Найти в Дзене
Russian Barber Community

Барбер в Португалии: «Одними стрижками здесь не заработаешь даже на аренду квартиры»

Барбер из Москвы Илья Шемякин не называет поездку в Португалию переездом. Пока он живёт на две страны. В Москве осталась парикмахерская Cut&Shout, которой Илья управляет удалённо вместе с женой Яной. При этом мастер работает в коворкинге Лиссабона и планирует открыть там филиал московского салона.

А когда-то Илья участвовал в первых состязаниях Barber King в Москве и даже стал финалистом.

Сколько можно заработать в Лиссабоне и чем португальский барберинг отличается от российского? Читайте интервью Ильи Шемякина для Russian Barber Community.

Илья с супругой решили уехать из России весной 2022 года. Из-за СВО ситуация с экономикой была непонятной и хотелось иметь запасной вариант. У Яны был украинский паспорт – это позволило легко сделать документы в Португалии и получить вид на жительство.

Подготовка заняла около трёх месяцев. Для начала нужно было организовать дистанционное управление бизнесом. Затем Яна полетела в Португалию, чтобы всё разузнать. Там она подала документы. А Илья получил вид на жительство как член семьи.

«Это не очень актуально для людей просто с российским паспортом. При этом сюда, насколько я знаю, несложно приехать в любом случае. Хотя в последнее время всё меняется», – отметил Илья.

Илья Шемякин с супругой
Илья Шемякин с супругой

Почему выбор пал на эту страну и город? Барбер назвал несколько причин.

Во-первых, в Португалии отличный климат. Зиму здесь можно сравнить с московской весной или началом осени. Например, прошлой зимой в Лиссабоне Илья ни разу не надел осеннюю куртку.

«Ещё здесь мне нравятся люди – расслабленные, с ними приятно общаться. И в целом тут комфортно быть иностранцем, приезжим», – признался парикмахер.

Другой важный фактор – стоимость жизни по сравнению с другими странами Европы. Здесь она намного ниже, цены сравнимы с московскими. Ритм города в Лиссабоне тоже не такой быстрый, как в российской столице.

«Тут не приходится постоянно бежать, чтобы оставаться на одном месте. Есть ощущение, что после Москвы вести дела и бизнес здесь гораздо проще. Главный плюс – что ты зарабатываешь в евро. Главный минус – не зарабатывать в евро, когда живёшь здесь. Ещё в Португалии низкий уровень преступности по сравнению, например, с соседней Испанией, где часто вырывают сумки», – уточнил Илья.

Илья Шемякин
Илья Шемякин

В бьюти-сфере он тоже заметил важные отличия. Они бросились в глаза после двух недель работы в местном салоне и собеседовании в парикмахерской у экспатов. Это касается и сервиса, и чистоты, и уровня парикмахеров, и ожиданий клиентов.

«Всё, что я вижу, расстраивает. В некоторых салонах даже нет администраторов. Консультирует клиента какой-то стажёр или мастер, который отвлёкся от клиента. К тому же я нигде не видел зону для стерилизации инструментов», – рассказал Илья.

Нет здесь и учебных центров для парикмахеров. Иностранные преподаватели в Португалию тоже не приезжают. В барбершопах обучение часто проводят старшие мастера. Кто-то отправляет сотрудников в лондонскую академию Vidal Sassoon. Но в этом нет смысла, так как в Лиссабоне, по словам Ильи, мало запросов на сложные стрижки.

Илья Шемякин
Илья Шемякин

При этом здесь каждый находит своего клиента. По рассказам Ильи, обычно все ходят к мастерам своей национальности. Португальцы стригутся у португальцев, и их устраивает качество. Мигранты из России и Украины ходят к своим мастерам, которых здесь тоже уже достаточно, и некоторые даже открыли салоны. Бразильцы ходят к бразильцам – у них свой фэшн.

«Бразильцы, насколько я знаю, более техничные парикмахеры, чем португальцы. Есть португальцы, которые ходят к бразильцам. Хотя у меня, например, есть несколько клиентов-девушек из Португалии. В последние годы они жили где-то в Европе, сейчас вернулись сюда и не пошли стричься к португальским мастерам. Нашли меня в коворкинге», – уточнил Илья.

Кстати, до приезда в Лиссабон мастер учил португальский, но ему не повезло с преподавателем. И оказалось, что в стране многие говорят на английском, особенно молодёжь.

«По прошествии года мне уже хочется говорить на португальском, и я его учу. Но в целом для того, чтобы ехать сюда, знать португальский необязательно», – уверен Илья.

Илья Шемякин
Илья Шемякин

Что по ценам на услуги барберов? В приличных барбершопах стрижка стоит 20-25 евро, в хороших парикмахерских – 40-45 евро. В коворкинге, где работает Илья, цена доходит до 65-70 евро при стоимости аренды 20 евро в час.

«Зарабатывать только стрижками, не делая окрашиваний, здесь очень сложно, потому что это работа по найму в салоне три дня в неделю. Стрижка там стоит 40-45 евро, и ты из них получаешь 13-15 евро. В день приходит человек пять-шесть», – объяснил Илья.

По его мнению, гораздо выгоднее развивать свой Инстаграм* и работать в коворкинге. Илья признался, что на новом месте ему больше всего не хватает бизнеса, который много лет строили в Москве, то есть салона и команды. Но ситуация меняется, потому что скоро в Лиссабоне откроется филиал Cut&Shout.

Илья Шемякин
Илья Шемякин

Своим примером Илья хочет показать, как правильно работать и честно вести дела. В салонах, которые открывают экспаты, встречаются странные наценки в стиле плохих российских салонов, отметил барбер.

«Хочется прозрачности в прайсе, отношениях мастеров и клиентов. Хочется реализовать тут всё, что мы умеем делать. Если обобщать, то речь идёт о таком уровне сервиса, которого мы здесь пока не видели», – рассказал Илья.

Напоследок он дал пару советов парикмахерам, думающим о переезде в Португалию. Первое – это ехать в крупный город, где больше экспатов как потенциальных клиентов. Португальцы, скорее всего, не будут ценить уровень российского сервиса и платить за него. Второе – не только стричь, но и красить. И третье – не сомневаться в своём мастерстве.

«Всё, что у нас часто называют европейским сервисом и качеством, на самом деле далеко от истины. В Москве всё это прокачано на более высоком уровне. Поэтому, если у вас получилось в крупных российских городах, то обязательно получится и здесь. Ничего не бойтесь!» – резюмировал Илья.

* деятельность Meta запрещена в РФ