Советская музыкальная комедия режиссера К. Шахназарова «Мы из джаза» была снята по сценарию А. Бороднянского и К. Шахназарова.
Этот смешной и одновременно душевный музыкальный фильм понравился советскому, а потом и российскому зрителю. Песни из картины распевают до сих пор. Снят он был Творческим объединением комедийных и музыкальных фильмов киностудии «Мосфильм» в 1983 году.
Сюжет картины рассказывал о приключениях группы уличных музыкантов в Советской России в 1926 году, во времена расцвета НЭПа. И о становлении на их примере джаза в нашей стране.
В главных ролях снимались молодые и уже известные актеры: И. Скляр, А. Панкратов — Черный, Н. Аверюшкин, П. Щербаков, Е. Евстигнеев, Л. Куравлев, Б. Брондуков, Е. Цыплакова, Л. Долина, Ю. Васильев, Б. Гитин, Н. Кочегаров, И. Мазур, П. Меркурьев, А. Немоляева.
При работе над картиной сценаристы подробно изучали историю первых советских джазовых коллективов. Они прочитали книгу А. Баташева «Советский джаз» и по итогам изучения написали сценарий.
На главную роль пригласили Д. Харатьяна, но его кандидатуру отклонил художественный совет «Мосфильма». Еще пробовали Е. Дворжецкого, М. Ширвиндта, С. Маковецкого. И. Скляр в это время снимался в соседнем павильоне в одной из тогдашних своих картин. В перерыве между съемками он столкнулся с режиссером в коридоре киностудии и его сразу же повели пробоваться на главную роль. Плюсом шло так же умение актера играть на фортепьяно и при этом не плохо петь. В фильме артист сам играет и поет.
Сюжет с героиней Л. Долиной, которая приехала в СССР придумал музыкант А. Варламов. Он вспомнил похожий случай из жизни и рассказал о нем режиссеру. Во время съемок приезда американки на вокзал режиссеру велели прекратить съемки. Именно в тот день умер Л. Брежнев и в стране объявили траур. Но режиссер выбил продолжение съемочных дней с условием играть музыку и шуметь потише. Л. Долина на съемки приезжала из больницы, где лежала на шестом месяце беременности. До сих пор певица с некоторым ужасом вспоминает тот период своей жизни, потому что постоянно боялась упасть.
Для обучения главных героев чечетке был нанят специальный педагог — чечеточник В. Кирсанов. При этом репетировали заключительную сцену в течение трех месяцев.
А для реалистичности игры актерами на таких музыкальных инструментах как банджо и барабан, им пригласили профессиональных музыкантов.
Песню за Е. Цыплакову пела певица О. Пирагс, а за Панкратова -Черного песню пел оператор картины В. Шивцик. Потому что актер не попадал в ноты совершенно.
На роль Кэт пробовалась Л. Полищук, но она не подходила по возрасту и темпераменту. А поскольку у всех в памяти еще не исчезли последние роли Цыплаковой, то режиссер позвал сниматься именно ее.
Джазовую музыку в картине исполнял профессиональный эстрадный оркестр «Современник» под управлением А. Кролла. Играли музыку 1920 годов. Также было много песен в исполнении И. Скляра, О. Пирагс, Л. Долиной, В. Шевцика, Н. Аверюшкина.
В картине есть кадры, где Е. Евстигнеев играет джазовую композицию на вилках. Это фирменное произведение актера. Он исполнял его сам и сам же импровизировал. Изначально этого сюжета в картине не было.
По мере монтажа картины, ее постоянно запускали в просмотровом кинотеатре чтобы понять как среагирует публика. По результатам некоторые сцены дорабатывали.
Когда же фильм наконец закончили и выпустили на широкий экран, то успех превзошел все ожидания. Картина стала лидером кинопроката, потом ее продали в 26 стран и она получила дипломы городов: Гренобль, Лодзь, Лондон, Гонконг, Чикаго и Белград.