Найти в Дзене
МелоМагия - о Музыке

Rainbow - Down to Earth: Когда радуга опустилась на землю

Rainbow, 1979-й, пластинка Down to Earth, Грэм Боннет вместо Дио и песня Since You Been Gone, которая впервые вывела группу на радио **Озвучено в подкасте на моем ТГ-канале** Вот представьте себе картину. Конец семидесятых. Стоишь ты в клешах с бакенбардами в комнате у старого магнитофона, рядом стопка кассет с наклеенными на них косыми, полустёртыми подписями, а на шкафу — несколько виниловых пластинок, которые достались словно по наследству. У каждой кассеты есть своя история: кто-то переписывал с радио, кто-то привёз из поездки, кто-то записал поверх уже существующей музыки, оставив на заднем фоне обрывки чужого альбома недотерты "фантомным припевом". Музыка была не товаром, а приключением, и каждый новый альбом ощущался как трофей.
И вот тогда-то, во времена винилово-кассетные, когда музыка распространялась исключительно аналоговым способом, а до появления интернета было ещё очень долго, вышел в свет альбом Rainbow 1979 года с гордым названием Down to Earth — «Спустившийся на земл

Rainbow, 1979-й, пластинка Down to Earth, Грэм Боннет вместо Дио и песня Since You Been Gone, которая впервые вывела группу на радио

**Озвучено в подкасте на моем ТГ-канале**

Вот представьте себе картину. Конец семидесятых. Стоишь ты в клешах с бакенбардами в комнате у старого магнитофона, рядом стопка кассет с наклеенными на них косыми, полустёртыми подписями, а на шкафу — несколько виниловых пластинок, которые достались словно по наследству. У каждой кассеты есть своя история: кто-то переписывал с радио, кто-то привёз из поездки, кто-то записал поверх уже существующей музыки, оставив на заднем фоне обрывки чужого альбома недотерты "фантомным припевом". Музыка была не товаром, а приключением, и каждый новый альбом ощущался как трофей.

И вот тогда-то, во времена винилово-кассетные, когда музыка распространялась исключительно аналоговым способом, а до появления интернета было ещё очень долго, вышел в свет альбом Rainbow 1979 года с гордым названием Down to Earth — «Спустившийся на землю». Хотя если быть по-английски точным, это выражение лучше переводить идиомой «приземлённый». И надо сказать, что это название совпадало не только с формой, но и с содержанием пластинки: группа ушла от небесных сюжетов и эпических полотен в сторону более простого, прямого и земного звучания.

Обложка альбома, как она есть.
Обложка альбома, как она есть.


Конечно, отсутствие Дио на вокале стало заметно с первой же ноты. Голос Ронни всегда тянул Rainbow в сторону эпических историй и театральной драмы, он придавал песням масштаб и ощущение сказания. Когда же микрофон взял Грэм Боннет, стало ясно, что группа сильно поменяла направление. Его манера была совершенно иной: более мелодичной, прямой, даже немного эстрадной. Это уже была другая группа, и в её звуке не осталось ни намёка на Stargazer или Man on the Silver Mountain.

Слушатели, привыкшие к тому, что Rainbow сочиняют баллады уровня Temple of the King, Catch the Rainbow или Rainbow Eyes, оказались в неожиданной ситуации: привычная магия исчезла, а на её месте появилась какая-то незнакомая, новая энергия. Она не была хуже или слабее, просто акценты сместились. Вместо сказочных и фэнтезийных образов Блэкмор повёл команду в сторону более доступных и земных песен. Вместо привычного для эпохи Дио эпоса, на пластинке оказались песни более доступные и простые по форме.

-3

Тем не менее, умение Блэкмора собирать сильные составы (последняя реинкарнация Rainbow не в счет - это кавер-версия на самих себя), здесь проявилось во всей своей красе. На барабанах остался Кози Пауэлл в то время, и до самой смерти в 1998-м году - один из наиболее влиятельных и востребованных рок-барабанщиков. На клавишах появился Дон Эйри - до этого работавший с Гарри Муром и Эндрю Ллойдом Веббером, и после записавшийся практически со всем звездным рок-бомондом, от Deep Purple до Black Sabbath и Whitesnake. Такой творческий размах позволял ему добавлять в аранжировки то, что выходило за рамки стандартного хард-рокового клавишного звука.

Ну, а на басу оказался Роджер Гловер — старый боевой товарищ Блэкмора по Deep Purple. Его роль не ограничивалась басовой линией: именно он стал продюсером альбома и фактически определил направление нового звучания Rainbow. Гловер был тем, кто свёл разнородные элементы в цельную структуру, сделал акценты на мелодичности и доступности песен и обеспечил альбому то звучание, которое помогло группе выйти на более широкую аудиторию.

-4

Можно ли сказать, что этот альбом был хуже предыдущих? Наверное нет.
Конечно, разница с предыдущими работами ощущалась сразу. Там, где раньше звучали долгие и яркие виртуозные соло Ричи, теперь песни укладывались в привычную куплетно-припевную форму. Музыка Rainbow стала компактнее, короче, и именно поэтому больше подходила для радиоэфира.

Причина такого поворота лежала не только в смене вокалиста. К концу семидесятых Rainbow начали чувствовать себя тяжело в финансовом плане. Турне приносили аншлаги, но расходы на дорогу, свет и оборудование съедали прибыль, а пластинки хоть и ценились фанатами, но не всегда приносили кассовый успех. Для группы, которая ездила по всему миру с большой командой и техникой, это стало настоящей проблемой. Блэкмор, которому всегда было важно держать контроль над ситуацией, решил сделать шаг в сторону более прямого и доступного звучания, чтобы у Rainbow появилась песня, которую можно крутить на радио и которая способна привлечь новую аудиторию.

