Сегодня в рубрике «Лица Дербент Вино» долгожданный гость — главный винодел компании Шамиль Алиев. Он как Зорро — красивый, таинственный и неуловимый (командировки, выставки, нескончаемые производственные процессы). Нам удалось поймать Шамиля во время самой горячей для всех виноделов поры — сезона сбора урожая, оттого ценность этой беседы еще выше.
- Шамиль, 18 августа «Дербент Вино» отметили свой первый юбилей — 5 лет. Вы работаете в компании со дня основания, расскажите, что изменилось за эти годы?
Мы прошли не такой долгий по мировым меркам, но очень интересный и динамичный путь. Виноделы уже живут от сезона к сезону, все процессы выстроены и четко налажены. Каждый год команда старалась отработать лучше, чем предыдущий — мы увеличивали объемы производства, расширяли ёмкостной парк, высаживали новые виноградники. Этакое соревнование с самими собой. Результаты показали, что мы справляемся с объемами, не теряя в качестве. За пять лет «Дербент Вино» немного заматерели, стали более опытными, и главное — нашли своего покупателя и четко знают, что ему дать.
- Уже стартовал сезон сбора винограда, основополагающий момент для всех виноделов. Расскажите, почему он так важен?
В эти 2-3 месяца происходит мощнейшая концентрация энергии, сил и возможностей завода. К сезону мы готовимся как к принятию главного боя, служба механизации, лаборатория, производственный цех — все поставлены «под ружьё». К старту сбора всё должно быть готово, опробовано, автоматизировано.
Ребята, которые работают на полях — агрономы, рабочие, делают все возможное, чтобы вовремя собрать и быстро доставить максимально качественный урожай с необходимых участков. Мы его принимаем и отправляем по линейкам. Если упростить, можно сказать так — за этот короткий срок надо успеть всё твёрдое превратить в жидкое, и сделать это таким образом, чтобы в итоге получить не случайные вина, а задуманные линейки с сохранением стилистики.
- Хочу обсудить этот процесс подробней. Многие его представляют очень романтично — винодел гуляет вдоль посадок, надкусывает ягоду, удовлетворенно кивает, и танцующие женщины с плетеными корзинками выходят на сбор винограда. Как все обстоит на самом деле?
Это также как с любым видом деятельности, когда мы видим лишь конечный результат и не задумываемся о том, какую работу пришлось проделать, чтобы прийти к этой точке. Вот художник рисует картину или артист на сцене исполняет роль, все кажется так просто, но за этим стоит титаническая работа, тысячи часов обучения, проб, тренировок, ошибок. Виноделие хоть и представляется очень романтичной деятельностью, на самом деле это глубокая, аналитическая работа.
Винодел должен быть и управленцем, и инженером, и исследователем. Например, огромное время уходит только на организацию работы на определенных участках, чтобы каждый стоял на своей позиции — технологи, рабочие, операторы. Далее необходимо контролировать все процессы, быстро решать нештатные ситуации, а они возникают при любом уровне механизации. Плюс это ненормированная работа, ты не можешь в 18.00 встать и уйти домой. Все технологические процессы имеют свое логическое завершение согласно промышленной логике, они не подстраиваются под обычный рабочий день. В общем, когда вы видите винодела в рубашке и пиджаке с бокалом, знайте, до этого момента он очень много работал.
- Чего вы ждете от текущего сезона?
Никаких ожиданий и облачных мечтаний, в нашей сфере чудес не случается. Мы работаем по четкому, заранее прописанному сценарию — имеем заявку, знаем свои возможности исходя из площади посадок, сортового состава, количества линеек и т.д., и далее двигаемся по технологическому циклу. Большие эксперименты нам уже неинтересны, мы наигрались и определились со своим стилем. В общем, снова никакой романтики, сплошная математика)
- Вы долгое время работали на Кубани. Чем отличается виноделие Дагестана?
