Найти в Дзене
Манжета театроведа

Самая нежная театральная дружба на свете. Узнаете героев этой истории?

В конце 70-х годов в одном театре состоялось собрание, на котором обсуждали поведение молодого, но уже известного актера...

В конце 70-х годов в одном театре состоялось собрание, на котором обсуждали поведение молодого, но уже известного актера А. Тот как-то особенно набарагозил по молодости лет, и терпение руководства лопнуло.

Старейшины коллектива начали голосовать за увольнение.

И тогда поднялась одна из самых почтенных актрис. Она была секретарем парторганизации театра. Да к тому же славилась острым языком:

— Вы что, серьезно увольнять его собрались? Ну уволите, — а на кого зритель-то ходить будет? На тебя, что ли? На тебя? – она безапелляционно показала на нескольких маститых. – Может, на меня?! Не сходите с ума, оставьте парня в покое.

Речь возымела действие. Актриса была влиятельна. А. не уволили.

-2

Прошло пятнадцать лет. Пожилая актриса болела. У нее начались проблемы с памятью и речью – развивался синдром Альцгеймера. И все же ее любили, и специально для нее в новой пьесе была написана роль – пожилой мамаши. Мамаша была полубезумна. Она находилась на сцене всего минут пять. И все-таки режиссер и актеры очень боялись, что что-то случится. А что если актриса пойдет куда-то не туда? А вдруг забудет роль?

На одной из репетиций поднялся вопрос, не стоит ли все-таки отправить больного человека на покой и заменить другой актрисой.

И тогда встал тот самый актер А., игравший ее сына.

– Не выводите ее из спектакля, – сказал он. – Если надо, я сам буду говорить за нее текст.

Ему поверили и не сняли актрису с роли. И он действительно водил ее по сцене и страховал, подсказывал ей текст, слегка подталкивал, чтобы она не пропустила реплику... Он сохранил за нею роль практически до самой ее смерти.

Это могло бы выглядеть сентиментальной притчей о возвращенном добре, если бы не было чистой правдой. Имена этих актеров - Александр Абдулов и Татьяна Пельтцер. Последний их совместный спектакль - "Поминальная молитва".

-3

Артисты разных поколений (с разницей ровно в полвека!), они восхищались друг другом, поддерживали друг друга и любили друг друга, как могут только очень родные люди. Абдулов звал ее "бабка", "баушка". Бездетной Пельтцер он заменил сына. Оба смешливые, языкатые, они часто подтрунивали друг над другом. "У них была какая-то веселая дружба" - говорил Марк Захаров.

-4

Абдулов потом признавался, что ему было страшно - а вдруг Татьяна Ивановна забудет, что она на сцене? Вдруг болезнь одержит верх?

-5

И с гордостью добавлял, что опасения были напрасны – до самого конца она оставалась профессионалом. Пусть угасающее, но сознание подсказывало ей, что она перед залом. И Пельтцер отыгрывала свою маленькую роль безупречно:

– В поезде так трясет, Менахем...

– Мама, мы не в поезде! Давайте начнем ориентироваться, мама!

Зал смеялся, не зная, какая драма стоит за этим небольшим эпизодом.

Впрочем, весь финал спектакля шел на смеси слез и смеха, и в этом была огромная заслуга Татьяны Пельтцер и ее верного рыцаря - Александра Абдулова. Много есть историй театральных дружб и привязанностей, но более трогательной, чем эта - я не знаю.

-6

Тот самый финал легендарного спектакля "Поминальная молитва".

--
<<Следующий пост Предыдущий пост>>

Похожие статьи:

Двойная история любви и преодоления - "Щелкунчик" 1978 года

--

Здесь - путеводитель по всем моим постам.
Подписывайтесь на мой канал . И заодно узнавайте театральные истории и ответы на свои вопросы о театре и кино.