“Но тем большую дает благодать; посему и сказано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Итак, покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас” (Иак. 4:6-10).
Перечитайте наш текст из Послания Иакова. Это все, чего хочет Бог, и все, что Он использует. “Церковный работник” — не библейский термин. Покорные слуги ходят с Богом; ходящие с Богом — покорные слуги. Это одно и то же. В нашем тексте Иаков утверждает, что смирение плюс повиновение дает только одно — покорных слуг. Смирение + повиновение = покорные слуги. Бог есть Бог, а я — нет. Всякий, кто ходит с Богом, может быть только смиренным и послушным.
Чем больше мы познаем Бога, тем больше смиряемся. Чем больше мы смиряемся, тем больше повинуемся. Смирение — уникальная, основополагающая добродетель христианства. Пока вы не научитесь смирению, вы не сможете возрасти в библейской духовности. Христианская жизнь начинается и заканчивается смирением.
В нашем современном обществе духовность снова в моде. Однако смирение “не приветствуется”, а повиновение “политически некорректно”. Поэтому большая часть из того, что пропагандируется как духовность, таковым не является. Если она не от смирения, то и не от Бога! Библейская духовность не пропагандирует гордость. Почему мы награждаем эгоистичных, харизматических лидеров и идем за ними? Христиане не всегда бывают сговорчивыми, но всегда должны быть смиренными.
Авраам Линкольн говорил: “Меня много раз ставило на колени огромное убеждение, что мне больше некуда идти”. Наша проблема со слугами — это проблема смирения. Служат только смиренные люди. Выбирайте всех ваших проповедников, руководителей и учителей из слуг. Вот почему старейшины сначала должны быть дьяконами (слугами, а не чиновниками).
БОГ И ГОРДОСТЬ НЕСОВМЕСТИМЫ
Иаков говорил: “Бог гордым противится” (Иак. 4:6). Бог не станет иметь никаких дел с гордым членом церкви или гордой церковью. Когда же мы научимся? Иисус протестовал против гордости в Своих притчах. В Откровении гордые церкви получили серьезный выговор. Сардийская церковь, которая имела великое имя, была мертва (Отк. 3:1). Лаодикийская церковь говорила: “Я богата... и ни в чем не имею нужды” (Отк. 3:17). Какое утверждение может быть более греховным и более глупым, чем это? Лаодикию обычно помнят за ее безразличие; Бог помнит также ее гордость. Гордая церковь не может спасти мир.
Мы смеемся над проповедником, который написал книгу “Смирение и как я достиг его”. Когда-то мы знали проповедника, который мог “сохранять величественный вид даже сидя”. Люди выражают свои “смиренные мнения”. Слышали вы когда-нибудь о человеке, который бы выражал свое “гордое мнение”? Стюардесса попросила знаменитого спортсмена пристегнуть свой привязной ремень. Он надменно ответил: “Супермену не нужен привязной ремень!” “Супермену не нужен и самолет!” — мгновенно парировала стюардесса.
Меня каждый день шокирует моя гордость. Чьи-то слова и поступки обижают меня, и я реагирую на них. А потом вижу свою эгоистичную волю, свою гордость, свое ничтожество. Наверное, это одна из причин, почему Иисус называл грешников “безумными”. Преступление греха — в том, что он направлен против Бога. Нас должна мучить совесть. Не путайте это с уязвленной гордостью! Гордость трудно подавить. Людей не беспокоит, когда их называют “грешниками”; их жутко обижает, когда их клеймят как “неудачников”. От чего идет наша обида, от совести или от гордости?
Но хуже всего то, что нашим величайшим лицемерием является “притворное смирение”. Это гордость, маскирующаяся под смирение. Чем человеку гордиться? Может он гордиться своими достижениями? Человеческие достижения — это война, расизм, ненависть, фанатизм, ложь, мошенничество, половая распущенность, насилие, преступления, нищета и подлость! Гордость — это почва для всякого греха. Грех человека — гордость. Гордость — уникальная болезнь: от нее болеют все, кроме человека, который носит ее в себе... но в конце концов она убивает его.
ХРИСТОС ДАЛ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СМИРЕНИЮ
Великие люди вдохновляют нас. Они могут являть примеры величайших добродетелей, но кто может по-настоящему продемонстрировать смирение? Только Иисус! Лишь глупец может сказать: “Я глубоко постиг смирение”. Смиренный человек не станет заявлять о своем смирении! То, что мы должны иметь, можно получить только по Божьей благодати! Бог смирил Себя в Иисусе Христе, став человеком и умерев на кресте (Фил. 2:1-11). Определение смирению дает спасение по благодати. Иисус не просто учил смирению; Он являл Собой смирение. “Блаженны нищие духом” — основа заповедей блаженства в Мф. 5:3-11. “Кто больше?” — спрашивали ученики (Мф. 18:1). Иисус взял в качестве примера ребенка и сказал: “Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном” (Мф. 18:4). А приглашенным на обед Иисус сказал: “Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится” (Лк. 14:11). Когда Сам Иисус нуждался в помощи, Он служил!
Гордость — это слишком много думать о себе, смирение же — вообще “не думать о себе”. Оторвитесь от мыслей о себе. Психология пропагандирует самокопание, самоуважение, самопознание; Иисус же проповедовал самоотречение (Мф. 16:24-27). Отрекитесь от себя; возьмите свой крест. Иисус дал только одну заповедь: “Следуй за Мной”. Если в человеке нет смирения, он не может следовать за Иисусом или уподобиться Иисусу.
Как я определяю смирение? “Убежденность (не чувство), что я совершенно не достоин доброты, милости и благодати Божьей и совершенно не способен сделать что-либо доброе без Бога”. Мы вроде бы поняли благодать в первом утверждении; возможно, мы не задумываемся о втором или не признаем его существования. Мы спасены благодатью; мы служим благодатью (Еф. 2:8-10).
Смирение кричит: “Богу слава!” (см. Фил. 4:20). Кто мог гордо стоять у креста? Истина смиряет. Любовь смиряет. Грех смиряет. Петр продемонстрировал ложное смирение в Ин. 13:3-9, протестуя против того, чтобы Иисус мыл ему ноги. Иисус резко одернул Петра. Истинное же смирение побудило Петра отдать Иисусу всего себя.
Когда Иисус пришел на землю, смирение было востребовано не более, чем куча золы. Римляне расценивали его как слабость, греки презирали его. Смиренный человек слыл тряпкой, трусом. Иисус взял проклятие, возложенное на крест, и обратил его в венец. Иисус взял отвергнутое слово и сделал его драгоценным камнем венца в славе! Какой Спаситель!
Смирение — это и быть и поступать. Это свойство сердца. Это наше состояние. Однако это еще и решение, действие, преданность. Мы смиряемся перед Богом; мы смиряемся перед людьми (Рим. 12:3; Фил. 2:3). Человек может ответить Богу только смирением. Смирение проявляется двояко: (1) честность. Это способность быть самокритичным. Иисус заповедал нам если судить, то прежде всего и более строго судить себя (Мф. 7:1-5). Смиренные люди могут даже смеяться над собой. (2) Прямодушие. Мы учим других истине в любви и прямодушии. Смирение требует, чтобы мы радовались успеху других. Чужой успех не делает меня неудачником! Другой человек достиг известности не за мой счет. Павел говорил: “Радуйтесь с радующимися” (Рим. 12:15). Августин мудро пришел к следующему выводу относительно заповедей христианской религии:
«Первая заповедь... смирение. Вторая заповедь... смирение. Третья заповедь... смирение».
СВЯТЫЕ НЕ ЗНАЮТ, ЧТО ОНИ СВЯТЫЕ
Главные добродетели парадоксальны. Вы должны иметь их, но в то же время их нельзя добиваться напрямую. Вы же не добиваетесь счастья как такового, но находите его как бы попутно. Кроме того, люди, обладающие главными добродетелями, не осознают этого. Как только вы начинаете думать, что обладаете главными добродетелями, вы уже потеряли их. Смиренный не знает о своем смирении! Нет ничего глупее, чем гордиться своим смирением. Человек, награжденный значком за то, что он самый смиренный, погубил эту репутацию, став его носить. Мудрые знают только, что “они ничего не знают”. Щедрые знают только, как мало они дают. Требуется огромное знание, чтобы понимать, что вы ничего не знаете!
