Обзор немецких медиа
🗞(+) WirtschaftsWoche в «F-35 для Германии: какой уж там Top Gun…» рассказывает, что немецкое правительство покупает американский истребитель F-35, но действительно ли не было альтернативы этой сделке? Во всяком случае, среди инсайдеров это решение вызывает недовольство и вопросы [напоминаю, что на покупку этого сомнительного «вундерваффе» Бундестаг выделил €55 млрд из специального бюджета Бундесвера. €55 млрд!!! 😡— прим. «Мекленбургского Петербуржца»]. Уровень упоротости: отсутствует 🟢
Стартовый сигнал для будущего истребителей Германии был дан на церемонии закладки первого камня. В августе оборонная компания Rheinmetall пригласила гостей в аэропорт Weeze в земле Северный Рейн-Вестфалия. Обычно бюджетные авиалинии Ryanair летают отсюда на курортные направления. На Фаро, Лансароте и Майорку. Сегодня же политические VIP-персоны ищут своё место под солнцем у асфальта - на строительстве завода для нового немецкого стелс-бомбардировщика F-35.
Всего через два года компания Rheinmetall хочет начать производство центральной секции фюзеляжа для высокотехнологичного самолета американской компании Lockheed Martin. Это настоящий переворот для дюссельдорфского производителя танков, который теперь входит и в авиационный бизнес. С поздравлениями выступили глава ВВС Германии генерал-лейтенант Инго Герхарц и премьер-министр Северного Рейн-Вестфалии Хендрик Вюст. Присутствует также руководитель Rheinmetall Армин Паппергер. За столиками бара - шампанское с апельсиновым соком и совместное фото с лопатами. «Одна лопата на троих!» Немного идеальный мир рубежа веков.
Больше, чем почти любой другой проект, F-35 олицетворяет собой давление на правительство Германии в вопросе перевооружения. Делать это нужно было быстро, очень быстро. И это застало врасплох, по крайней мере, часть немецкой промышленности и военного руководства. Компания Rheinmetall выиграла в решении по американскому бомбардировщику. Но есть и проигравшие, и много недовольных. F-35 рассматривается в Берлине как единственная альтернатива, поскольку Lockheed обещает скорую поставку, а система уже имеет лицензию на перевозку ядерных бомб. Таким образом, американский самолет заменит «Торнадо» Бундесвера, который должен быть снят с вооружения до конца десятилетия. Только с F-35 немцы смогут продолжать участвовать в программе ядерного зонтика США.
В итоге пространство для манёвра оказалось ограниченным. В том числе и потому, что прежнее федеральное правительство Ангелы Меркель годами откладывало принятие решения о преемнике «Торнадо». Не успели прозвучать сигналы светофора, как Россия начала свою войну, канцлер Олаф Шольц произнес свою историческую речь, посвящённую рубежу веков, а правительство запустило специальный фонд для бундесвера в размере €100 млрд. С тех пор первоочередной задачей является обновление сил ядерного сдерживания перед лицом угрозы с Востока [угроза — такая угроза… — прим. «М.П.»]. Именно поэтому так поспешно было получено разрешение на поставку самолета Lockheed, на котором кроме США летают еще 18 стран.
Он должен поступить на вооружение ВВС Германии в регионе Эйфель уже в 2027 году. Инфраструктура должна быть создана к 2025 году. Не позднее. Бундестаг должен как можно скорее утвердить и заказ на сам бомбардировщик. В декабре первого года войны ответственный бюджетный комитет дал добро: почти €10 млрд на 35 самолетов, включая вооружение.
Однако в то время депутаты не были полностью убеждены в этом. Как следует из внутреннего документа Бундестага, к своему обещанию они приложили несколько требований: они хотели, чтобы их немедленно информировали о возникновении проблем, которые «ставят под угрозу сроки или стоимость». И, прежде всего, они хотели, чтобы значительная часть добавленной стоимости самолета оставалась в Германии. Среди немецких офицеров и промышленников это междометие уже отражало опасения, что их ущемляют в правах.
И сегодня в разговорах звучат одни и те же обвинения: «Мы ставим себя в зависимость от американцев. Мы создаем незащищённость для военнослужащих. Мы вынуждены стоять в очереди за F-35 перед другими странами и допускаем угасание собственной оборонной промышленности» [надо же! А я думал, что во всей Германии один я задаю такие вопросы! — прим. «М.П.»]. «Подобные вопросы неоднократно ставились перед министерством, но важные проблемы остаются нерешёнными до сих пор», - говорит один из старших офицеров.
Инсайдер ожидает проблем из-за жёстких оперативных требований, предъявляемых американцами, и угрозы зависимости от данных. Боевое облако F-35, т.е. центр сбора цифровых данных бомбардировщика, представляет собой «настоящий пылесос», критикует военнослужащий, управляемый из США и не дающий немцам никакой возможности получить доступ к собственной информации о миссии [отлично! Просто отлично! 😀— прим. «М.П.»]. Кроме того, самолёт находится в постоянной разработке и поэтому имеет технические проблемы. Некоторые предпочли бы европейский самолет, говорит он.
