Найти тему

Про камни в Питере. Станции метро Звенигородская, Спасская, Адмиралтейская и Московские ворота.

Станция Московский ворота. Названа по географической близости триумфальной арки “Московские ворота” на одноимённой площади.

В торце центрального зала - композиция из оружия и доспехов. Это копия одного из скульптурных фрагментов Московских ворот.

Массивные, расширяющиеся кверху колонны, отделаны необычным красным мрамором и дополнены вертикальными металлическими рёбрами. Мрамор этот, а точнее, мраморизованный известняк, из грузинского месторождения Салиэти.

Его особенность заключается в редком для этого камня насыщенном красном цвете и эксклюзивном рисунке с вкраплением хлопьевидных сегментов белого цвета. В светлых пятнах в мраморе можно найти окаменевшие фрагменты ископаемых организмов, например, скелеты наутилусов – организмов из рода головоногих моллюсков. Путевые стены станции Московские ворота облицованы скучным белым кафелем (даже фотографировать не стала).

Тут где-то в плитах прячутся окаменелые фрагменты ископаемых организмов))).
Тут где-то в плитах прячутся окаменелые фрагменты ископаемых организмов))).

Как вы, наверное, заметили, в отделке станций, открытых в 50-60 годах, много натурального камня. В Ленинград везли лучшие сорта из Урала, Карелии, из месторождений республик Советского союза - грузинский и узбекский мрамор, украинский гранит и лабрадорит, армянский травертин - всего не перечесть. По мере возможности, старались использовать и местное сырье из карьеров Лен.области. В импортном камне нужды не было, обходились своими, советскими, минеральными ресурсами.

Станция Звенигородская. А вот в тех станциях, которые были введены в эксплуатацию в наше время, в 21 веке, уже присутствует заграничный камень. Например, зеленый мрамор на стенах станции «Звенигородская» привезен из Индии.

Колонны с индийским зеленым мрамором.
Колонны с индийским зеленым мрамором.

Гранит на полу двух контрастных цветов (зеленовато-серый и красный) тоже индийский. А белый мрамор в отделке стен - это наш, уральский из месторождения Коелга.

Станция метро Звенигородская. Отделка пола выполнена гранитом из Индии.
Станция метро Звенигородская. Отделка пола выполнена гранитом из Индии.

И коричневый гранит тоже отечественный, карельский, Кашина Гора. Темно-зеленый мрамор придает особую торжественность интерьеру центрального зала Звенигородской.

Зелёный мрамор из Индии и коричневый карельский гранит Кашина гора.
Зелёный мрамор из Индии и коричневый карельский гранит Кашина гора.

Названа станция по одноименной улице, на которой она расположена. Несколько веков назад в этом районе были казармы Семёновского полка, который проявил доблесть в Полтавской битве. Сам полк образовался из потешных войск Петра Великого. Семёновскому полку посвящено панно из смальты, расположенное на торцевой стене подземного зала.

Панно из смальты "Семеновский полк" на станции метро Звенигородская.
Панно из смальты "Семеновский полк" на станции метро Звенигородская.

Станция Спасская. «Спасская» является частью единственного в городе трёхстанционного пересадочного узла «Спасская» — «Садовая» — «Сенная площадь». Была открыта в 2009 году и названа в честь разрушенного храма Спас-на-Сенной, находившегося на месте вестибюля станции метро «Сенная площадь».

Станция метро Спасская.
Станция метро Спасская.

Подземный зал отделан редким для Питерского метро полированным греческим травертином: основной фон светло-бежевый, а узкие вставки из темно-бежевого камня. Смотрится непривычно и свежо!

Отделка стен - травертин светлых тонов. Название станции в тон отделки и не сильно выделяется на фоне стены.
Отделка стен - травертин светлых тонов. Название станции в тон отделки и не сильно выделяется на фоне стены.

Им облицованы и колонны, и путевые стены, и даже наземный вестибюль. Пол покрыт светло-серым гранитом Возрождение из Выборгского района, Ленинградской области и чёрным габбро-диабазом.

Станция Спасская украшена мозаичными панно, посвященному зодчеству Петербурга. На панно изображен памятный знак в виде круглого медальона с фамилиями выдающихся архитекторов города.

Памятный знак Зодчеству Петербурга.
Памятный знак Зодчеству Петербурга.

Станция Адмиралтейская. Самая глубокая станция в Петербургском метро и в России - её глубина примерно 86 метров. И неспроста: в этом месте залегают водонасыщенные грунты, пески и суглинки, а удобные для проходки кембрийские глины уходят глубоко вниз на глубину более 80 метров. Строить станцию начали в 1994, а решение о строительстве приняли аж в 1960-е годы. С 1997 по 2007 годы строительство было заморожено по причине финансового кризиса.

Самая глубокая станция в России - Адмиралтейская. Глубина 86 метров.
Самая глубокая станция в России - Адмиралтейская. Глубина 86 метров.

Площадка, выделенная для строительных работ на поверхности, располагалась в очень плотной городской застройке. Это исторический центр Санкт-Петербурга, где каждое сооружение представляет архитектурную ценность. Изначально предполагалось расселить несколько домов на прилегающей улице. Но применение современных инженерных решений и технологий в строительстве этой станции позволило обойтись сносом всего одного дома и избежать массового расселения. Открытая в 2011 году станция Адмиралтейская, значительно разгрузила пассажиропоток соседних станций. Исаакий и Эрмитаж теперь стали в шаговой доступности.

-14

Оформление станции посвящено морской тематике. А в отделке наблюдается некоторая эклектичность - уж очень много намешано оттенков камня, порой образующие странные сочетания. Полы вымощены серым мансуровским гранитом, темным гранитом с месторождения Кашина гора и вставками гранита тона “охра”.

Узбекский мрамор Газган в отделке колонн. Арки дополнены чёрными полуколоннами, отлитыми из алюминиевого сплава, с цоколями и капителями из полированной латуни.
Узбекский мрамор Газган в отделке колонн. Арки дополнены чёрными полуколоннами, отлитыми из алюминиевого сплава, с цоколями и капителями из полированной латуни.

Путевые стены облицованы голубовато-серым мрамором. Колонны отделаны мрамором «газган» из Узбекистана теплых кремово-бежевых тонов.

Двери на путевых стенах украшены оригинальными решётками с изображением якоря. Арки дополнены чёрными полуколоннами, отлитыми из алюминиевого сплава, с цоколями и капителями из полированной латуни.

Декор в морском стиле.
Декор в морском стиле.

Станция Адмиралтейская украшена несколькими панно из смальты. Вот, например, композиция “Нева” в подземном зале и композиция “Адмиралтейство” в наземном вестибюле над эскалаторами.

Мозаика "Нева" в подземном зале станции Адмиралтейская.
Мозаика "Нева" в подземном зале станции Адмиралтейская.
Мозаика "Адмиратейство" в наземном вестибюле.
Мозаика "Адмиратейство" в наземном вестибюле.

На этом я завершаю свой небольшой цикл, посвященный натуральному камню в Петербургском метро. Лично для в этом подземном путешествии было ценно увидеть такое количество натурального камня разных пород из многих отечественных и зарубежных месторождений. Надеюсь, вам, как и мне, было интересно узнать об особенностях строительства и отделки подземных залов одного из красивейших в мире метрополитенов.