Найти тему

Про камни в Питере. Станции метро Ленинский проспект, Автово и Кировский завод.

Наверняка, все были в Московском или Питерском метро, не раз спускались в эти прекрасные залы подземных дворцов. Только за многолюдной суетой и бесконечной спешкой всю эту красоту и не замечаешь. То ли дело, мы, отпускники-туристы-провинциалы)))

Вид с колоннады Исаакиевского собора. Туристическая мекка Санкт-Петербурга.
Вид с колоннады Исаакиевского собора. Туристическая мекка Санкт-Петербурга.

Этот маршрут я планировала заранее. Мне очень хотелось посмотреть на один из самых красивых в мире метрополитенов в спокойной обстановке. Не спеша изучить облицовочные камни, полюбоваться мозаичными панно, люстрами и скульптурами. И, конечно, сделать фото, чтобы потом это всё ещё раз пересмотреть и показать-рассказать моим читателям, то есть вам ☺. На исследование Питерского метро я выдвинулась в девятом часу вечера, когда людской поток после рабочего дня практически иссяк. Все фото станций метро - лично мои.

Немного истории Питерского метро.

Проекты метро в царском Петербурге начали появляться еще в 19 веке. Сначала их цель была соединить разные берега города. Позже к целям добавилась прокладка пути между построенными к тому времени железнодорожными вокзалами.

Реки и каналы, а также заболоченность грунтов мешали строительству метрополитена в Петербурге (Ленинграде).
Реки и каналы, а также заболоченность грунтов мешали строительству метрополитена в Петербурге (Ленинграде).

Но из-за болотистых грунтов в дельте Невы строить крупные подземные сооружения долгое время считалось невозможным. Однако, проведя масштабные исследования, геологи и инженеры предложили смелую идею: тоннели следует прокладывать на большой глубине. Именно поэтому Петербургский метрополитен получился самым глубоким в мире по средней глубине залегания: 61 из 72 станций — глубокого заложения (22—86 метров). А станция «Адмиралтейская» — самая глубокая станция в России (глубина примерно 86 метров).

Первую линию Ленинградского метро начали проектировать в 1941 году. В планы вмешалась Великая Отечественная война. К проекту вернулись сразу по её окончании в 1945г. Первая линия протяжённостью 11 километров включала в себя 7 станций: «Автово», «Кировский завод», «Нарвская», «Балтийская», «Технологический институт», «Витебская» и «Площадь Восстания». Её запустили всего через 10 лет после войны 15 ноября 1955 года.

В ту эпоху архитектурный стиль демонстрировал тезис о том, что общественные здания и сооружения полагается строить как «дворцы для народа». А какой же дворец без богатой отделки натуральным камнем? Всего в декоре подземных залов и наземных вестибюлей Питерского метрополитена использовано около сорока сортов отделочных камней - мрамор, гранит, лабрадорит, известняк, травертин, габбро-диабаз и габбро-норит и другие. На самом деле, тут больше не про роскошь, а про практичность. Высокий пассажиропоток может выдержать только прочный, с низкой стираемостью и низкой водопоглощаемостью материал. Природный камень для этих целей подошел идеально.

Итак, Первая линия, станция Ленинский проспект. Дизайн строгий без излишеств. Два ряда колонн, расширяющихся к верху, отделаны полированным красным карельским гранитом из месторождения Сюскюянсаари.

Станция Ленинский проспект
Станция Ленинский проспект

Этот сорт отличается богатой палитрой цветов и считается самым красным из всех видов гранита. Им также отделан фундамент Исаакиевского собора, постамент памятника Екатерине II перед Александринским театром и другие архитектурные объекты Петербурга.

Оформление названия станции напоминает надпись "Ленин" на мавзолее.
Оформление названия станции напоминает надпись "Ленин" на мавзолее.

Контрастируют с колоннами белые путевые стены из знаменитого Уральского мрамора Коелга.

Колонна из красного карельского гранита. Стена на заднем плане облицована уральским мрамором Коелга.
Колонна из красного карельского гранита. Стена на заднем плане облицована уральским мрамором Коелга.

