Станция Московский ворота. Названа по географической близости триумфальной арки “Московские ворота” на одноимённой площади.
В торце центрального зала - композиция из оружия и доспехов. Это копия одного из скульптурных фрагментов Московских ворот.
Массивные, расширяющиеся кверху колонны, отделаны необычным красным мрамором и дополнены вертикальными металлическими рёбрами. Мрамор этот, а точнее, мраморизованный известняк, из грузинского месторождения Салиэти.
Его особенность заключается в редком для этого камня насыщенном красном цвете и эксклюзивном рисунке с вкраплением хлопьевидных сегментов белого цвета. В светлых пятнах в мраморе можно найти окаменевшие фрагменты ископаемых организмов, например, скелеты наутилусов – организмов из рода головоногих моллюсков. Путевые стены станции Московские ворота облицованы скучным белым кафелем (даже фотографировать не стала).
Как вы, наверное, заметили, в отделке станций, открытых в 50-60 годах, много натурального камня. В Ленинград везли лучшие сорта из Урала, Карелии, из месторождений республик Советского союза - грузинский и узбекский мрамор, украинский гранит и лабрадорит, армянский травертин - всего не перечесть. По мере возможности, старались использовать и местное сырье из карьеров Лен.области. В импортном камне нужды не было, обходились своими, советскими, минеральными ресурсами.
Станция Звенигородская. А вот в тех станциях, которые были введены в эксплуатацию в наше время, в 21 веке, уже присутствует заграничный камень. Например, зеленый мрамор на стенах станции «Звенигородская» привезен из Индии.
Гранит на полу двух контрастных цветов (зеленовато-серый и красный) тоже индийский. А белый мрамор в отделке стен - это наш, уральский из месторождения Коелга.
И коричневый гранит тоже отечественный, карельский, Кашина Гора. Темно-зеленый мрамор придает особую торжественность интерьеру центрального зала Звенигородской.
Названа станция по одноименной улице, на которой она расположена. Несколько веков назад в этом районе были казармы Семёновского полка, который проявил доблесть в Полтавской битве. Сам полк образовался из потешных войск Петра Великого. Семёновскому полку посвящено панно из смальты, расположенное на торцевой стене подземного зала.
Станция Спасская. «Спасская» является частью единственного в городе трёхстанционного пересадочного узла «Спасская» — «Садовая» — «Сенная площадь». Была открыта в 2009 году и названа в честь разрушенного храма Спас-на-Сенной, находившегося на месте вестибюля станции метро «Сенная площадь».
Подземный зал отделан редким для Питерского метро полированным греческим травертином: основной фон светло-бежевый, а узкие вставки из темно-бежевого камня. Смотрится непривычно и свежо!
Им облицованы и колонны, и путевые стены, и даже наземный вестибюль. Пол покрыт светло-серым гранитом Возрождение из Выборгского района, Ленинградской области и чёрным габбро-диабазом.
Станция Спасская украшена мозаичными панно, посвященному зодчеству Петербурга. На панно изображен памятный знак в виде круглого медальона с фамилиями выдающихся архитекторов города.
Станция Адмиралтейская. Самая глубокая станция в Петербургском метро и в России - её глубина примерно 86 метров. И неспроста: в этом месте залегают водонасыщенные грунты, пески и суглинки, а удобные для проходки кембрийские глины уходят глубоко вниз на глубину более 80 метров. Строить станцию начали в 1994, а решение о строительстве приняли аж в 1960-е годы. С 1997 по 2007 годы строительство было заморожено по причине финансового кризиса.
Площадка, выделенная для строительных работ на поверхности, располагалась в очень плотной городской застройке. Это исторический центр Санкт-Петербурга, где каждое сооружение представляет архитектурную ценность. Изначально предполагалось расселить несколько домов на прилегающей улице. Но применение современных инженерных решений и технологий в строительстве этой станции позволило обойтись сносом всего одного дома и избежать массового расселения. Открытая в 2011 году станция Адмиралтейская, значительно разгрузила пассажиропоток соседних станций. Исаакий и Эрмитаж теперь стали в шаговой доступности.
Оформление станции посвящено морской тематике. А в отделке наблюдается некоторая эклектичность - уж очень много намешано оттенков камня, порой образующие странные сочетания. Полы вымощены серым мансуровским гранитом, темным гранитом с месторождения Кашина гора и вставками гранита тона “охра”.
Путевые стены облицованы голубовато-серым мрамором. Колонны отделаны мрамором «газган» из Узбекистана теплых кремово-бежевых тонов.
Двери на путевых стенах украшены оригинальными решётками с изображением якоря. Арки дополнены чёрными полуколоннами, отлитыми из алюминиевого сплава, с цоколями и капителями из полированной латуни.
Станция Адмиралтейская украшена несколькими панно из смальты. Вот, например, композиция “Нева” в подземном зале и композиция “Адмиралтейство” в наземном вестибюле над эскалаторами.
На этом я завершаю свой небольшой цикл, посвященный натуральному камню в Петербургском метро. Лично для в этом подземном путешествии было ценно увидеть такое количество натурального камня разных пород из многих отечественных и зарубежных месторождений. Надеюсь, вам, как и мне, было интересно узнать об особенностях строительства и отделки подземных залов одного из красивейших в мире метрополитенов.