ВЛИЯНИЕ ТЕАТРА КАБУКИ НА АНИМЕ
Кинематограф, как и анимация в любой стране, опираются на местную театральную традицию. Более того, эта театральная традиция в особенности могла повлиять на то как быстро набирает популярность кинематограф в той или иной стране.
Страны в которых существовала сильная школа театра варьете, и вообще такого, более дешевого народного театра, с точки зрения высокой культуры, там кинематографу было сложнее в виду большой конкуренции. В тех странах где эта традиция была слабее, кинематограф очень быстро отвоевал себе зрителя в виду дешевизны и доступности развлечения для широких масс.
В Японии существовала крепкая собственная театральная разноплановая разноуровневая традиция, наподобие с Китаем и Кореей: и поэтому долгое время она соперничала с анимацией и кинематографом. И кинематограф и анимация очень многое переняли из нее. Разберем почему театр КАБУКИ один из важных источников вдохновения для аниме.
Изначально КАБУКИ задумывался как «дешевый» народный театр, не слишком престижный и значимый, но его статус к 19 веку рос, и к его концу произошел взлет театра КАБУКИ. Театр был строго иерархичной системой, и попасть в лучшие спектакли были тяжело человеку, который не происходил из какой-нибудь знатной семьи которая из поколения в поколение традиционно играет в театре первые роли. Кстати по этой причине появляются другие виды театра, аммногие талантливые актеры которые не смогли пробиться сквозь коррумпированную систему театра в начале 20-ого века уходят в кино.
Театр КАБУКИ это традиционный японский театр, во многом строится на жестах и символах, на различных знаках которые не используются в традиционном европейском театре. Чаще всего в театре КАБУКИ зрителям показывается уже давно знакомый зрителям сюжет, который во многом считывается благодаря отдельным жестам, сочетаниям цветов на костюме персонажа или символам на нем, каким-то знакам, которые человеку со стороны будет трудно понять. Большое значение жестам и танцам. Иногда благодаря всем этим аспектам типа цветовой гаммы костюма персонажа или определенным узорам на нем мы можем считать его мотив. В какую позу встает актер представляясь зрителям, все эти детали важны и характиризируют персонажа.
В театре КАБУКИ разыгрывались традиционные сюжеты: какие-то брались из литературы, какие-то из народных легенд, и часто рассказывали о какой-либо трагедии. Двойное ритуальное самоубийство в какой то мере считается хеппи-эндом в культуре КАБУКИ. Потому что в традиционных представлениях умереть и не дать себя обесчестить вполне себе хороший исход. Эта идея была дика даже для Кореи и Китая как не странно, и по этой причине сюжеты, приходящие из японского КАБУКИ немного менялись под реалии Китая или Кореи, где двойное ритуальное самоубийство все таки не считалось счастливым концом для истории.
В театре КАБУКИ зарождается два важнейших для японской массовой культуры кинематографа и анимации типажа, это ТАТЭЯКУ и НИМАЙМЭ. В последствии эти типажи становятся более богатыми и широкими, изначально выходящие из литературных сюжетов. ТАТЭЯКУ это благородный чаще всего самурай, или другой герой, для которого по всем законам традиционных японских верований высшей наградой является служение и исполнению своему долгу или хозяину. Он прекрасен, холоден и отстранен. У него нет любовных линий ибо у него есть цель: исполнять свой долг. Это благородный герой живущий по законам чести. Он может быть холоден и даже агрессивен по отношению к другим персонажам, потому что если что-то не является важным для исполнения его миссии то это не имеет для него значения. ТАТЭЯКУ часто является обьектом неразделенной любви, и если в аниме вы видите БИСЁНЕНА которых холоден и интровертен к другим героям, и у него есть группа влюбленных фанаток (вспоминаем Саске из НАРУТО или Джотаро из РЫЦАРЕЙ ЗВЕЗДНОЙ ПЫЛИ), у них есть цели, а все остальное не имеет абсолютно никакого значения. Благородный герой с как правило, не менее благородной смертью.
НИМАЙМЭ появляется в связи с разными социально-экономическими изменениями в истории Японии. Это персонаж который неуверен в себе, он может сомневаться как Синдзи из ЕВЫ и множество других подобных персонажей; Он не уверен в своем долге, он не уверен ради чего именно живет, и нужно ли ему исполнять свой долг вообще… Для этого персонажа идея о том что он идет своим путем как в буддийских школах где отступать нельзя, - неочевидна; для такого персонажа важна любовная линия, если говорить о театре КАБУКИ то там он скорее будет успешен; И самое печальное, не смотря на то что он уделяет своей чувственности и любовному порыву много внимания и времени, скорее всего сюжетно он приведет свою возлюбленную к позору, и ей или им придется убить друг друга чтобы смыть позор.
Подводя итоги мы имеем двух персонажей, один из которых как бы сильнее, стоит чуть выше, благородный сильный персонаж который движется к своей цели; и персонаж который поддается чувственным страстям и в принципе страстям и это губит либо его, либо всех вокруг кого он любит.
Данные типажи часто появляются в японском кино и в анимации конечно же тоже. Наверняка читая описание героев у вас возникло множество ассоциаций из разных тайтлов.
В 20-ом веке НИМАЙМЭ немного мутируют, потому что японское общество подвергается влиянию запада и переосмысливает традиции. Костная приверженность традициям и попыткам следовать только им и идеям превосходства Японии привела к трагедии второй мировой войны, по мнению многих японцев, поэтому многие идеалы они стали ставить под сомнение. В том числе идеи самурайского кодекса чести БУСИДО из-за его спорности. Это нам представляются самураи как благородные идеальные войны, но на деле они совершали множество сомнительных вещей, например запросто могли убить крестьянина, если он видел как самурай споткнулся. Таких моментов много, и идеальные чистые образы самураев не могли бы существовать слишком долго в отрыве от реальности.