- Моей задачей, как медицинского психолога, было проведение детского теста Векслера и оценка когнитивных способностей подростка.
- Перед родительницей встал нелегкий выбор...
- На самом деле, с учетом того, в каком сейчас состоянии экология планеты и сколько появляется генетических мутаций, "особенный" ребенок может родиться у любого. Никто от этого не застрахован, какой бы он образ жизни не вел. Уже давно пора перестать бояться психотерапевтов и психиатров и, тем более, травить других за то, что они к ним обращаются.
На приеме женщина с сыном 12 лет. С детства мальчик состоял на учете у районного психиатра с диагнозом "Задержка психического развития". Школьную программу он не усваивал, но так как в их селе была всего одна общеобразовательная школа, до некоторого времени учителя на это закрывали глаза и переводили его из класса в класс.
С переходом в средние классы проблемы с усвоением школьного материала становились все очевиднее. К тому же, они послужили поводом для насмешек со стороны одноклассников. Учителя стали настаивать на прохождении психолого-медико- педагогической комиссии (ПМПК) для оценки уровня развития мальчика и определения образовательной программы.
Моей задачей, как медицинского психолога, было проведение детского теста Векслера и оценка когнитивных способностей подростка.
Патопсихологическое обследование выявило низкий уровень познавательной активности, трудности концентрации внимания и запоминания материала, несформированность понятийного и абстрактного мышления. По тесту Векслера общий уровень интеллекта подростка составил 64 б, что соответствует по МКБ умственной отсталости легкой степени (или в устаревшем варианте олигофрении в степени умеренной дебильности).
Мальчику было рекомендовано обучение по программе 8-го вида для детей с умственной отсталостью.
Перед родительницей встал нелегкий выбор...
Дело в том, что в школе в их районе не то, что не было коррекционных, а и обычных педагогов не хватало. Единственное, что могли ей предложить - доучить его до 9 класса по, якобы, "адаптированной" программе и выдать по окончании справку (не аттестат!) об обучении. К тому же, все эти годы придется терпеть насмешки одноклассников.
Другим вариантом было перевести его в коррекционную школу-интернат в соседнем районе.
- Я не знаю, как поступить. В нашей школе невозможно уже находиться. Все его дразнят: тупой, дурак или еще хлеще. А он порой не может ответить, сразу в драку. Не справляюсь с ним. Я одна. Мужской руки нет. (плачет)
- Вы могли бы перевести его в школу-интернат, где есть коррекционные педагоги и воспитатели, которые умеют работать с такими детьми. К тому же у них есть спортивные секции. Знаю много ребят оттуда, которые занимают призовые места на пара-спортивных соревнованиях. На базе интерната также организованы мастерские, где ребята осваивают ручной труд. А после 9класса они продолжают обучение в местном техникуме для студентов с интеллектуальными нарушениями.
- Я слышала об этой школе. Но, понимаете. Село у нас небольшое. Если я его переведу, все сразу узнают, будут мне говорить, что избавилась от больного ребенка, чтоб свою жизнь устроить.
- Почему сразу "избавилась"? Вы можете его навещать по выходным и забирать на каникулы. Это не закрытое учреждение.
- Да, но людям не докажешь...(томно вздохнула, вытирая слезы). Мне нужно подумать. В интернате, конечно, лучше ему будет, но...не знаю.
По долгу своей работы я часто сталкивалась с подобными суждениями у родителей детей с ментальными нарушениями. Очень многие боятся осуждения и социальных стигм, например:
1. Долго не обращаются к психиатру, идут, когда уже проблемы очевидны и на них указывают уже другие люди. Многие особенности развития можно преодолеть при своевременном обращении и лечении. Но, к сожалению, в 21веке еще встречается мнение, что если хоть раз сходил к психиатру, то значит неадекватный (1 стереотип).
2. Даже если диагноз утвержден специалистами, не организовывают доступную среду для ребенка и оставляют его в общеобразовательных учреждениях. Ведь если он учится в коррекционной школе, то точно неадекватный (2 стереотип).
3. Если родился ребенок с особенностями развития, то это забота только его родителей (3 стереотип) . Они не должны жаловаться на свою судьбу, обращаться за помощью.
4. Если положили ребенка в психбольницу или перевели учиться в интернат, то не хотят нести за него ответственность, бросили (4 стереотип). Да, безусновно, такие ситуации тоже нередкость. Из-за них и сложился такой стереотип.
Особенности развития бывают разные. С некоторыми родители могут сами справиться, а какие- то делают ребенка неуправляемым, опасным для себя и окружающих. В таком случае необходимо лечение в стационаре. Что касается обучения, дети с особенностями должны учиться по своим возможностям. Именно для этого и создаются коррекционные классы, школы и интернаты.
На самом деле, с учетом того, в каком сейчас состоянии экология планеты и сколько появляется генетических мутаций, "особенный" ребенок может родиться у любого. Никто от этого не застрахован, какой бы он образ жизни не вел. Уже давно пора перестать бояться психотерапевтов и психиатров и, тем более, травить других за то, что они к ним обращаются.
И, конечно, не стоит бояться просить помощи, если вы оказались в такой ситуации. Вы в ней не виноваты, в ней никто не виноват! В нашей стране есть организации, которые помогают в обучении и адаптации детей с особенностями, есть и фонды, которые оказывают материальную поддержку. Вы можете туда обратиться!
--------------------------------------------------------------------