Найти тему
Книжный класс

Неугасимый Аввакум

О так называемой «Никоновской» церковной реформе мы зачастую довольствуемся мнением, как о чем-то вроде «генеральной уборки», затеянной в русском религиозном хозяйстве XVII века. Накопились, мол, «ляпы» книжных переписчиков и всякий разнобой в ритуальных действиях – например, сколькими перстами творить крестное знамение, сколько раз петь «аллилуйя», как вынимать частицы просфоры и тому подобные мелочи – вот и понадобилось вернуть церковные дела к единому первоисточнику. Царь Алексей Михайлович и патриарх хотели как лучше, но темный народ все не так понял, и от этого начался церковный раскол. Особенно яркие эпизоды его – массовое бегство в дальние скиты, самосожжения, репрессии в отношении знатных приверженцев – стали сюжетами литературы и живописи. А еще из числа староверов вышло большинство успешных промышленников и предпринимателей царской России. За такой ответ «пятерка» на экзамене гарантирована не только в школе, но даже в вузе. Увы! Ни истинных причин, ни личных характеристик, ни внутренних или сторонних влияний – ничего нет, и как будто не надо…

Игорь Машков «Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон осматривают афонские древности, привезённые иеромонахом Арсением (Сухановым) из паломничества 1656 года»
Игорь Машков «Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон осматривают афонские древности, привезённые иеромонахом Арсением (Сухановым) из паломничества 1656 года»

Но все-таки сложнейший и важнейший пласт нашей истории понемногу начинает осваиваться. Причины, цели, обстоятельства и следствия объявленных в Москве 22 февраля 1653 года церковных преобразований постепенно вводятся в оборот наших исторических знаний. И есть исследователи, которые обоснованно считают церковный раскол вторым по важности событием отечественной истории после Крещения Руси. После него история страны неизбежно разделилась на «до» и «после», и параллельно начали жить как бы две России. Одна «сверху», все более и более ориентированная на Запад, другая «снизу», ориентированная национально, хранящая в себе глубинный духовный потенциал.

К. А. Вещилов. Протопоп Аввакум. 1908 г. Собрание государственного музея истории религии
К. А. Вещилов. Протопоп Аввакум. 1908 г. Собрание государственного музея истории религии

«В такие переломные моменты перехода от одной эпохи к другой всегда появляются гении, которые, впитав в себя и прекрасно усвоив всю предшествующую традицию, вместе с тем ломают привычные схемы как новаторы. Таковы Августин Блаженный, заложивший основы христианской философии истории на грани Античности и Средневековья, и Данте Алигьери, чья «Божественная комедия» отмечает переход от Средневековья к Возрождению. Таков же и наш протопоп Аввакум, чья жизнь пришлась на один из самых важных рубежей отечественной истории. За что он боролся? Он боролся и отдал свою жизнь за веру, этим все сказано. Тогда вера не была чем-то второстепенным, незначительным. Это в современном секуляризованном обществе религия рассматривается как часть культуры. А тогда было все наоборот», - так говорит о главном персонаже своего исторического расследования Кирилл Яковлевич Кожурин, известный русский писатель, историк, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Института философии человека РГПУ им. А. И. Герцена.

Кирилл Кожурин на презентации своей книги "Протопоп Аввакум"(серия ЖЗЛ). ММКВЯ-2011г. ©Фото Валерия Иванова
Кирилл Кожурин на презентации своей книги "Протопоп Аввакум"(серия ЖЗЛ). ММКВЯ-2011г. ©Фото Валерия Иванова

В книге «Казнь протопопа Аввакума» он рассмотрел финальную часть биографии самого, пожалуй, выдающегося представителя русской духовной жизни XVII века. Подробности ошеломляют – даже если читатель уже более-менее знаком с темой. Сам «огнепальный» протопоп выступает в незаурядном окружении современников, единомышленников и противников. Его судьба пересекается с судьбами многих представителей русской высшей знати и духовенства. События в Москве и в заполярном Пустозерске, государевы кончины и воцарения, стрелецкие бунты и церковные соборы, низкие придворные интриги и высокие христианские подвиги укладываются в динамичное повествование, полное тайных и вскрытых взаимосвязей, фактических и символических значений.

Петр Мясоедов.Сожжение протопопа Аввакума в Пустозерске в 1682 году.
Петр Мясоедов.Сожжение протопопа Аввакума в Пустозерске в 1682 году.

Автор не претендует на то, чтобы полностью охватить изображением и оценкой ту Русь, которую олицетворял его герой. Но ему удается своей очередной книгой пошатнуть косную предвзятость в отношении старой веры и ее ревнителей. Подвести читателя к внезапной попытке задуматься: а не было ли у того Аввакума и его единоверцев чего-то такого великого и всепобеждающего, что и мы могли бы иметь, но ленимся или боимся? Проверьте свое впечатление, прочитайте книгу.

фото издательства "Евразия"
фото издательства "Евразия"

Кожурин К.Я. Казнь протопопа Аввакума: историческое расследование. – СПб: «Евразия», 2023, 256 с., ил. (Parvus Libellus)

Памятник работы скульптора В. Клыкова старообрядческому священномученику протопопу Аввакуму
Памятник работы скульптора В. Клыкова старообрядческому священномученику протопопу Аввакуму

Отрывок из книги можно прочитать здесь:
https://gorky.media/fragments/v-strube-sozhzhen-i-dazhe-do-ada-nizveden/

О ещё одной книге Кирилла Кожурина можно прочитать здесь:

О книгах серии "Parvus Libellus" можно прочитать здесь:

Если Вам понравилась идея и эта статья попрошу Вас поддержать развитие канала "Книжный класс" значком "Большой Палец Вверх" и подпиской на него.

Это имеет большое значение для развития канала на Яндекс.Дзен, мотивации и дальнейших публикаций.

Оставайтесь с нами.