваша покорная слуга. Меня неоднократно упрекали: зачем вы, автор, хамите в ответ на хамство, баните, отвечаете резкостью на базарную грубость?
По моему же глубокому убеждению, с каждым человеком следует говорить на его языке. И ежели г-н Белый с пафосом упрекает театр в фашизме, апеллируя к мировой истории, то театр вполне уполномочен вправлять г-ну Белому мозги столь же патетически и в тех же понятиях, какие затрагивает и он. С его-то «позором», «руками, пахнущими кровью» и прелестным оборотом «жду конструктивных ответов», от которого так и пахнет чем-то знакомым...
А кроме того, я еще более глубоко убеждена: каждое действие должно вызывать активное противодействие.
Ибо подлец поступает как подлец, хам - как хам, и только добрый, воспитанный, интеллигентный человек должен поступать как робкая овечка на зеленом лугу, оставляя безнаказанными и не отвеченными подлость и хамство.
P.S. Артистам и всему коллективу «Ленкома» посылаю слова поддержки.
Монолог из легендарного спектакля в первой его версии – с великим Леоновым:
©Ольга Гурфова