Найти тему
30,4K подписчиков

«Стёпа», «Потеха»,«Варяг» и «Эх-Ма», которые были первыми

242 прочитали

История катеров с двигателями внутреннего сгорания в России началась в 1890 году, через два года после возникновения их как класса судов в мире. Тогда это были образцы, которые обеспеченные люди привозили себе из-за границы. Появление же собственных конструкций и производства состоялось спустя десятилетие, когда моторизованные катера уже стали массовым явлением. Во многом это произошло благодаря Александру Леонтьевичу Золотову — петербургскому промышленнику, кустарная мастерская которого переживёт обе мировые войны и будет существовать и ныне под именем судостроительной фирмы «Алмаз». А началось всё со «Стёпы», «Потехи»,«Варяга» и «Эх-Ма».

История катеров с двигателями внутреннего сгорания в России началась в 1890 году, через два года после возникновения их как класса судов в мире.

🎁 Вступай в онлайн-сражения: https://krbli.ru/3v2h7WK (подарок по ссылке)

Создатель катеров

Александр Леонтьевич Золотов был родом из купеческой семьи Ярославской губернии, но проживал в Санкт-Петербурге. Он был ярым поклонником водного спорта и членом местного парусного клуба. Несмотря на знатное происхождение, он не был настроен продолжать семейное дело, а хотел заниматься строительством различных судов. С этой целью он и его коллега и соратник Н.Я.Лушев, построили на даче Золотова в Старой Деревне кустарную мастерскую. Именно там начнётся история российского катеростроения, а мастерская вместе с этим станет расширяться и превращаться в одну из ведущих верфей Российской империи, а впоследствии — РСФСР и СССР.

Фотография А.Л. Золотова
Фотография А.Л. Золотова

«Стёпа»

«Стёпа» – первый катер с ДВС, который полностью был собран в России. Он напоминал по конструкции лодку, а мотор был зарубежного производства. Именно он являлся первопроходцем своего класса. В длину корпус катера достигал 6,9 метра и был рассчитан на 4-х человек (судоводитель, матрос и два пассажира). Несмотря на малую мощность двухтактного бензинового двигателя Western всего в 2,5 л.с., его хватало для достижения скорости в 6 узлов. На испытаниях «Стёпа» показал хорошую остойчивость и впоследствии занимал призовые места на мировых гонках катеров.

Рисунок «Стёпы» из журнала «Спорт» №9 1901 года
Рисунок «Стёпы» из журнала «Спорт» №9 1901 года

«Потеха» и «Варяг»

«Потеха» была построена в 1903 году и была похожа на катер в привычном его понимании: дубовый корпус толщиной в дюйм с непохожими на лодки обводами, рубка с каютой закрытого типа, новый бензиновый мотор Volverine мощностью 9 л.с. со срединным расположением. Всё это давало судну скорость в 10 узлов и прекрасные ходовые характеристики. Катер также вмещал 4 человека и не раз отличился на соревнованиях мирового уровня. На основе анализа этой и предыдущей конструкции А.Л.Золотов разработал катер «Варяг». Его характеристики были ещё лучше за счёт новых обводов корпуса. Какой-либо более подробной информации об этом катере на момент публикации статьи не имеется.

«Эх-Ма»

Катер «Эх-Ма» был четвёртым, сделанным А.Л. Золотовым. В отличие от предыдущих творений, он предназначался в первую очередь для личного использования конструктором. По этой причине он почти не походил на предшественников. Была изменена конструкция, использовались другие материалы корпуса (дуб и ясень). Рубка управления тоже отличалась. Была предусмотрена даже отдельная каюта в корме с большими иллюминаторами и богатой отделкой. На катере стоял фонарь для ночного плавания и мощный мотор Buffalo американского производства на 15 лошадиных сил. При своём внушительном размере «Эх-Ма» развивал 10 узлов скорости и тоже участвовал в состязаниях.

Редкая сохранившаяся фотография катера «Эх-Ма»
Редкая сохранившаяся фотография катера «Эх-Ма»

Памятные образцы

Вышеописанные образцы не обладали высокими характеристиками по современным меркам. Их моторы были ещё не специализированными, комфорт оставлял желать лучшего, и во многом эти катера ещё оставались близки к простым моторным лодкам. Тем не менее, все эти четыре судна стали фундаментом будущих исследований и конструкций А.Л.Золотова и его коллег. К сожалению, об этих разработках сохранилось мало информации, а сами они не дожили до наших дней. Но память о них, как и само катеростроение в России, будет продолжать жить.

История катеров с двигателями внутреннего сгорания в России началась в 1890 году, через два года после возникновения их как класса судов в мире.-5

Материал подготовлен волонтёрской редакцией Мира Кораблей

Понравилась статья? Не забудьте подписаться на наш канал.

🎁 Принять участие в морских сражениях можете и вы! Регистрируйтесь и получите приветственные подарки: https://krbli.ru/3v2h7WK

Другие интересные материалы: