Большой пятиэтажный «дом со львами» на перекрестке Карла Маркса и Гайдара, начали строить перед войной для высшего состава органов госбезопасности (их в те годы без конца переименовывали, но мы для простоты будем пользоваться аббревиатурой НКВД). Сдали его только в 1948 году. Известно, что к работам широко привлекались японские военнопленные, они же соорудили и бетонные скульптуры львов.
Квартиры здесь были повышенной комфортности, газоны вдоль проезжих частей от тротуаров отделялись металлическими низкими решетками, установленными между массивными столбиками с вазонами. Двор был хорошо благоустроен, в центре его размещалась скульптурная композиция из двух фигур мальчиков с моделями самолетов. Позднее она была перенесена в угол двора, а в центре устроена спортплощадка (сейчас не осталось ни скульптуры, ни спортплощадки).
На первый взгляд, для постройки было выбрано странное место - довольно далеко от тогдашнего центра города, где было два других дома для руководства НКВД. Однако все становится на свои места, если учесть, что одновременно с началом строительства этой пятиэтажки в соседнем квартале на противоположной стороне Карла Маркса предполагалось начать возведение большого училища НКВД.
Кроме того, новостройку воткнули впритык к зданию управления пожарной охраны, которое входило в НКВД. Напротив был стадион и парк «Динамо» (спортивное общество НКВД). Ну и бонусом с третьей стороны располагался детский парк имени Дзержинского, основателя советских органов госбезопасности.
Училище НКВД в итоге так и не появилось. Хотя строительство здания на этом месте в 1950-м году началось по типовому проекту военного вуза. Именно поэтому внутренняя планировка помещений мэрии слегка нетипична для административных зданий.
Считается, что нынешняя мэрия изначально возводилась как административное здание Крайсовнархоза. Однако это неверно. Региональные совнархозы, как эксперимент Хрущева, были созданы лишь в 1957 году (их целью было комплексное управление всей экономикой на территории региона, чтобы побороть ведомственные противоречия в условиях, когда сотни предприятий принадлежали самым разным союзным министерствам), а здание сдано на 4 года раньше.
Так что вполне возможно, что здесь все-таки хотели сделать военный вуз, но по ходу дела, в связи со смертью Сталина и резко изменившейся политической обстановкой, передумали.
В общем, студенческий городок в этом районе так и не появился. А вполне мог - ведь рядом уже стоял один вуз - пединститут. Его начали строить в 1934 году и планировали сдать в 37-м. Но коробка главного корпуса полностью была готова лишь в 38-м, а студенты заселились, судя по всему, еще годом позже.
Странная история произошла с одним из символов этого района - памятником Пушкину. По официальной историографии, первую гипсовую версию привезли в Хабаровск в 1937 году, когда отмечалось столетие со дня гибели поэта. Ее собирались установить к юбилею у пединститута, который планировали назвать Пушкинским. Но строительство затянули, к юбилею не успели, и скульптура так и лежала на складе, где ее и обнаружили в 1949 году японские военнопленные, строившие институтские корпуса и общежития. Памятник отремонтировали и установили возле вуза, где он стоит и поныне. Точнее, не он, а новая медная версия, сделанная в 1990 году.
Но есть и другая интерпретация: памятник никто не привозил, а его изготовил в Хабаровске по фотографии из журнала «Огонек» японский военнопленный, скульптор по профессии.
Кстати, самое старое из сохранившихся зданий в окрестностях мэрии - тоже учебное заведение. Это железнодорожный техникум (Карла Маркса, 53). Его двухэтажное здание было торжественно открыто летом 1898 года. С тех пор оно дважды надстраивалось, было полностью заштукатурено и теперь его не узнать.
Железнодорожное учебное заведение довольно долго стояло в окружении пустырей и простейших деревянных домиков.
Благоустраивать территорию вокруг принялись лишь в начале 20-го века. Причем, есть данные, что первым начали осваивать примерно в 1905 году пустырь на месте нынешнего детского парка - на участке между улицами Амурской (ныне Гайдара), Линейной (ныне Льва Толстого) и Муравьево-Амурской был организован так называемый детский сад. Там в теплое время года на средства благотворителей проводили занятия с детьми из бедных семей и бесплатно их кормили.
Примерно в 1908-м на этом участке, который официально закрепили за Обществом физического развития детей, провели правильное благоустройство, высадку деревьев, и с тех пор вот уже почти сто лет (с небольшим перерывом, когда сразу после Гражданской войны землю распахали под огороды), это место предназначено для развлечения юных хабаровчан под разными названиями. Парк был имени Дзержинского, Комарова (поэт провел последние годы жизни в соседнем доме), Гайдара, теперь вообще безымянный.
Свои нынешние границы парк обрел в начале 1950-х, а внутренне наполнение постоянно трансформировалось. Например, весной 1961-го здесь установили настоящий списанный самолет Ил-12, оборудованный под кинотеатр со зрительным залом на 40 мест. Новинка пользовалась бешеной популярностью у детей, и простояла она всего один сезон. К следующей весне юные пионеры разнесли самолет до состояния металлолома и его убрали.
Весной 1907 года по инициативе архитектора Аристова начали облагораживать и большой пустырь через дорогу, который тянулся от здания реального училища на Николаевской площади (ныне площадь Ленина) до железнодорожного техникума. Тогда был проведен первый большой городской праздник лесонасаждения, на который собрали воспитанников всех учебных заведений города, за исключением кадетского корпуса (они решили сажать деревья на своей территории).
После еще нескольких таких «субботников» довольно большая территория, поросшая сорняками и кустарником, превратилась в распланированный и устроенный лесопарк (ныне - парк «Динамо»). И когда в 1912 году встал вопрос о месте проведения Приамурской выставки, приуроченной к 300-летию дома Романовых, то решать, где проводить, долго не пришлось.
Выставка 1913 года прошла с огромным размахом. Тогда в первый раз обустроили прообраз городских прудов, вся территория парка была застроена красивыми павильонами разной степени капитальности. Однако после начались войны с революциями и ничего от этой красоты не осталось. Пруды смыло первым же серьезным паводком, а с павильонами произошла вообще непонятная история. Часть хозяева сразу разобрали и вывезли, но часть еще долго стояла в парке. Их, в частности, видно на фотографиях 1919 года. Вероятно, во время Гражданской войны ставшие бесхозными строения горожане разобрали на дрова.
В начале 1930-х годов территорию отдали НКВД, которое к 1935 году выстроило там первый большой стадион города - «Динамо» и заново благоустроило все вокруг. Но если парк стал потом городской собственностью, и худо-бедно всегда поддерживался в приличном виде, то стадион остался ведомственным, и теперь пребывает в жалком состоянии.
Кстати, хабаровчане, когда узнают, что под этими руинами есть приличная гостиница, очень удивляются. А она там есть.
Отметим, что городские власти еще с позапрошлого века при всех режимах чуть не бредили обустройством в этом районе театра. Сюда раньше выходила довольно странно распланированная улица Театральная, которая исчезла в современной застройке, был и переулок Театральный. Уже в советское время постоянно озвучивались планы построить театр то на месте детского парка, то где-то еще поблизости. В конце-концов его здесь действительно построили в 1977 году. Сейчас здание ХМТ выглядит страшненько, но на момент его открытия это был очень модный архитектурный стиль.
Исторических домов в районе мэрии сохранилось очень мало, просто потому, что это была окраина города и состоятельные люди здесь практически не строились. Основные постройки принадлежали среднему классу, были из дерева, и все их снесли в 1960-80-х годах.
Но несколько исключений все же есть. Например, жилой дом офицера Новогонского, 1902 года постройки, на Дикопольцева, 46. Что это был за офицер и чем заработал себе на дом, толком неизвестно.
Чуть больше информации про офицера Лопатина, который построил доходный дом на Льва Толстого, 8. Известно, что он был полковник и служил в штабе округа. Правда, в этом случае от первоначального строения вообще ничего не осталось. Советская власть дом национализирована и отдала управлению Дальгеологии. К особняку позже пристроили два корпуса, а потом еще и еще. В результате сейчас это длинное офисное здание.