А еще я обратила внимание на пол: как лоскутное одеяло, от выложен плитами разного размера, оттенка и даже цвета. Для отделки пола использовался серый гранит из месторождения Возрождение, около г. Выборг в Лен.области, и тот же красный гранит Сюскюянсаари. Темные плиты, предположительно, габбро или габбро-нориты.

Станция Автово. Трасса первого пускового участка от станции «Автово» до «Площади Восстания» проложена глубоко под землей в толще древних кембрийских глин. В районе Автово она выходит на поверхность. Станцию строили открытым способом: был вырыт котлован, поставлены опорные конструкции, перекрытия, и все это снова прикрыла насыпанная сверху земля. Эскалатора здесь нет, как и на станции Ленинградский проспект. В станционный зал можно спуститься по широкой, облицованной красным мрамором, лестнице.

Станция Автово.
Станция Автово.

Изюминка Автово - шикарные стеклянные колонны и люстры. Сами колонны бетонные, покрыты прозрачными стеклянными пластинами с выпуклым рельефным рисунком.

-8

А чтобы сквозь стекло не просвечивал бетон, пластины делали рельефными и с внутренней стороны тоже, причем гранили под определенным углом.

Согласно первоначальному проекту, все колонны на станции Автово должны были быть со стеклянным рельефным покрытием, но выполнить отливку к сроку сдачи станции не успевали, поэтому часть колонн облицована белым мрамором.

Часть колонн облицована белым мрамором.
Часть колонн облицована белым мрамором.

Сначала это была временная мера, но потом решили так и оставить. Тема оформления станции — оборона Ленинграда. Люстры, светильники, орнаменты решёток украшены эмблемами воинской доблести: лавровыми ветвями, мечами, щитами и копьями.

Торцевая стена центрального подземного зала представляет собой мозаичное панно «Победа», с изображением женщины с ребенком, сидящим у неё на плече, работы художников В. А. Воронецкого и А. К. Соколова. Панно выполнено из смальты - цветного стекла, отлитого с добавлением оксидов металлов.

Мозаичное панно "Победа" на станции Автово.
Мозаичное панно "Победа" на станции Автово.

Станция Кировский завод. Название обусловлено территориальной близостью одного из старейших и крупнейших машиностроительных предприятий города.

Станция метро Кировский завод
Станция метро Кировский завод

В оформлении станции индустриальные мотивы отражены в металлических чеканных горельефах. Они посвящены четырем основам тяжелой индустрии: нефтедобывающей, каменноугольной, металлургической промышленности и электрификации. Выглядят горельефы, как будто выполнены из серебра.

Горельеф, посвященный нефтедобывающей промышленности
Горельеф, посвященный нефтедобывающей промышленности

На самом деле - отлиты из алюминия с последующей чеканкой и частичной полировкой. Такая техника позволяет успешно имитировать серебро. Эти украшения выполняют еще и практическую задачу - на ними прячутся вентиляционные продухи.

Станция нарядно одета в мрамор.

Стены и верх арок выполнены серо-белым грузинским Сванетским мрамором. Это единственная станция, отделанная этим видом камня, больше в метро его нигде нет. Широкие колонны облицованы серо-белым Уфалейским мрамором с Урала.

Темная полоса внизу стены - Коркодинский мрамор.
Темная полоса внизу стены - Коркодинский мрамор.

Нижняя часть путевых стен выполнена из чёрного с белыми прожилками уральского мрамора из месторождения Коркодинское. У торцевой стены бюст Ленина. Неожиданно. Мне кажется, на станции Ленинский проспект он смотрелся бы уместнее и гармоничнее.

-16

В отделке пола чередуются тёмные и светлые квадраты красного гранита из украинского месторождения Лезниковское , цветовая гамма строго выдержана по всей длине станции. И еще там какое-то особенное освещение. Как будто сквозь потолок пробивается естественный солнечный свет. Инженеры-светотехники создали такой эффект с помощью особой конструкции ячеистых решеток для светильников.

На сегодня всё. Жду вас завтра на этом же месте, поедем исследовать следующие станции))