И снова самую лучшую иллюстрацию мы находим в Иисусе. Один славный юноша подбежал к Иисусу, назвал Его благим, а затем спросил о своих недостатках (Мф. 19:16-22; см. также Mк. 10:17-22). Как здорово! И тут Иисус шокирует его и нас: “Что ты называешь Меня благим?” (Мф. 19:17). Совершенный Иисус возражал против того, чтобы Его называли “благим”! А что же мы?
Нам нужно быть смиренными и “благими”; просто нам нельзя это осознавать. В наших “тихих моментах”, которые мы проводим с Богом, то есть в молитве, посте и изучении Библии, таится искушение, опасность. Трагедия в том, что можно возгордиться этими “тихими моментами”! Можно заключить: “Мы лучше других, раз мы так хорошо все это делаем!” Один человек заметил: “Трудно быть смиренным, когда ты так велик”. Апостолы стремились к величию, но это было “самовозвеличивание”. Иисус осудил это, но Он также предложил им истинное величие — смирение.
РАСКАЯНИЕ ПРИВОДИТ К СМИРЕНИЮ
Кающиеся люди смиренны. А как же иначе? Они подотчетны, виновны, потеряны, беспомощны. Не смирение приводит к раскаянию, а раскаяние приводит к смирению. Не вы управляете раскаянием, а раскаяние управляет вами. Вы можете спланировать время, когда вы будете креститься, жертвовать, посещать больницы, но не можете назначить некое время в будущем для раскаяния. Давид не собирался каяться в тот день, когда проповедник Нафан постучал к нему в дверь. Три тысячи человек из Деян. 2 собрались в тот день (день Пятидесятницы) не для того, чтобы раскаяться. Раскаяние приходит тогда, когда Бог и истина побеждают вашу волю. Ежедневное раскаяние — реальный показатель вашего ежедневного пребывания с Богом.
Кому следовало быть самым смиренным человеком в Библии? Мой ответ — “фараону”. Бог послал фараону вестника (Моисея), десять казней и катастрофу на Красном море, а он так и не смирился. В чем разница между Петром и Иудой? Они оба согрешили против Христа! Разница в том, что Петр смог смириться, а Иуда — нет. Мы молимся небиблейской молитвой: “Боже, смири меня”. И все же продолжайте так молиться! Однако только Иван может смирить Ивана. Это наш собственный выбор. Бог может наказать нас; Он может действовать посредством разных обстоятельств. Иван должен раскаяться и смириться. Чарльз Сперджен сказал: “Я считаю, что каждому христианину... дан выбор — быть смиренным или быть усмиренным”. А Игнатий говорил: “Боже мой, если бы только люди знали Тебя, они бы никогда не грешили”. Парадокс в том, что смиренными могут быть только сильные.
БЛАГОДАРНОСТЬ — МАТЬ СМИРЕНИЯ
Гордости противопоставляется не смирение, а благодарность. Вы можете сказать: “Я не нуждаюсь в милостыне”. Нуждаетесь... мы все нуждаемся. Спросите свою семью и друзей! Суть духовности — зависимость. Мы все беспомощны. “Благодарение Богу за неизреченный дар Его!” — воскликнул Павел (2 Кор. 9:15). Благодать, крест, евангелие... благодарность. Мы всегда смиряемся перед нашими матерями — ведь мы стольким им обязаны. Благодарные люди смиренны.
Вот еще один парадокс. Смирение — слово, которое греет наше сердце. Мы говорим о нем, хотим его, восхищаемся им и превозносим его; и тем не менее о смирении не написано ни одного бестселлера. Ох как мало на эту тему проводится семинаров или собраний, как мало можно найти аудиозаписей. Надеюсь, что положение изменится.