Михаэль Шеллхорн, член совета директоров Airbus, отвечающий за оборонный бизнес, недавно сказал о F-35: «Европейцы купили «чёрный ящик» с открытыми глазами». В случае чрезвычайной ситуации, опасается другой руководитель оборонного подразделения, своего рода дистанционное управление может затруднить выполнение немцами нежелательных миссий «только потому, что они не устраивают нового президента-хаосита в Белом доме» [надо же! А я думал, во всей Германии только мне приходит в голову задумываться о подобных гипотетических проблемах! — прим. «М.П.»]. Проблемы других стран с F-35 также фигурируют в качестве аргументов на переговорах.
Например, ВВС Израиля жаловались на то, что им не разрешают устанавливать собственное вооружение и программное обеспечение. Кроме того, есть основания полагать, что США также хотят иметь больше прав на техническое обслуживание и, возможно, определять приоритеты своих самолётов. Правда, все партнёры по F-35 работают над связью со своими существующими системами. «Но для этого США должны дать добро, а это происходит довольно медленно или вообще не происходит в настоящее время», - критикует Шеллхорн.
По мнению некоторых представителей отрасли, Германия имеет худшие из возможных контрактов на F-35, чтобы противостоять подобным сокращениям: «Мы получаем урезанный продукт, который можем контролировать лишь в ограниченной степени, и отказываемся от услуг без необходимости». С тоской смотрят в сторону Швейцарии, которая два года назад приобрела 36 образцов F-35. Согласно правительственному документу, опубликованному в Берне, американские производители оставляют 60% стоимости контракта в качестве заказов швейцарским фирмам, причем не менее миллиарда из них - оборонным подрядчикам. Финляндия также согласовала 30% стоимости контракта для своей оборонной промышленности.
А Германия? Здесь Бундестаг также потребовал участия. «Теперь мы ожидаем, что Министерство обороны выполнит политические требования, чтобы сохранить значительную долю в цепочке создания стоимости в области обслуживания, ремонта и дальнейшего развития этих систем», - говорит Александр Райнхардт, глава Ассоциации аэрокосмической промышленности Германии. Говоря простым языком: пока ничего не видно. Правда, Lockheed Martin и её важнейший партнёр по F-35 компания Northrop Grumman сначала предложили Airbus, а затем Rheinmetall Deutschland изготовить центральные секции фюзеляжа. «Но это больше похоже на акт милосердия, чтобы выставить сделку в лучшем свете», - говорит инсайдер, знакомый с предложением [говори уж прямо: подачки — прим. «М.П.»]. Не существует ни гарантированного количества закупок, ни предсказуемой маржи.
Правда заключается ещё и в том, что таким образом против F-35 выступают, в частности, немецкие авиастроители. Американские компании, напротив, отвергают это. Завод Rheinmetall приносит «высокотехнологичные знания, которые компания может использовать в будущих оборонных проектах», - говорит руководитель полётов Том Джонс из Northrop Grumman. Рэнди Ховард из Lockheed даже говорит о PR проигрывающих конкурентную борьбу противников. Каждая страна получит абсолютно полноценный самолёт. Но ясно: «Любой, кто создаёт конкурентный продукт, конечно, будет видеть его по-другому», - говорит Ховард.
По крайней мере, для Питера Веземанна из Стокгольмского института исследования проблем мира Sipri «непосредственный выигрыш в технических знаниях, вероятно, будет весьма незначительным». Независимый эксперт по вооружениям Кристиан Мёллинг видит в критике F-35 прежде всего уязвлённую промышленную гордость [я как бы тоже. Потому что мне непонятно, почему страна, создававшая «Фоккеры», «Мессершмитты», «Юнкерсы» и «Хейнкели» должна покупать самолёты за рубежом — прим. «М.П.»]. «Конечно, понятно, что мы могли бы договориться о более выгодной сделке в 2017 году, когда ещё было время», - говорит Мёллинг. «Но сейчас, лучше поздно, чем никогда, принято политическое решение о создании системы с ядерным потенциалом, которую конкуренты, такие как Airbus, просто не могут предложить».
Единственное, что видит Мёллинг, - это зависимость от данных. Единственный способ противостоять этому - быстрый прогресс Германии и Франции в создании собственных европейских истребителей FCAS, которые должны заменить F-35 в среднесрочной перспективе.
Именно в этом и заключается ещё одно опасение немецких авиастроителей: что дело до этого вообще не дойдет, а FCAS увязнет в суматохе франко-германских оружейных интересов, и американский F-35 в итоге так и закрепится в Бундесвере. И Lockheed уже предпринимает усилия, чтобы завоевать Германию в качестве заказчика в долгосрочной перспективе: «Мы очень активно работаем над дальнейшими пакетами», - говорит Ховард. Другие сотрудники Lockheed ясно говорят немецкому правительству: «Если вы хотите получить больше прибыли и контроля, то вы должны сказать нам об этом».
Авторы: Рюдигер Киани-Кресс и Макс Бидербек. Перевёл с немецкого: «Мекленбургский Петербуржец».
@Mecklenburger_Petersburger
P. S. от «Мекленбургского Петербуржца»: ну, как бы… Критика, конечно, и вопросы поднимаются правильные… Но как-то травоядно. Я бы написал гораздо жёстче.