Найти в Дзене
Мир кораблей

Субмарины на службе короля. Подводный флот Таиланда

Подводная лодка — серьёзное оружие в руках опытных моряков-подводников крупных флотов мира. Но и менее развитые страны в разное время уделяли внимание этому классу кораблей. Среди них был и Таиланд, и на вооружении его Королевских военно-морских сил стояли подлодки типа Matchanu, ставшие первыми и последними на службе у тайского короля. 🎁 Вступай в онлайн-сражения: https://krbli.ru/3v2h7WK (подарок по ссылке) Королевство Таиланд (или Сиам, как его называли до 1939 года) заинтересовалось подлодками ещё в 1910 году. Но отсталость военной инфраструктуры и отсутствие необходимых финансов тогда не позволили создать собственный подводный флот. Вновь к идее о создании подлодок вернулись в начале 1930-х. Тогдашний начальник Морского штаба адмирал Синдху Камаланавин составил новый корабельный штат, включавший в том числе три субмарины. В 1935 году моряки добились в парламенте королевства выделения требуемой суммы — около 7 миллионов бат. Это были не очень значительные средства. Поэтому при выб

Подводная лодка — серьёзное оружие в руках опытных моряков-подводников крупных флотов мира. Но и менее развитые страны в разное время уделяли внимание этому классу кораблей. Среди них был и Таиланд, и на вооружении его Королевских военно-морских сил стояли подлодки типа Matchanu, ставшие первыми и последними на службе у тайского короля.

🎁 Вступай в онлайн-сражения: https://krbli.ru/3v2h7WK (подарок по ссылке)

Королевство Таиланд (или Сиам, как его называли до 1939 года) заинтересовалось подлодками ещё в 1910 году. Но отсталость военной инфраструктуры и отсутствие необходимых финансов тогда не позволили создать собственный подводный флот. Вновь к идее о создании подлодок вернулись в начале 1930-х. Тогдашний начальник Морского штаба адмирал Синдху Камаланавин составил новый корабельный штат, включавший в том числе три субмарины.

В 1935 году моряки добились в парламенте королевства выделения требуемой суммы — около 7 миллионов бат. Это были не очень значительные средства. Поэтому при выборе проектов, представленных судостроительными компаниями, командование флота обращало внимание в первую очередь на стоимость, а потом уже на боевые и мореходные качества.

Компромиссом между экономией и реальной эффективностью стал проект от фирмы Mitsubishi Heavy Industries. Японцы предлагали построить четыре субмарины по 820000 бат за каждую. В октябре того же 1935 года тайцы утвердили проект. Уже 6 мая следующего года в Кобе были заложены первые две подлодки, а 1 октября — оставшиеся две. Строительство было недолгим, так что 24 декабря 1936 года была спущена на воду первая пара субмарин, а вскоре и вторая.

Подводная лодка HTMS Wirun
Подводная лодка HTMS Wirun

В ходе постройки подводных лодок японцы одновременно проводили ускоренное обучение кадетов тайских военных училищ искусству подводной войны. Но из-за высокой скорости постройки и ввода субмарин в строй уже в сентябре 1937 года качество подготовки личного состава оставляло желать лучшего.

Что касается самих подлодок, то это были небольшие корабли длиной 51 м, водоизмещением 374,5 т в надводном и 430 т в подводном положении. Пара двигателей мощностью 1100 л.с. позволяла субмарине развивать максимальную скорость всего в 14 узлов. Глубина погружения составляла 60 метров, чего тайцам было вполне достаточно.

Вооружение состояло из одной 76-мм пушки, одного 8-мм зенитного автомата и четырёх 450-мм торпедных аппаратов. Экипаж — 32 человека. В целом, подводные лодки этого типа не предназначались для действий в открытом море. Все их задачи ограничивались защитой побережья королевства. С тактической точки зрения это было крайне неэффективно.

