Найти тему
Я - деревенская

Учитель на селе почти что бог

"Деревенский дневник" 1 сентября

"Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе!"

Аня делала прическу своей дочке и напевала эту песенку. Два пышных банта красовались на голове Настюшки, в вазе стоял яркий букет из мелких астр с веточками аспарагуса, на плечиках висела новенькая школьная форма – темно-синий сарафан, белоснежная блузка и ажурный фартучек. Всё было готово к тому, чтобы идти в школу!

Первый раз, в первый класс! Радостно и волнительно и для детей, и для родителей. Да даже если и не в первый класс, но в новую школу, то тоже волнительно. Матвейка, который пошел в пятый класс, переживал не меньше своей младшей сестры. Он-то отучился четыре класса в городской школе, и теперь придется привыкать к новому классу, находить себе новых друзей. Да еще и за младшей сестрой приглядывать.

Я помогала подруге готовить детей к первосентябрьской линейке. Мы решили, что я тоже буду сопровождать их в школу вместе с Аней и Степаном. Подготовка длилась уже неделю – поездки в райцентр по магазинам за одеждой для учеников, за канцелярией и прочими важными школьными вещами.

Во время этих поездок Аня часто вспоминала свою бабушку Милютину Валентину Ивановну. Она была учителем младших классов в Боровской школе, а когда вышла на пенсию, то направила свою педагогическую деятельность на внуков. Аня с теплом вспоминала бабушку, рассказывала много интересных историй про неё.

- Баба Валя научила меня читать-писать лет с четырех. Надо сказать, что очень успешно! Любовь к знаниям она мне привила накрепко, и слова Ленина "Учиться, учиться, учиться!" буквально вдолбила в голову.

Художник И.Григорьев "Девочка у доски" Учительница на этой картине один в один похожа на мою бабушку. Именно такой я её и помню, даже дома как учитель...
Художник И.Григорьев "Девочка у доски" Учительница на этой картине один в один похожа на мою бабушку. Именно такой я её и помню, даже дома как учитель...

Мы же все тогда так и жили в деревне. А в советское время к учителям и в особенности в деревне отношение всегда было не просто уважительное, но какое-то подобострастное. Учитель на селе был почти как бог! Дети так боялись и уважали школьных преподавателей, что даже помыслить не могли, что они такие же простые людьми из плоти и крови, как их родные.

Помню, как-то с подругой рассуждали о школе и учителях, и она предположила, что учителя, наверное, и в туалет не ходят. Мне это казалось смешным, ведь моя бабушка Валя и дед Константин были учителями, и я знала, что они обычные люди. Но ооооочень умные!

Картина Игоря Раздрогина "Сельская учительница"
Картина Игоря Раздрогина "Сельская учительница"

Видели бы вы домашнюю библиотеку моего деда Константина - учителя биологии в той же Боровской школе. Чего на полках только не стояло: и научные труды, и политические. Отдельно лежали журналы "Наука и техника", "Юный натуралист", которые я зачитывала от корки до корки.

С дедом мне было интересно, он всегда мог ответить на любой детский каверзный вопрос, от которого другие взрослые отмахивались. Почему трава зелёная, почему небо голубое, почему летом дождь, а зимой снег, почему. Когда я чуть подросла, он стал просвещать меня в вопросах политики и финансов. В меру советского представления, конечно.

Подружки мне завидовали, что у меня такие дедушка с бабушкой. Считали, что они помогают мне делать домашнюю работу.

Ага, щас! Бабушка так меня гоняла с этой домашкой, раза по три приходилось писать да переписывать в черновиках, чтобы не осрамить её в школе. Это же позор, если внучка учителей будет не на пятёрки учиться. Мне приходилось соответствовать. До 5 класса ни одной тройки...

Я понимаю, что сейчас, конечно, отношение к учителям не такое трепетно- почтительное, как в советское время. Но, всё же, мне кажется, быть учителем в селе - это определенный статус и всеобщее уважение односельчан. Перефразируя Маршака, можно сказать "премногоуважаемый глубокоуважатый"

Картина Дмитрия Маевского "Портрет сельской учительницы"
Картина Дмитрия Маевского "Портрет сельской учительницы"

Я слушала подругу и понимала, что многое в селе изменилось с тех пор. Сейчас, несмотря на все дотации, повышение зарплаты и программу "Земский учитель", хороших педагогов в сёлах с каждым годом всё меньше. Оптимизация сожрала тысячи школ в деревнях и сёлах, а самих учителей раскидала по оставшимся школам, в которых учатся дети сразу из нескольких деревень.

Огорчает, что современная система образования превращает учителей в обслуживающий персонал для детей и приложение к школе. Бесконечные отчеты, проверки, мониторинги, совещания, открытые уроки и тд. отвращают педагогов от их призвания. Учить детей "вечному, доброму, светлому" стало невыгодно. Системе нужен винтик и потребитель, а не Человек-Герой.

Но всё-таки хочется верить, что в школу идут люди, которые горят своей профессией, которые видят в детях искорки талантов. И я верю, что таких Учителей с каждым годом в наших российских школах будет больше!

Продолжение читайте здесь

Меня зовут Ольга Усачева. Это 82 глава художественной повести "Деревенский дневник". Все опубликованные главы смотрите здесь