Здесь особую роль сыграли клавиши Дона Эйри. Его партии добавляли лёгкости и делали музыку современнее, создавая фон, на котором гитара звучала ярче. Бас Гловера и барабаны Пауэлла держали мощный ритм, а поверх всего этого строились песни, рассчитанные не только на преданных поклонников, но и на тех, кто мог впервые услышать Rainbow по радио в автомобиле или в кафе.

Главным сюрпризом альбома стала песня
Since You Been Gone (С тех пор, как ты ушла). Автором её был отнюдь не Блэкмор, писавший практически всю музыку для Rainbow, а британский музыкант Расс Бэллард, известный по группе Argent. Он выпустил композицию в 1976 году на своём сольном альбоме, но тогда она прошла почти незаметно: радиостанции уделили ей мало внимания, и широкого успеха она не имела.

В новый альбом её предложил взять не кто иной как Роджер Гловер, который прорабатывал концепцию коммерчески выверенного релиза. Блэкмор, обычно с недоверием относившийся к чужим идеям, в этот раз согласился: в песне было всё, что требовалось Rainbow на тот момент — ясная форма, цепкий припев и возможность сделать её основой радиоротации.

Гловер переработал аранжировку под звучание группы. Бас и барабаны сделали ритм плотнее, гитара Блэкмора добавила остроты, а вокал Боннета сделал припев заметным и легко узнаваемым. На фоне прежнего репертуара Rainbow это выглядело непривычно: вместо длинных композиций с протяжёнными соло слушатели получили песню, которая была компактной и рассчитанной на массовое восприятие. Именно поэтому она стала центральной точкой Down to Earth.

Когда Расс Бэллард писал
Since You Been Gone в середине семидесятых, он уже отошёл от активной работы с Argent и сосредоточился на сольных проектах. Песня родилась в студии как типичная композиция для радиоформата: простой размер четыре четверти, последовательность аккордов G – D – Em – C в куплете и резкий акцент на смене тональности в припеве. Текст был личным, но при этом универсальным — история об уходе женщины и о пустоте, которая остаётся после разрыва. Бэллард не делал ставку на сложность, напротив, он писал так, чтобы песня легко ложилась на голос и мгновенно запоминалась.

Именно в этом и заключалась её сила: вокальная линия припева строилась на коротких фразах, которые можно было повторять. Она контрастировала с каскадным и распевным куплетом, а вместе они давали то самое ощущение законченной композиции, которая цепляет с первого раза. Гитара в оригинале звучала мягко, скорее как сопровождение, и потому версия Rainbow, где Блэкмор добавил жёсткие риффы, сразу придала песне новое звучание, где-то на стыке поп-музыки и хард-рока.



Альбом
Down to Earth был встречен публикой достаточно тепло. Он имел успех в США, был более-менее благосклонно принят критиками. Они, критики, однако, не были единодушны, и ворчали про вокал Боннета отмечая, что его голос резко отличался от манеры Дио и что с его вокалом группа потеряла ту грандиозность, ту масштабность, которые делали ранние альбомы особенными. В то же время рецензии подчёркивали, что гитара Блэкмора оставалась главным украшением пластинки. Один британский журнал писал, что «эта музыка не уводит в мифы и сказания, но сохраняет резкость и ясность, которые невозможно спутать с чем-то другим».

В США он поднялся в чартах и дал группе тот коммерческий результат, на который рассчитывали Блэкмор и Гловер. В британском хит-параде UK Albums Chart пластинка дошла до шестого места, а в американском Billboard 200 заняла 66-ю строчку. Для Rainbow это был шаг вперёд: они наконец получили признание не только от преданных фанатов, но и от более широкой аудитории. Сингл
Since You Been Gone попал в UK Singles Chart, где удерживался в двадцатке, и регулярно звучал на радио, что раньше для Rainbow было редкостью.

Впоследствии именно благодаря Down to Earth Rainbow стали воспринимать как группу, которая сумела перестроиться и найти своё место в конце семидесятых, когда слушатель хотел не только длинных и сложных произведений, но и компактных песен, подходящих для радиоэфира.

Down to Earth занял в истории Rainbow особое место. Он стал пластинкой, где группа изменила язык и перестроилась под новую эпоху конца семидесятых. При этом они растеряли часть прежних поклонников, но приобрели гораздо больше новых. Для одних слушателей это выглядело как потеря магии, для других — как свежий поворот, который позволил услышать Rainbow в новом свете.

Since You Been Gone здесь оказалась ключевой точкой. Она открыла группе дорогу на радио и показала, что песня может жить своей жизнью, независимо от альбома. Кстати, позднее её исполнял и Брайан Мэй, а за барабанами у него снова сидел Кози Пауэлл — и в этот момент стало очевидно, что трек вошёл в репертуар британского рока как стандарт, который узнаётся с первых аккордов.

Но я должен сказать, что всегда больше любил другую песню с этой пластинки — When We Makin’ Love. В ней было всё то, что я ценю в Блэкморе: гитарное вступление, которое цепляет с первой секунды, и соло со слайдером. Ах, какая сладость! Ах, какая красота! 😊

А как вы думаете — что важнее для музыканта: найти свой радиохит, или всё-таки сохранить ту магию, ради которой он изначально учился играть?

Обнял,
АК.

Что еще почитать:
Две "Радуги" - Джо Линн Тернер о последней реинкарнации Rainbow

Гари Мур: Одна нота, которая звучала громче тысячи | Still Got the Blues

Deep Purple и Джо Сатриани. Неслучившийся взрыв