Найти тему
Евгений Дмитриев

Противоречит ли Библия самой себе? И является ли это проблемой?

Photo by Debby Hudson on Unsplash


Честный взгляд на очевидные несоответствия в Библии.

«Содержит ли Библия противоречия? Да».

Те, кто хочет дискредитировать Библию, иногда составляют списки противоречий, чтобы попытаться поставить в неловкое положение тех, кто в нее верит. В ответ многие христиане будут выполнять необычную умственную гимнастику, пытаясь доказать, что в книге нет противоречий.

Но если мы внимательно и глубоко изучаем Библию и честно говорим о том, что находим, нам приходится прийти к другому выводу. Содержит ли Библия противоречия? ДА.

Теперь нам нужно понять, что это значит. Это не означает, что Библия ненадежна, что она ‘ущербна’. Это не отрицание того, что это открытая истина Божья, слово Божье. Но, тем не менее, в ней содержатся противоречия.

Дело вот в чем: Библия была написана многими людьми за длительный период времени. И хотя, как верят христиане, Дух Божий вдохновлял этих авторов, он не руководил ими. Они не были роботами; они не писали под диктовку. И поэтому они привносят свои интересы, свои приоритеты, свои заботы и свои взгляды в то, что они пишут. И эти взгляды часто отличаются. Можно утверждать, что это делает Библию сильнее и ценнее, чем если бы она была своего рода прямой загрузкой с небес.

Существует множество различных типов противоречий, и нам нужно подумать о них по отдельности. Мы не должны просто валить их в одну кучу.

Повреждение текста

Во-первых, есть незначительные противоречия, которые, вероятно, являются результатом повреждения текстов. У нас нет оригинальных рукописей какой-либо части Библии. Что у нас есть, так это большое количество древних копий — некоторые относительно полные, а некоторые очень фрагментарные. Мы знаем, что иногда в процессе копирования возникают небольшие ошибки. Итак, примером такого противоречия может быть:

Саулу был один год, когда он начал царствовать, и он царствовал два года над Израилем. (1 Царств 13:1)

Библейская история, сопровождающая этот стих, ясно рассказывает о том, как Саул был взрослым мужчиной, когда его помазали на царство, и правил он много лет. Исследователи Библии почти единодушны в том, что это противоречие является простым случаем искажения текста из-за ошибки переписчика.

Многочисленные свидетели

Иногда возникают незначительные противоречия из-за множества свидетелей события. Все четыре евангельских повествования ясно свидетельствуют о воскресении Иисуса Христа. Но они расходятся во мнениях по незначительным деталям. Например: кто первым пришел к гробнице? Согласно Матфею, это были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова; Марк добавляет Саломею; у Луки Иоанна с двумя Мариями и ‘другими женщинами’; а Иоанн упоминает только Марию из Магдалины.

Легко понять, как могли возникнуть такие незначительные вариации. Немногие верующие в Иисуса Христа в те дни были напуганы, рассеяны и сбиты с толку; их воспоминания о самом важном факте запечатлелись в их памяти, но незначительные детали вспоминаются разными свидетелями по-разному. У этого нет причин уменьшать нашу уверенность в истинности воскресения. Хорошо известно, что когда несколько свидетелей выступают в суде и дают абсолютно идентичные описания события, они, вероятно, сфабриковали его. Незначительные расхождения служат для подтверждения свидетельства о главном факте.

Богословское разнообразие

Иногда разные версии возникают из-за того, что у разных авторов разные теологические взгляды, и то, как они рассказывают историю, разработано с учетом этого приоритета. Например, придерживаясь Евангелий, поразительно, что они иногда размещают события из жизни Иисуса в другом порядке.

Хорошим примером является момент, когда Иисус входит в Храм в Иерусалиме, чтобы очистить его. Авторы Евангелий расходятся в том, где они относят это событие к служению Иисуса — в начале или в конце. Возможно, что Иисус совершил это действие дважды. Но более вероятно, что это событие, богатое символическим значением, по-разному интерпретируется авторами, которые затем формируют свое повествование, чтобы подчеркнуть этот конкретный элемент богатого значения. Первые три автора Евангелия относят это событие к последней неделе жизни Иисуса. По их мнению, они хотят показать нам, что Иисус является исполнением ветхозаветных пророчеств о том, что однажды Бог посетит Храм и будет судить его. Напротив, автор четвертого Евангелия часто помещает это событие в начало служения Иисуса, потому что он хочет придать первостепенное значение обновлению Иисусом поклонения Израилю и его утверждению, что это новый способ встречи людей с Богом, который заменяет функцию Храма.

Итак, хотя авторы расходятся в своей хронологии, на самом деле они выражают разные аспекты этого насыщенного символикой действия.


Лживые персонажи

Одна из главных причин, по которой мы находим очевидные противоречия в Библии, заключается в том, что они присутствуют там намеренно. Есть две основные причины, по которым это может произойти. Первое — показать нам, что персонаж истории является неверным свидетелем. Например, в 1 Царств 31: 4 мы читаем о смерти царя Саула после ранения в битве. Здесь нам рассказывается, что он попросил своего оруженосца прикончить его, и когда слуга отказался, он пал от собственного меча. Всего несколькими стихами позже, во 2 Царств 1: 10 (две книги Царств образуют единый документ), к царю Давиду приходит посланник и сообщает ему, что он убил Саула из милосердия.

Неужели наш автор слишком туп, чтобы заметить, что он дал нам два разных рассказа о смерти Савла? Вовсе нет. Но в то время как первое рассказано нам рассказчиком, и поэтому ему можно доверять, второе изложение находится в устах персонажа истории. Его противоречивая история свидетельствует о его ненадежности. По иронии судьбы, царь Давид казнил его за преступление, которого он на самом деле не совершал!

Сложность истины

Второй и, возможно, самый важный тип преднамеренного противоречия обнаруживается там, где наш автор или авторы хотят указать нам на то, что происходит нечто сложное и неуловимое, и предложить нам тщательно обдумать это. Здесь я хотел бы привести два примера.

Первое из них содержится в книге Притчей. Это сборник ‘мудрых высказываний’. Иногда его понимают как набор обещаний (живите хорошо, и вы будете благословлены) — это не так. И иногда ее понимают как свод законов, указывающих нам, что делать. Это тоже не так. Это богатое и тонкое исследование того, как хорошо жить в Божьем мире.

В Притчах 26: 4-5 у нас есть интересная пара притчей.

Не отвечай глупцам по их глупости, или ты сам будешь глупцом. Отвечай глупцам по их глупости, или они будут мудры в своих собственных глазах.

Не может быть, чтобы наш автор не заметил, что эти два высказывания противоречат друг другу! Они находятся совсем рядом друг с другом.

Иногда люди, которые хотят критиковать Библию, пытаются выискивать противоречия, как будто их будет неловко и трудно объяснить. Но здесь у нас есть пара противоречащих друг другу высказываний, расположенных рядом друг с другом. Никакой охоты не требуется, и автор явно не испытывает смущения.

Так что же делает наш автор? Он приглашает нас задуматься о ценности ‘отвечать глупцам по их глупости’. Иногда важно и плодотворно урезонить кого-то, кто действует или говорит глупо. В других случаях вы впустую тратите свое время, и глупо продолжать пытаться. Мудрый человек разберется, какие условия действуют в любой данный момент времени.

Второй набор примеров содержится в книге Иисуса Навина. В этой книге рассказывается о военном завоевании земли Ханаан народом Израиля во главе с Иисусом Навином. В этой книге мы находим много противоречий относительно того, насколько полным было завоевание. Возможно, один из лучших примеров — в книге Иисуса Навина 10: 20, где Иисус Навин отражает нападение пяти армий. Сравните две половины этого стиха:

Когда Иисус Навин и израильтяне закончили причинять им очень большую резню, пока они не были истреблены, и когда оставшиеся в живых вошли в укрепленные города…

Итак, были ли люди уничтожены, или были выжившие, которые бежали? Еще раз, наш автор совершенно не смущен тем, что предоставляет нам противоречивую информацию. Если бы мы допросили его, мы узнали бы две вещи. Во-первых, он, вероятно, был бы озадачен нашим вопросом. Потому что он хочет сообщить нам нечто более важное (для него), чем реальные цифры потерь. И, во-вторых, если бы мы надавили на него, ответ, который он бы нам дал, мог бы быть примерно таким: «Очевидно, что Иисус Навин наголову разбил их, но, конечно, он убил их не всех!»


«Истина богата и сложна. Ее нельзя свести к набору фактов».

Есть еще одна категория очевидных противоречий, которые мы должны рассмотреть. Именно здесь мы видим противоречия, потому что мы читаем Библию не с точки зрения Бога, а с нашей собственной, ошибочной. Хорошим примером здесь может быть вопрос о том, является ли Бог Богом любви или Богом гнева. Многие люди предположили бы, что Библия противоречива в этом вопросе.

Однако это значит не понимать, что наши авторы не видят проблем в том, чтобы утверждать обе эти вещи одновременно. Любящие родители яростно защищают своих детей и, более того, дисциплинируют их. Итак, Библия открывает Бога, чья любовь жестока и неистова, и чья любящая природа требует, чтобы он гневался, например, на насильственных и оскорбительных. Здесь нет противоречия, как это видит Библия.

Истина богата и сложна. Ее нельзя свести к набору фактов. Вместо этого ее можно исследовать, прощупывать, проверять, намекать на нее и иллюстрировать. Это то, что Библия делает снова и снова. Лучше всего это объясняется старой историей, несколько избитой, но все же полезной.

История о нескольких слепых людях, которые исследуют слона и пытаются решить, на что он похож. Один берется за хобот и думает, что он похож на змею. Другой хватается за ногу и верит, что слон подобен дереву. Третий хватает бивень и приходит к выводу, что он похож на копье. Вы получаете аналогию. Ни один из этих людей не ошибается, но все они придерживаются неполной части картины. Противоречивы ли их идеи? Нет, если мы знаем, что слон намного больше, чем любой из них может себе представить.

Бог намного, намного богаче и сложнее, чем слон. (Разве не было бы ужасно, если бы его можно было легко объяснить или нарисовать?) И мы подобны слепым людям, на ощупь пробирающимся к тому, чтобы узнать о Нем больше. Библия помогает нам в наших поисках, но только в том случае, если мы принимаем ее богатые сложности.

Есть ли противоречия в Библии? ДА. Почему мы должны желать, чтобы было по-другому?

Библия
8981 интересуется