Найти тему
Субъективный путеводитель

С непривычки страшновато! Необычная достопримечательность Батуми

Дорога на Турцию после небоскрёбов Нового Батуми тянется сквозь частный сектор, заправки, парковки, автосервисы и магазины. В какой-то момент среди них появляются самолётик с французским флагом на хвосте да бюст с табличкой на грузинском.

Памятник - видимо, первой грузинской лётчица Фатико Гогетидзе. Самолёт же, как опознали читатели, более всего похож на выпускавшийся с 1915 года "Кёртис JN-4", самый распространённый учебно-тренировочный биплан 1920-30-х годов. В первую очередь - в Америке, которой и принадлежала, несмотря на "французскую" палитру, такая символика в те времена.

Прежде на борту самолётика была ещё и надпись "A.M.M.S Kelly Field" - это название крупнейшей американской тренировочной базы времён Первой Мировой: возможно, на ней проходили обучение и первые военные лётчики Грузинской демократической республики

Важнее то, что отмечает самолётик поворот к Батумскому аэропорту, по впадающей в море в нескольких километрах отсюда реке так же известному "Чорох". Он был построен в 2007 году на базе старого (с 1940 года) военного аэродрома, и трафик его с тех пор рос на двузначные цифры ежегодно - до 650 тысяч пассажиров в 2019 году.

Что, впрочем, среди аэропортов бывшего СССР даже не первая сотня, а попадают в Батуми чаще поездом через Тбилиси или автобусом через Трабзон. Реконструкция коснулась в первую очередь терминала...

-2

....а скрывается за ним единственная взлётка, на которую не может сесть ничего крупнее "Боинга-737" или "Аэробуса А320". Так что непосредственно в Батуми летают всего несколько рейсов в день из Тбилиси, Стамбула м Тель-Авива, а в сезон так же из городов Казахстана и ОАЭ. Но расписания этих рейсов и онлайн-табло мы просматривали не раз...

-3

..так как минут за двадцать от Дома над мандариновым садом можно было дойти до обнесённого забором берега, где бульвар выглядит уже готовым, но формально ещё строится, и за временный забор официально ходить запрещено, а фактически все желающие ходят прямо на глазах у рабочих. С бульвара, спиной к морю, снят кадр выше, и вот, сверившись с расписанием, мы сели на камни и начали ждать:

-4

Вскоре со стороны моря раздался гул, и лишь через пару минут показались холодные огни высоко в небе:

-5

Когда прямо на тебя несётся самолёт - с непривычки страшновато! Аэропорты у моря с глиссадами прямо над пляжем - я знал этот сюжет по фотографиям и видео откуда-то из "жарких стран". И этот спонтанный аттракцион тоже добавляет Батуми тропичности:

-6

За три недели в городе мы ходили сюда не раз - купаться в море да любоваться самолётами над самой головой. Взлётка Батумского аэропорта проложена очень красиво, как будто упираясь в далёкие зубастые горы, густо посыпанные снегом после четырёх дней проливного дождя.

Долина полноводного Чороха разделяет Месхетский и Шавшетский хребты, иначе - Малый Кавказ и Понтийские горы, и мне хочется думать, что над аэропортом нависает Карчал (3493м), одна из высочайших вершин Лазистана уже на территории Турции.