Грандиозных отличий нет, все-таки мы работаем в одной стране и программа подготовки кадров долгое время была единой. Если говорить о прошлом, то в советском виноделии из-за плановой экономики акцент был смещен на количество в урон качеству. Благо в нынешнее время мы изживаем подобный подход, теперь рынок диктует условия. Плюс мощным толчком послужил опыт взаимодействия с иностранными коллегами, в последние годы многие наши специалисты поехали учиться в Европу. Их образование гораздо сильнее, как бы ни было это обидно признавать. В той же Франции сильно развита преемственность, и она объединяет столетия, нет разобщенности между теорией и практикой — винодельческие факультеты работают в плотной связке с производством. Конъюнктура рынка развивается ровно, понятно. Виноделие как отрасль относится к сельскому хозяйству, и вино, соответственно, сельхозпродукт, благодаря этому нет бесконечных административных контролирующих органов.
Теперь, когда мы не оторваны от мира, можем перенимать опыт у лучших и переносить его на наши реалии. Винные хозяйства в Краснодарском крае первыми стали приглашать энологов и консультантов из Европы. В последние годы на Кубани активно развиваются малые формы хозяйств, что большой плюс для отрасли и региона, т.к. именно они двигатели и новаторы. «Лефкадия», «Дивноморское», «Сикоры», «Шато Пино» — эти винодельни много экспериментируют, работают с небольшими тиражами, делают очень интересные вина. Не могу не упомянуть Крым, хоть он и не относится к вашему вопросу, местные производители прекрасно работают со своим терруаром и уже задают планку остальным. В Дагестане немного другая ситуация, мы индустриалы.
Но в течение 5-7 лет республику ждет волна нового виноделия, производство отходит от архаических представлений и стереотипов. Можно сказать, что Дагестан переживает небольшую революцию в виноградарстве, например, даже посадки уже закладываются под машинную уборку, а ее здесь никогда не было. Те процессы, которые нам только предстоит пройти, для Кубани уже пройденный этап, ну и долгий опыт работы с иностранными коллегами дает о себе знать, в этом ключе они пошли немного дальше. Дагестан — очень динамичная республика, любые проекты здесь реализуются молниеносно, если они действительно интересные.
Думаю, достаточно скоро мы выйдем на одинаковые позиции с Кубанью, у нас все для этого есть: прекрасный климат, технические, материальные и человеческие ресурсы, видение, желание. Хотя я не переживаю за наш край, мы — российские производители делаем общее дело и идея винного братства, она объединяет. Сейчас наша общая задача состоит в том, чтобы не было экспансии со стороны иностранных производителей, на полках должно стать больше достойных отечественных вин из разных регионов.
- Шамиль, «Дербент Вино» стали известны благодаря качественным, вкусным и доступным игристым винам. Почему ставка была сделана именно на эту категорию вин?
Изначально проект был запущен под игристые вина. Перед нами стояла цель — выпускать понятное, качественное, доступное, но при этом имеющее свой стиль, вино из Дагестана. Сначала мы экспериментировали, первые коллекции — этакие пробы пера, они практически неизвестны. И вот со второй-третьей попытки, наконец, попали. Линейка Di Caspico стала одним из носителей бренда, ее успех — результат совместной работы с итальянцами (прим. консультанты из компании «Enofly»). Мы тщательно отбирали сорта, делали пропорции купажей, меняли исходные данные. С Di Caspico «Дербент Вино» нашли своего покупателя и стали известны по всей стране. Это, конечно, произошло не само собой, здесь большая заслуга отдела продаж, отдела маркетинга и вообще всей команды.
- Вас консультируют энологи из итальянской компании «Enofly», как на совместной работе сказывается менталитет и разный винодельческий опыт?
Так получилось, что наша команда виноделов и консультанты из «Enofly», одновременно вошли в проект. Честно скажу, в начале было много недопониманий, и мы не сразу смогли обойти острые углы. У итальянцев было несколько другое видение технологических аспектов и некоторых организационных моментов. Помогла общая цель — создать и выпустить на рынок качественный продукт, она нас объединила. Постепенно мы стали понимать и слышать друг друга. Конечно, в силу возраста и международного опыта коллег нам приходилось чаще подстраиваться, это нормально.
