Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

Катя Снегирёва = Паша Строганова?

В кинокомедии «Афоня» (1975) есть интересная, но малозаметная деталь, отсылающая к другой ленте… Помните, разговор на танцах, случившийся между Катей и Афанасием? Она, любящая ненужные подробности, зачем-то сообщает, что ждала тут свою подругу Пашу Строганову, но та не пришла. Это вообще в Катином стиле – сообщать имена, пароли, явки. Потом будет Соня Рябинкина, которая не носила шапочку на дежурстве, и ещё какие-то закадровые персонажи.

Кадр из фильма «Афоня» (1975). Скриншот.
Кадр из фильма «Афоня» (1975). Скриншот.

Но вот Паша Строганова – особый вариант. Это – героиня фильма «Начало» (1970) с Инной Чуриковой. Та девушка тоже пришла на танцплощадку и единственный, кто её заприметил, оказался …герой всё того же Леонида Куравлёва, нерешительный и какой-то мятый Аркаша. Но именно того Аркашу истово полюбила Строганова, ткачиха из самодеятельности, сыгравшая в кино Жанну Д`Арк.

Кадр из фильма «Начало» (1970). Скриншот.
Кадр из фильма «Начало» (1970). Скриншот.

Есть ли нечто общее между К. Снегирёвой и П. Строгановой? Есть. Их одинокая невостребованность и, как итог – зацикленность на посредственном, по сути, случайном объекте с лицом Куравлёва. И та, и другая – уникальны в своём роде. (Да, Катя меня бесит, но сейчас не об этом). Паша – актриса от Бога. Катя – медсестра того же уровня (там есть разговор, что посылают в Африку, а тогда за границу отправляли лучших).

Кадр из фильма «Афоня» (1975). Кадр из фильма «Начало» (1970). Скриншоты.
Кадр из фильма «Афоня» (1975). Кадр из фильма «Начало» (1970). Скриншоты.

Обе, меж тем, «странненькие» и эта странность делает их «невидимками» для мужчин, хотя, Строганова – эффектна, особенно в маленьком чёрном платье-мини, а Снегирёва – дивно-хорошенькая. Тем не менее, обе – страдают от того, что их Аркаша/Афоня ускользают из рук, уходят, уклоняются от забот. И той, и другой хочется сказать: «Дамочка! Твой выбор не достоин тебя, а если он – единственно-возможный, то лучше быть вовсе одной!»

Кадр из фильма «Афоня» (1975). Скриншот.
Кадр из фильма «Афоня» (1975). Скриншот.

Все эти разговоры об ужасах одинокой спальни более, чем забавны, если выбор ограничен Борщовым А.Н. или тем Аркадием, которого женщины перетаскивают из дома в дом, как плюшевую игрушку. Но нет. Мадемуазель Строганова, попавши в самую точку и став звездой европейского масштаба, всё равно притаскивается к Аркаше, а Катюшка не едет в Африку и прилетает в Афонину деревню, только узнав, что кто-то ей звонил.

Кадр из фильма «Начало» (1970). Скриншот.
Кадр из фильма «Начало» (1970). Скриншот.

А ещё здесь потрясающая перекличка двух времён! Между 1970 и 1975 годом прошла целая вечность – это две разных эпохи по стилю, духу и смыслам. «Начало» пронизано духом шестидесятничества с его ветрами и возможностями, тогда как «Афоня» - это усталость, депрессивный итог, не случившиеся чудеса. Правда, в финале всё же случается чудо – Катя является на зов печального сердца.

Кадр из фильма «Начало» (1970). Скриншот.
Кадр из фильма «Начало» (1970). Скриншот.

Но …это не совсем то, что нужно и ему, и ей. Она лишь та соломинка, за которую снова уцепится утопающий в водке Борщов А.Н., да и не бросит он пить. Грустно и безнадёжно. Взаимо_бесполезный воз. Да. На этом фоне и закадровое продолжение «Начала» видится не вполне солнечно – будет ли Паша Строганова интересна в грядущем десятилетии? Вопрос даже и не риторический…

Кадр из фильма «Афоня» (1975). Скриншот.
Кадр из фильма «Афоня» (1975). Скриншот.

Zina KorZina (c)