Появившаяся с принятием христианства на Руси иконопись пришла из Византии. Икона- запечатлённое изображение Христа или святого- это его образ, зрительное воплощение святого образа , но ни в коем случае не сам по себе объект поклонения, не фетиш. Само слово- икона- переводится как образ. Все изображения событий , описанных святым писанием ,происходившие в священной истории назывались словом икона.
Первые изображения Иисуса Христа историки и археологи находят в катакомбах Древнего Рима- местах моления римских рабов.Но постепенно изображение ликов Спасителя переносят на дерево греческими мастерами. Самые первые из дошедших до нас икон датируются VI веком.А так как мы приняли именно греческий , по- другому- византийский вариант христианства, то у нас на Руси тоже появились иконы на дереве.
Первая икона на дереве, известная в наши дни , написана в технике энкаустки - когда растопленные горячие восковые краски наносились сразу на дерево.
Икона-это удивительное, ни с чем другим не сравнимое чудо. Одновременно это портретное изображение , отпечаток лика , с другой стороны- это произведение искусства, дошедшие до нас через века.
С точки зрения искусствоведения в иконописи насчитывается много школ живописи : византийская, владимирская, новгородская , московская .Это только начало списка. К какой бы живописной иконографической школе не принадлежала икона, изображения на них всегда должны соответствовать канонам , то есть выработанным на протяжении нескольких веков и закреплённых решениями церковных Соборов ( съездов высшего духовенства ) правилами иконописной практики . Канон регламентирует использование устойчивого набора сюжетов, типов изображения и композиционных схем, утверждённых традицией Церкви.
С разделом церкви на католическую и православную пути изображения Господа и святых пошли по разным направления. В католическом мире господствует скульптурное изображение, в православном- живописное.В иконописи , в её приёмах, школах нашли отражения борьбы разных церковных течений , борьбы церкви с ересью, развитие навыков использования материала, состава красок.
Таким удивительным моментом в развитии иконописи , её чудо, ни с чем не сравнимым, является появление на Севере нашей страны рубленой, резной рельефной - то есть вырезанной по дереву иконы.
Русский Север заселялся с XII века простыми людьми, но уже принявшими православную веру. Иконы, написанные темперой на дорогом тисе, грушёвом дереве , были очень дорогими и народ нашёл выход. Сам стал из дерева вырезать лики святых. Хотя первые " иконы на рези были привезены из Византии в 11 веке, но именно с покорением Севера их распространение стало массовым в северном регионе.
В Смоленске, в Художественной галерее кн. М,К,Тенишевой есть целый зал подлинных резных ( иногда даже рубленых топором ) икон русского Севера.Например, икона св. Симеона Столпника.
Как вы видите, лик святого вырезался на деревянной плоше, пропитанной составом из олифы и воска, защищавшем икону от гниения. Далее вырезался собственно лик. Перед пропиткой плошка , доска, обжигалась. После вырезания покрывалась краской , края изображения часто золотились.
Перед вами икона Спас Нерукотворный . Она тоже выполнена резьбой по дереву и лик очень близок к канонам церкви , но он не написан, а вырезан и раскрашен .
Икона Зосима- столпника тоже прекрасный образец рельефной иконы русского Севера ХVI века из коллекции меценатки княжны М. Тенишевой.
Ниже- икона святого Николая Можайского второй половины XVII века, сам факет создания такой иконы в то время- большая редкость. После церковной реформы патриарха Никона в 1651 году рельефные резные иконы были объявлены вне закона, потому что они создавались мастерами из народа и не всегда соответствовали церковным канонам. Запылали костры . В них горели деревянные резные иконы.Несомненно, этот варварский способ борьбы с инакомыслием нанёс непоправимый , огромный вред нашей культуре. Не только рельефные иконы уничтожались- вместе с ними горели статуи, вырубленные из дерева, изображавшие святых угодников, потому что скульптурные изображения- влияние католицизма.
Посмотрите на скульптурное изображение святого Николая , Мир ликийских чудотворца. Оно узнаваемо. Но нет в нем той строгости и величия, что характерны для письменного изображения святого. Это чудо, что данный скульптурный феномен уцелел и попал в коллекцию княжны Марии Клавдиевны Тенишевой.
Более подробно можно посмотреть тут:
Если вам случится побывать в Смоленске, не пожалейте времени на посещение художественной галереи им. Тенишевой и вы увидите редкостную, уникальную коллекцию русских икон, собранную М. Тенишевой на русском Севере и подаренную городу Смоленску.