В итоге сложился удачный тандем и появились первые результаты. Успех как раз показал все преимущества совместной работы, появилось ощущение поддержки, чувство локтя. У коллег из «Enofly» очень профессиональный подход, а работать с профессионалами — отдельное удовольствие. Я думаю, что проект «Дербент Вино» им симпатичен, они с большим удовольствием приезжают в Дагестан. Если посмотрим динамику, увидим, что все показатели только растут, это очень приятно осознавать. Мы прошли бок о бок путь длиною в пять лет, не каждое российское производство может таким похвастаться.
- Давайте о критике, последние 2 года ваши вина завсегдатаи рейтингов, частые победители на различных конкурсах. Есть мнение, что для российских вин эти победы комплиментарные, особой ценности они не несут, и даны лишь для того, чтобы поддержать отечественное производство. У меня два вопроса — Что для вас означают эти победы? Насколько справедливо это мнение?
Я считаю, что в России уже есть несколько конкурсов, которые имеют право называться международными — у них есть статус, сильный состав жюри. Вина, которые они отбирают, действительно сделаны на современном уровне. К вопросу о справедливости мнения — это профессиональные рейтинги и они точно не раздают награды авансом. В целом история с участием в конкурсах только мотивирует быть лучше и дает лишний повод для гордости, здоровая конкуренция, она полезна и нужна. Главное, чтобы это не превратилось в гонку за призами. Медаль или кубок всегда комплимент, отметка работы винодела и команды завода. Вам разве не нравится, когда вас хвалят? Это любому человеку приятно.
Более того, я считаю, что нужно поощрять хозяйства принимать участие в различных соревнованиях, потому что очень много «нашего брата», который скромно делает свою работу, создает интересные вина и дальше никак себя не проявляет, остается в тени. О них надо рассказывать. Некоторым виноделам достаточно просто сказать: «Я попробовал твое вино, оно правда хорошее». И все, это будет работать лучше, чем любая золотая медаль. То есть оценка в любом случае важна.
- Знаю, что виноделы относятся к своим винам как детям — все родные, всех люблю одинаково. Но все таки спрошу — какие линейки «Дербент Вино» вы выделяете? Здесь даже не про любимчиков, а по той же аналогии с детьми скорее про особенности характера, темперамент, способности.
Первый год я работал на предельных скоростях, старался выжать максимум из предоставленных возможностей, и быстро дать результат. Знаете, это как впервые сесть за руль нового автомобиля — ты пытаешься прочувствовать скорость, посадку, обороты, понять, как себя ведет машина на трассе, как в городе. Наши первые релизы такие же. А сейчас, когда мы прошли определенный путь, все “обкатали”, поняли климат, терруар, знаем свои возможности исходя из площади, участков, сортов, выработали стилистику линеек, можем приступить к технологически более сложным винам. По аналогии с детьми получается так: первый сын — эксперимент, второй — результат определенной практики, третий — любимчик. Поэтому я выделю Эндемы и Desono — это очень достойные линейки, самодостаточные, выверенные. Можно сказать, что они уже блестят, эти алмазы отшлифованы.
- Шамиль, продолжите фразу «Дагестан сегодня — это...».
Радуга, непрочитанная книга, диковинный ручной ковер. Если сравнивать с творчеством — новое направление в искусстве, авангард нашего времени. Главная ценность Дагестана — люди. В республике проживает большое количество различных народностей, у каждой своя кухня, культура, ментальность, язык. Все это выливается в такую яркую палитру, с которой хочется взаимодействовать — разглядывать, узнавать ближе. Недаром за последние пять лет турпоток в Дагестан увеличился почти на 50%. Наша задача — сохранить эту уникальную культуру и передать другим поколениям.
- Последний вопрос. Вы выпустили почти все модные тренды — глу-глу, оранж, розе в различных стилистиках. Чем планируете удивлять потребителей в следующем году?
Мы работаем в массовом сегменте, создаем вина для большой страны, но и здесь есть ниши, которые можно освоить. Очень важно уметь слышать свою аудиторию, и давать ей то, что она хочет, не навязывая свое видение. Все-таки мы работаем для людей. Всех секретов не раскрою, мы следим за трендами, но точно не будем никого копировать и делать все подряд.