О так называемой «Никоновской» церковной реформе мы зачастую довольствуемся мнением, как о чем-то вроде «генеральной уборки», затеянной в русском религиозном хозяйстве XVII века. Накопились, мол, «ляпы» книжных переписчиков и всякий разнобой в ритуальных действиях – например, сколькими перстами творить крестное знамение, сколько раз петь «аллилуйя», как вынимать частицы просфоры и тому подобные мелочи – вот и понадобилось вернуть церковные дела к единому первоисточнику. Царь Алексей Михайлович и патриарх хотели как лучше, но темный народ все не так понял, и от этого начался церковный раскол. Особенно яркие эпизоды его – массовое бегство в дальние скиты, самосожжения, репрессии в отношении знатных приверженцев – стали сюжетами литературы и живописи. А еще из числа староверов вышло большинство успешных промышленников и предпринимателей царской России. За такой ответ «пятерка» на экзамене гарантирована не только в школе, но даже в вузе. Увы! Ни истинных причин, ни личных характеристик, ни внутренних или сторонних влияний – ничего нет, и как будто не надо…
Но все-таки сложнейший и важнейший пласт нашей истории понемногу начинает осваиваться. Причины, цели, обстоятельства и следствия объявленных в Москве 22 февраля 1653 года церковных преобразований постепенно вводятся в оборот наших исторических знаний. И есть исследователи, которые обоснованно считают церковный раскол вторым по важности событием отечественной истории после Крещения Руси. После него история страны неизбежно разделилась на «до» и «после», и параллельно начали жить как бы две России. Одна «сверху», все более и более ориентированная на Запад, другая «снизу», ориентированная национально, хранящая в себе глубинный духовный потенциал.
«В такие переломные моменты перехода от одной эпохи к другой всегда появляются гении, которые, впитав в себя и прекрасно усвоив всю предшествующую традицию, вместе с тем ломают привычные схемы как новаторы. Таковы Августин Блаженный, заложивший основы христианской философии истории на грани Античности и Средневековья, и Данте Алигьери, чья «Божественная комедия» отмечает переход от Средневековья к Возрождению. Таков же и наш протопоп Аввакум, чья жизнь пришлась на один из самых важных рубежей отечественной истории. За что он боролся? Он боролся и отдал свою жизнь за веру, этим все сказано. Тогда вера не была чем-то второстепенным, незначительным. Это в современном секуляризованном обществе религия рассматривается как часть культуры. А тогда было все наоборот», - так говорит о главном персонаже своего исторического расследования Кирилл Яковлевич Кожурин, известный русский писатель, историк, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Института философии человека РГПУ им. А. И. Герцена.
В книге «Казнь протопопа Аввакума» он рассмотрел финальную часть биографии самого, пожалуй, выдающегося представителя русской духовной жизни XVII века. Подробности ошеломляют – даже если читатель уже более-менее знаком с темой. Сам «огнепальный» протопоп выступает в незаурядном окружении современников, единомышленников и противников. Его судьба пересекается с судьбами многих представителей русской высшей знати и духовенства. События в Москве и в заполярном Пустозерске, государевы кончины и воцарения, стрелецкие бунты и церковные соборы, низкие придворные интриги и высокие христианские подвиги укладываются в динамичное повествование, полное тайных и вскрытых взаимосвязей, фактических и символических значений.
Автор не претендует на то, чтобы полностью охватить изображением и оценкой ту Русь, которую олицетворял его герой. Но ему удается своей очередной книгой пошатнуть косную предвзятость в отношении старой веры и ее ревнителей. Подвести читателя к внезапной попытке задуматься: а не было ли у того Аввакума и его единоверцев чего-то такого великого и всепобеждающего, что и мы могли бы иметь, но ленимся или боимся? Проверьте свое впечатление, прочитайте книгу.
Кожурин К.Я. Казнь протопопа Аввакума: историческое расследование. – СПб: «Евразия», 2023, 256 с., ил. (Parvus Libellus)
Отрывок из книги можно прочитать здесь:
https://gorky.media/fragments/v-strube-sozhzhen-i-dazhe-do-ada-nizveden/
О ещё одной книге Кирилла Кожурина можно прочитать здесь:
О книгах серии "Parvus Libellus" можно прочитать здесь:
Если Вам понравилась идея и эта статья попрошу Вас поддержать развитие канала "Книжный класс" значком "Большой Палец Вверх" и подпиской на него.
Это имеет большое значение для развития канала на Яндекс.Дзен, мотивации и дальнейших публикаций.
Оставайтесь с нами.