Дерево-кирпичный дом на пересечении Никольской (Ким Ю Чена) и Амурской (Гайдара) построил в начале 20 века городской землемер Александр Даукш. После его смерти дом перепродавали несколько раз, последним его купил в 1919 году Г.Н. Евсевиев, настоятеля Градо-Хабаровского Успенского собора. Советская власть дом у него конечно забрала, разделив на несколько квартир. В 1988 году здание было расселено и для реставрации реставрации, во время которой к нему была сделана кирпичная пристройка. С тех пор оно стало офисным.
Продолжая тему землемеров, закончим двухэтажным зданием военно-топографического отдела на Льва Толстого. Известно, что его начали строить весной 1897 года и планировали закончить за год. Но все время что-то мешало, и одноэтажное здание было окончено лишь глубокой осенью 1902-го. Через пять лет оно было надстроено вторым этажом и больше не перестраивалось.
На фронтоне можно увидеть выложенные топографические знаки - циркуль, рейсшину, линейку и цифры - 1907. Однако, согласитесь, что цифры какие-то странные, а предмет посередине больше похож на кубок, чем на топографический инструмент. По теории заговора, тут зашифровано какое-то масонское послание. По более приземленной версии, от фигур с годами просто отвалились куски.
Мимо военно-топографического отдела вглубь дворов идет тупиковый Топографический переулок. Если пойти по нему, можно найти остатки улицы Театральной - два старых дома. Это уже исторический центр города.
Из советских построек, представляющих интерес, можно отметить уже упоминавшееся здание пожарной части 1931 года с позднейшими надстройками. Это было первое здание, которое возвела новая власть в этом районе. Здесь попытались совместить административное здание с жилым - чтобы пожарные жили прямо по месту службы. Таким, полужилым, полуслужебным, оно остается и по сей день.
Интересна массивная «сталинка» на пересечении Льва Толстого и Ким Ю Чена, практически напротив бывшей Дальгеологии. Здесь выдавали квартиры геологическому начальству и наиболее ценным специалистам. По легенде, потолки там такой высоты, что некоторые умудрялись делать свои квартиры двухэтажными.
Интересно, что «красная линия» вдоль Карла Маркса в этом районе практически вся застроена «сталинками». Исключений два - вышеупомянутый ХМТ и жилой дом (Карла Маркса, 47/Петра Комарова, 2), сданный в 1982 году.
Второе исключение интересно историей, что в этом доме на первом этаже по изначальным планам должен был располагаться магазин Горзеленстроя (для продажи цветов, саженцев и т.д.) с фонтаном внутри. Но первый секретарь крайкома Алексей Черный в последний момент решил, что такая роскошь городу не нужна, и отдал помещение под картинную галерею, где она располагается и по сей день.
Удивительно, но если говорить о дальнейшем развитии этого района, то здесь еще есть, где понастроить высоток и торговых центров. Тут есть и пустыри, и полупустые участки, оставшиеся от каких-то советских организаций. На Гайдара ближе к Амурскому бульвару имеется удивительный недострой с претензией на архитектурную оригинальность. Что здесь планировали сделать - никто уже не помнит. Местные жители сказали, что стройка стоит брошенной примерно 15 лет, еще с тех пор, как с Гайдара не было сквозного проезда на Амурский бульвар.
Ну и конечно, один из главных позоров города - два сгоревших барака на Нагишкина, 5 и Карла Маркса, 51. Их пытаются снести уже лет десять, если не больше, но что-то все время идет не так. Все, что удалось сделать за это время - занавесить барак со стороны Карла Маркса баннером. По Нагишкина и на это сил не хватило, ну да там практически никто не ходит и не ездит.
Напомним, ранее мы рассказывали об улице Тургенева, которая свое имя она получила случайно, чтобы не называться Кропоткинской; о районе железнодорожного вокзала, который периодически хотели перенести на другое место; о пустеющей с годами первой в городе улице Шевченко; о ДОСах, возведенных «очумелыми ручками» военных строителей; о Дальдизеле, колыбели хабаровского пролетариата; о поселке Горького, место для которого выбрали из-за аэродрома, но он оказался не нужен; об улице Московской, которая за свою бурную жизнь сменила три названия. Об этом, а также о многом другом читайте в разделе «Городские истории».
Иван Васильев, новости Хабаровска на DVHAB.ru
Фото Евгения Переверзева