Музей-квартира А. А. Блока
7 сентября музей откроет выставку «Пока судьба не привела нас на Моховую, 36…» (12+), приуроченную к 155‑летию со дня рождения Максима Горького.
После Октябрьской революции при участии Горького были созданы различные организации для творческой интеллигенции Петрограда, одним из них стало издательство «Всемирная литература», основными задачами которого были перевод на русский язык и издание выдающихся произведений западноевропейской и восточной литературы.
В работе издательства принимали участие известные литераторы. В числе приглашенных Горьким писателей оказался и А. Блок, работавший над подготовкой нового собрания сочинений Гейне.
На выставке будут представлены различные предметы из фонда В. Орлова: издания основной и народной серии «Всемирной литературы»; пятый том Гейне под редакцией и с предисловием А. Блока; брошюра «Принципы художественного перевода», каталог издательства «Всемирная литература». Копии рукописей Блока, а также иллюстрации из изданий рукописного альманаха «Чукоккала» дадут представление о его послеоктябрьском периоде творчества: о новых реалиях, в которых приходилось работать русским писателям, о таком «малоизвестном качестве» Блока, как юмор, о «понуром смехе», звучащем в его последних стихотворениях.
Музей-заповедник «Петергоф»
В Большой оранжерее Нижнего парка открылась выставка произведений из «Итальянского альбома» Карла Брюллова (6+).
«Итальянский альбом» — коллекция графических работ великого художника, открытая сравнительно недавно: ее научное изучение и атрибуция начались в 1990‑е годы. Это 33 листа разного формата и размера с жанровыми сценами из жизни «простых характеров». Рисунки создавались во время путешествия Брюллова в Италию в 1825 – 1835 годах, поддержанного меценатами Общества поддержки художников.
Брюллов писал, что не уставал любоваться не только архитектурой, искусством Рима и окрестностей, но и его жителями и, конечно, прекрасными жительницами. В Италии художник увлекся акварелью, и на выставке можно увидеть серию портретов в этой технике, натурщиков в национальных костюмах из разных регионов Италии.
Некоторые листы альбома были подарены Брюлловым в 1832 году юной графине Стефании Витгенштейн, с семьей которой художника связывали теплые чувства и воспоминания об Италии. Далее коллекция пополнялась и принадлежала их потомкам. Попав в Россию, она экспонировалась в 2012 году в рамках выставки «Знаменитый и неизвестный Карл Брюллов» в Михайловском замке Русского музея.
Музей современного искусства «Артмуза»
5 сентября на этой площадке начнет работу фотоэкспозиция «АРТиКУЛ. Кадр № 1» (6+).
Это будет первая выставка в рамках творческого проекта музея и журнала «АРТиКУЛ». Она откроет цикл экспозиций, который, по замыслу кураторов, продлится несколько сезонов. Цель — представлять работы современных профессиональных фотохудожников.
«АРТиКУЛ» — это петербургский авторский журнал о кино- и фотоискусстве. Идея выпуска подобного издания зародилась на кафедре кинофотоискусства Петербургского института культуры, отсюда и его название. Первый номер вышел в свет в мае 2021 года. В журнале публикуются работы студентов и выпускников творческих вузов Петербурга в области аудиовизуальных искусств: фотографов, режиссеров, операторов, мультипликаторов.
Мемориальный музей А. В. Суворова
В выставочном зале музея открылась выставка «Весло, бострог и рында» (6+). Необычная для Суворовского музея экспозиция рассказывает не столько о славных морских баталиях и далеких путешествиях русского парусного флота, сколько о жизни на корабле простого моряка.
На выставке представлены: суворовские реликвии (принадлежавшее полководцу весло), оружие (датирующийся XVI – XVIII веками морской мушкетон, абордажные палаши, тесаки и сабли, ружья, пистолеты, пушка, ядра, бомбы и гранаты), живопись (написанные в XVIII – XX веках портреты исторических деятелей), мундир рядового Гвардейского флотского экипажа, бытовые предметы.
Суворовский музей хранит множество вещей, не связанных с жизнью и деятельностью великого полководца. Предметы эти представляют большой интерес, однако не демонстрируются на постоянной экспозиции музея, редко покидают фондохранилища и предстают перед публикой. Некоторые из них можно увидеть на этой выставке.
Предусмотрен интерактивный раздел.
Музей «Разночинный Петербург»
Здесь открылась выставка «В Петербурге, на досуге…» (6+).
«29 июня 1910 года. Был в Зоологическом Саду. Смотрел итальянский ансамбль Коломбо. Куплетист Дюваль. Симфонический оркестр Владимирова. Обезьяна Мориц. Канатоходец Ф. Ф. Молодцов и др.». Это запись из дневника приказчика Александра Ефимова. В 1908 – 1911 годах он вел записи, в которых фиксировал свой досуг. Они и стали основой для выставки.
Досуг небогатого петербуржца в начале XX века был весьма разнообразен. Зоологический сад входил в число садов, предлагающих горожанам широкий спектр развлечений. На выставке можно ощутить атмосферу городского сада, услышать популярные мелодии того времени. В жизнь горожан в этот период вошли спортивные развлечения. Множество зрителей собирали чемпионаты по греко-римской борьбе. Они проводились на арене цирка и в городских садах. Публику привлекали трибуны ипподрома и выступления авиаторов. Довольно популярны были площадки для катания на роликовых коньках.
Словно грибы после дождя вырастали на улицах Петербурга синематографы и электротеатры — самое доступное для горожан развлечение. Но вызывали интерес и развлечения просветительские — народные чтения, музеи. В дома петербуржцев вошла первая музыкальная техника — граммофоны. Прослушивание пластинок стало формой проведения домашнего досуга наравне с разнообразными играми, привлекавшими не только детей, но и взрослых. Граммофон стал и непременной приметой трактиров.
Следы той активной и шумной жизни старого Петербурга представлены на выставке в музее «Разночинный Петербург». В ней принял участие музейный комплекс «ЛЭТИ», коллекция «Городской костюм Российской империи в конце XIX — начале ХХ века», журнал о городской жизни дореволюционного Петербурга «Петрополь», частные коллекционеры.