Командование флота дало подлодкам названия в честь персонажей древних литературных произведений, так или иначе связанных с морем: HTMS Matchanu, HTMS Wirun, HTMS Sinsamut и HTMS Phlai Chumphon. Субмарины вместе вышли из Кобе 5 июня 1938 года. Пройдя Тайвань и Манилу, они прибыли в Таиланд 25 июня. 19 июля субмарины были официально включены в состав флота.

HTMS Matchanu и HTMS Wirun в порту.
HTMS Matchanu и HTMS Wirun в порту.

Подлодки типа Matchanu принимали участие во флотских манёврах на протяжении всех 1938 и 1939 годов. Они отрабатывали взаимодействие с надводными кораблями. В октябре 1940 года тайский премьер-министр Плек Пибунсонграм, стремившийся к расширению территории королевства, решил воспользоваться капитуляцией Франции в Европе и нападением Японии на Французский Индокитай. Флоту было приказано закрыть Сиамский пролив и не допустить там каких-либо действий со стороны французских ВМС.

Все четыре тайских субмарины были направлены к наиболее вероятным путям передвижения французских кораблей. Но ни одна из них не смогла обнаружить крупное соединение противника во главе с лёгким крейсером Lamotte-Picquet. Оплошность подводников обошлась Таиланду дорого: в ходе боя у Ко-Чанга 17 января 1941 года были потоплены два миноносца и броненосец береговой обороны.

В дальнейшем подлодки типа Matchanu были отправлены в гавань Реама во Французской Камбодже. Но столкнуться с противником им не пришлось, так как было заключено перемирие. Вскоре Таиланд официально вступил во Вторую Мировую войну, но реальных боевых действий его флот не вёл. Субмарины стояли в различных портах на приколе с урезанными экипажами.

В апреле 1945 года, после очередного британского авианалёта, в Бангкоке были разрушены электростанции. Лодки Matchanu и Wirun приспособили под несамоходные источники электроэнергии для городской трамвайной сети.

Matchanu в гавани Бангкока рядом с кораблём береговой обороны HTMS Sri Ayudhya
Matchanu в гавани Бангкока рядом с кораблём береговой обороны HTMS Sri Ayudhya

С окончанием Второй мировой войны у страны исчезли возможности обслуживать подлодки. Таиланд был оккупирован и не имел свободных средств. А Япония, единственный поставщик запчастей и оборудования, тоже не могла оказать какую-либо помощь. После завершения оккупации страны правительство Таиланда попыталось наладить ремонт подводных лодок своими силами. Но технологические ограничения в выпуске электробатарей нужного размера застопорили всё дело.

В конце июня 1951 года военно-морские офицеры предприняли неудачную попытку государственного переворота против премьер-министра Пибуна Сонгкрама, получившую название «Манхэттенское восстание». Провал переворота привёл к тому, что правительство утратило какое-либо желание поддерживать флот и начало проводить его реорганизацию. В её ходе командование подводным флотом было упразднено. Сами же подлодки решено было списать, что и произошло 30 ноября 1951 года. Несколько лет они простояли в Бангкоке на реке Чао-Прайя, а затем были проданы компании Siam Cement Group на металлолом.

Надстройка подводной лодки Matchanu, 2012 год
Надстройка подводной лодки Matchanu, 2012 год

Так бесславно закончилась история службы тайских подводных лодок типа Matchanu. С 1951 года Королевские военно-морские силы, несмотря на рост численности кораблей и боевой мощи, так и не получили ни одной субмарины. Лишь надстройка с головной подлодки серии, Matchanu, стоящая в одном из музеев, напоминает о том, что у Таиланда когда-то был и подводный флот.

-6

Материал подготовлен волонтёрской редакцией Мира Кораблей

Понравилась статья? Не забудьте подписаться на наш канал.

🎁 Принять участие в морских сражениях можете и вы! Регистрируйтесь и получите приветственные подарки: https://krbli.ru/3v2h7WK

Другие интересные материалы: