Найти тему
Русский мир.ru

«Мы были такие, как вы...»

Оглавление

От знаменитого «Города мертвых» у осетинского селения Даргавс нас отделяло всего 15 километров – оставалось только преодолеть впечатляющий серпантин. Мы нетерпеливо ерзали на сиденьях. Но водитель машины был невозмутим, даже убрал руки с руля. Прямо посреди дороги стояла большая рыжая корова, которая что-то неспешно жевала и глубокомысленно разглядывала наш автомобиль.

Текст: Лада Клокова, фото: Александр Бурый

Через несколько минут я не выдержала: «Давайте мы выйдем и просто прогоним ее!» «Зачем? – обернулся водитель. – Сейчас она постоит и сама уйдет. Чужая корова. Зачем ее прогонять?» «Да ведь уже в третий раз сегодня из-за коровы останавливаемся!» «Так живут они здесь, – удивился водитель. – Зачем нервничать? Смотрите, как красиво вокруг! Горы! Кавказ! А воздух какой!»

Пришлось согласиться. Что правда – то правда: красота в горах сказочная. Такая, что забываешь о скорости жизни в больших городах, проблемах и неотложных делах, которые на поверку оказываются не такими уж и срочными. Вода в родниках здесь кристально прозрачная, воздух – чистый, до неба, кажется, рукой можно достать, а от снежных вершин трудно отвести взгляд.

Мы смирились, поскольку уже поняли, что горы вообще не любят суеты, не терпят торопливости и требуют уважительного отношения ко всему и ко всем. Включая коров...

Уникальный Даргавский некрополь расположен на склоне горы Раминыраг
Уникальный Даргавский некрополь расположен на склоне горы Раминыраг

Наконец ленивая буренка не торопясь отошла к обочине и принялась придирчиво рассматривать усеянную одуванчиками траву. А мы тронулись в путь, с тревогой поглядывая на небо, на котором, откуда ни возьмись, появились подозрительные тучи. Погода в горах Кавказа весьма переменчива – в этом мы тоже успели убедиться на собственном опыте.

Правда, в этот раз нам повезло: когда мы добрались до подножия горы Раминыраг, на каменистом склоне которой раскинулся удивительный «Город мертвых», тучи рассеялись.

ЗЕМЛЯ ЛЕГЕНД

Если любоваться горой Раминыраг издалека и не знать, что перед вами крупнейший на Северном Кавказе, уникальный Даргавский склеповый некрополь, может показаться, что вы смотрите на очаровательную горную деревушку с аккуратными маленькими домиками. Иллюзия растает как дым только в тот момент, когда вы начнете подниматься в гору.

Преодолев крутой подъем, стоит передохнуть, чтобы хватило сил побродить по очень узким и извилистым «улочкам» и «переулкам» «Города мертвых». Многие из них упираются в скользкие, стертые временем ступени, ведущие на очередную кручу. Чтобы обойти весь «город», придется постараться: некрополь насчитывает 95 склепов, построенных в XIV–XVIII веках из грубо обработанных камней, скрепленных известковым раствором. По подсчетам археологов, здесь покоятся останки около 10 тысяч человек – мужчин, женщин, стариков, детей...

Стены склепов оштукатурены и покрыты краской цвета бледной, желто-розоватой охры. Кое-где они облупились, и кажется, будто по каменной кладке то ли пролегли набухшие вены, то ли ползут чьи-то бледные тени. А на некоторых склепах обнаруживаются довольно четкие отпечатки ладоней. Что это – «подпись» строителей? Или отголоски аланского обычая прикладывать руки к покойному, а затем к его могиле?

Коровы в горах спокойно разгуливают по дорогам
Коровы в горах спокойно разгуливают по дорогам

Многоступенчатая кровля склепов, чем-то неуловимо напоминающая крыши китайских пагод, сложена из черно-серого сланца, поросшего рыжим, словно ржавчина, лишайником. Иногда на ней можно отыскать огромную паутину, на которой еще дрожат капли утренней росы...

Первое, что ощущаешь, оказавшись здесь, – это покой и тишина. Слышно только дыхание ветра и шум протекающей рядом реки Гизельдон. По поводу перевода ее названия существуют две версии. Одни считают, что «Гизельдон» означает «маленькая горная река». Другие утверждают, что название переводится как «Красная река», и связывают его с печальной легендой. В конце XIV века на Кавказе столкнулись интересы правителей двух супердержав того времени – хана Золотой Орды Тохтамыша и Тамерлана, основателя огромной империи Тимуридов, прозванного Железным Хромцом. Решающее сражение между их армиями состоялось 15 апреля 1395 года у реки Терек, приблизительно в 70 километрах от современного Нальчика. Тохтамыш, на стороне которого сражались предки осетин – аланы, потерпел сокрушительное поражение. А затем войска Тамерлана обрушились на территории, населенные аланами. По легенде, после одной из самых тяжелых битв кровь павших аланов окрасила воды горной реки в красный цвет. Потому ее и стали называть «Гизельдон» – «Красная река».

Сторожевая башня Аликовых до сих пор охраняет "Город мертвых"
Сторожевая башня Аликовых до сих пор охраняет "Город мертвых"

Выжившие аланы были вытеснены в горы и обосновались в пяти ущельях, в том числе и в Даргавском. Но в суровых горах не так уж много плодородной земли, она здесь на вес золота. Говорят, в то время даже появилась поговорка: «Клочок земли, на котором стоит большой бык, стоит столько же, сколько и сам этот бык». Хоронить умерших в земле, на которой можно пасти скот или выращивать пшеницу, оказалось слишком большой роскошью. Это подтверждают и заметки, оставленные известным русским этнографом, лингвистом и археологом Всеволодом Федоровичем Миллером, изучавшим в XIXвеке культуру народов Кавказа. «Всякий, кто бывал в горах Кавказа, знает, какую громадную ценность для горцев представляет удобная для посева земля, которой чрезвычайно мало, – писал ученый. – В горной Осетии по обычной оценке каждый удобный клочок земли, на котором может поместиться корова, стоит коровы. Мне указывали участок земли в Хуламе пространством в 1/4 десятины, за который было уплачено столько коров, сколько могут стать на него вплотную. Понятно, что при крайней тесноте для живых людей нельзя было отводить много места для мертвых».

Но культ мертвых требовал соблюдения правил и ритуалов, от которых зависело благополучное «существование» душ умерших. И тогда люди нашли выход: на скалистом горном склоне начали возводить родовые усыпальницы – каменные склепы.

Так выглядит вход на территорию некрополя
Так выглядит вход на территорию некрополя

Правда, по поводу возникновения «Города мертвых» у местных жителей существует собственная легенда. Однажды в селение Даргавс неизвестно откуда пришла девушка. Она была так красива, что все юноши и мужчины села влюбились без памяти: первые забыли о своих возлюбленных, вторые – бросили своих жен и детей и стали добиваться ее расположения. Это, конечно, привело к поединкам, в которых односельчане убивали друг друга. Наконец в дело вмешались старейшины. Но и они, увидев прекрасную девицу, влюбились в нее как молодые юнцы. И тогда женщины селения объявили девушку злой ведьмой и потребовали либо изгнать ее, либо убить. Однако красота незнакомки так вскружила голову всем мужчинам, что они не захотели отдать ее кому-либо другому. В итоге несчастную странницу все же убили. После чего селение постигла жестокая кара: на Даргавс обрушилась чума, люди умирали в страшных мучениях. А когда умерших начали хоронить, земля их не принимала, выбрасывала тела на поверхность. Поэтому селяне начали строить склепы, в которых погребали усопших.

Поскольку время появления этой легенды неизвестно, стоит добавить, что в XVIII веке в Даргавском ущелье действительно разразилась страшная эпидемия холеры. Говорят, заболевшие целыми семьями добровольно уходили в «Город мертвых», чтобы не заразить родственников и соседей. И умирали прямо в своих родовых склепах...

КОСЫ, КОНИ И ОГОНЬ

О существовании на Кавказе традиции хоронить умерших в необычных склепах российские путешественники сообщали еще в XVIII столетии. Такие сведения можно найти, например, в описаниях путешествий Иоганна Антона Гюльденштедта и Петра Симона Палласа, руководивших научными экспедициями, организованными Императорской Академией наук.

А первое научное описание «Города мертвых» в Даргавском ущелье оставила известный археолог XIXвека, графиня Прасковья Сергеевна Уварова, которая вела здесь раскопки. «Аул Даргавс представляет весьма внушительный вид: расположенный над Олак-доном (верхняя река), он занимает своими башнями и саклями несколько холмов, и раскинулся на обе стороны реки отдельными девятью обществами, или аулами... <...> Вправо, где ущелье суживается и направляется к Кобани, на значительном возвышении стоит башня, и у ног ее, как будто под ее защитой – целый надгробный аул колумбариев...» – писала Прасковья Сергеевна в труде «Материалы по археологии Кавказа», изданном в 1900 году.

По подсчетам археологов, здесь покоятся останки около 10 тысяч человек
По подсчетам археологов, здесь покоятся останки около 10 тысяч человек

«Аулом колумбариев» графиня Уварова называла «Город мертвых», серьезное археологическое изучение которого началось только в 1967 году. До того, в 1920-е годы, здесь проводились в основном эпизодические раскопки. А башня, «как будто под защитой» которой находится «Город мертвых» – это сторожевая башня семьи Аликовых. Такие сооружения – масыги – позволяли вести наблюдение за окрестностями и контролировать подступы к селению. В них же можно было запереться и отбиваться от атак нападающих. Согласно рассказам местных жителей, владельцы башни «Города мертвых», спасаясь от кровной мести, переселились в Кобанское ущелье...

Современные археологи говорят о том, что склепы «Города мертвых» делятся на три большие группы – подземные (самые древние, относящиеся к IV–IX векам), полуподземные (датируются IX–XIV веками) и наземные башенного типа (XIV–XVIII века). Два последних типа – это довольно вместительные строения. Например, некоторые из полуподземных склепов достигают в длину 8 метров. А башенные склепы являются многоярусными: в них вдоль стен были устроены деревянные перекрытия, на которых располагали тела умерших. В каждом склепе есть одно или два небольших квадратных «окна» – лазы, через которые можно было попасть внутрь и внести тело покойника. Они закрывались деревянными дверцами с хитроумными замками или подходящими по размеру камнями. Если заглянуть в лаз, то можно увидеть, что внутри склепов и сейчас находятся останки, причем некоторые из них мумифицированы.

Чтобы подняться на самую высокую точку "Города мертвых", придется преодолеть немало ступенек
Чтобы подняться на самую высокую точку "Города мертвых", придется преодолеть немало ступенек

Сначала усопших хоронили просто в саванах, позже стали использовать выдолбленные колоды, которым придавали вид ладьи или лодки. Любопытно, что захоронение в деревянных «лодках» характерно именно для местного населения. По словам исследователей, у соседних народов такого обычая не было. А рядом с одной из «лодок» археологи обнаружили обычное весло. Так что не исключено, что эти «лодки» не что иное, как отсылка к древним представлениям о том, что душа умершего человека должна пересечь мифическую реку – водораздел между миром живых и миром мертвых.

В стены многих склепов вмонтированы просверленные сланцевые плитки, о назначении которых историки и археологи до сих пор ведут споры. Возможно, они служили подставкой для траурных флагов или зажженных факелов. Стоит отметить, что огонь вообще был непременным атрибутом похоронного обряда аланов. Прощаясь с покойным, родственники клали на его грудь небольшой пучок шерсти или пакли и поджигали, считая, что таким образом помогают освободиться душе усопшего. А на следующий день после похорон перед склепом разводили небольшой костер, который разжигали с помощью огня, взятого из домашнего очага.

Предметы, найденные при раскопках Даргавского некрополя, хранятся в Национальном музее Республики Северная Осетия — Алания
Предметы, найденные при раскопках Даргавского некрополя, хранятся в Национальном музее Республики Северная Осетия — Алания

Не исключено также, что сланцевые плитки – это коновязь. Дело в том, что, когда умирал или погибал мужчина, в похоронной процессии вели оседланного коня, которого «посвящали» покойному. Животное не убивали, а лишь на некоторое время привязывали у склепа. Такого коня нельзя было продать или подарить, позже его просто отпускали на волю.

Но есть еще одна, самая интересная версия предназначения просверленных сланцевых плиток. Так, доктор исторических наук Георгий Кокиев считал, что они использовались для подвешивания... женских кос. По древнему осетинскому обычаю, жена, потерявшая мужа, отрезала свои длинные косы в знак того, что она больше не выйдет замуж. В качестве доказательства этой версии Георгий Кокиев приводил любопытное свидетельство протопопа Иоанна Болгарского, который во второй половине XVIIIвека возглавлял Осетинскую духовную комиссию: «Потом, развернувши на шестах флаги и зажегши два или три превеликие пука лучины и подхватя умершего, бегут с ним весьма торопно до самого кладбища и спускают его в окно сделанной из камня гробницы, к которой жена умершего, отрезавши свои косы, привешивает».

Женское платье, подпоясанное персидским кушаком
Женское платье, подпоясанное персидским кушаком

ОКНО В ПРОШЛОЕ

Так сложилось, что, выбрав для строительства некрополя склон горы Раминыраг, местные жители, сами того не зная, оказали большую услугу археологам.

«Город мертвых» продувается ветрами со всех сторон, а вода не скапливается здесь даже после дождя. Благодаря такому своеобразному микроклимату «Город мертвых» сохранил и предоставил исследователям уникальные данные о материальной культуре XIV–XVIII веков. Во время археологических раскопок на территории некрополя было найдено более 1600 предметов – все то, что, как считалось, может понадобиться человеку в загробной жизни. Это керамика, изделия из стекла, металла, кости, рога, дерева и кожи, ювелирные украшения, одежда и обувь. Некоторые находки вызывают трепет – как, например, деревянные расписные детские саночки или наполовину выцветшая ярко-красная детская черкеска...

Большинство найденных предметов хранится во Владикавказе, в Национальном музее Республики Северная Осетия – Алания. Часть из них можно увидеть в постоянной экспозиции «Даргавский некрополь».

Часть экспозиции "Даргавский некрополь" с макетом склепа
Часть экспозиции "Даргавский некрополь" с макетом склепа

В первую очередь здесь привлекает внимание прекрасно сохранившееся женское платье: по красному хлопку струятся волнистые вертикальные «цепочки», между которыми расцветают фантастические цветы. Глубокий вырез на груди обшит бейкой из серебристого бархата. Такой изысканный наряд, наверное, подошел бы и любой современной девушке...

В витрине напротив – уникальный экспонат: женский костюм XVIII века, найденный при раскопках в «Городе мертвых». Нижнее платье из китайского шелка подпоясано великолепно сохранившимся персидским кушаком цвета фуксии, рядом – верхнее платье из плотного золотисто-зеленого шелка, ворот которого украшен множеством крохотных пуговиц. Довершает костюм изящный шелковый кисет, больше похожий на поясную сумочку. Выставлены в витринах также еще два шелковых женских верхних платья, украшенные длинными стеклянными бусами.

Есть в экспозиции курительные трубки, деревянные кубки, бритвы, женские гребни и серьги, поясные пряжки, стеклянные стаканы, бутылки, графины, чайники, табакерки, глиняные кувшины и чаши. И даже обувь – мужская, женская, детская.

Вся эта прекрасно сохранившаяся одежда и утварь – будто случайно открывшееся окно в прошлое: многие из этих предметов могут поведать немало любопытных подробностей о быте и привычках людей, живших несколько сотен лет назад...

Деревянные чаши, гребни, текстиль... Все эти предметы — из склепов "Города мертвых"
Деревянные чаши, гребни, текстиль... Все эти предметы — из склепов "Города мертвых"

НАКАЗ ПРЕДКОВ

Мы присели передохнуть на ступеньки одной из крутых «улочек», чтобы полюбоваться открывающимся отсюда видом на Гизельдон и вершины величественных гор. В небе над «Городом мертвых» парил огромный орел.

«Увидеть над собой орла в небе – это хорошая примета». – Залюбовавшись пейзажем, мы и не заметили, что к нам подошел охранник-смотритель музея. «Почему?» – поинтересовались мы. «Аланы, как и многие древние народы, считали орлов посланниками богов. Полагали, что орлы приносят хорошие вести», – пояснил охранник.

Чтобы побродить в тишине по Даргавскому некрополю, лучше приехать к открытию музея, до того как сюда нагрянут туристические группы
Чтобы побродить в тишине по Даргавскому некрополю, лучше приехать к открытию музея, до того как сюда нагрянут туристические группы

Из дальнейшей беседы неожиданно выяснилось, что еще совсем недавно «Городу мертвых» грозила настоящая беда. Некоторые туристы похищали (!) останки из склепов, другие – фотографировались с ними и клали обратно. Удивительно, до какой степени вандализма могут порой дойти некоторые люди! Громкий скандал разразился в Северной Осетии после того, как одна из туристок опубликовала в соцсетях селфи с черепом на фоне склепа. Местные жители были настолько возмущены, что «Город мертвых» на время даже закрыли для посетителей.

«Это же не реквизит для съемок какого-нибудь фильма, не декорации. Это останки людей, живших задолго до нас. Как можно так к ним относиться?!» – возмущался наш собеседник.

И, согласитесь, он абсолютно прав. Кажется, понять мотивы людей, оставляющих надписи на памятниках архитектуры, расхищающих гробницы или просто портящих то, что считается историческим наследием, сложно. Хотя, может, и нет никаких мотивов? И это просто обыкновенное бескультурье или некая форма душевной слепоты?

Как бы то ни было, поведение несознательных туристов в итоге вынудило власти закрыть в «Городе мертвых» деревянными ставнями лазы некоторых склепов, установить системы видеонаблюдения и увеличить число охранников, курсирующих по некрополю весь день.

...Внизу, у подножия горы Раминыраг, уже царило оживление: начали съезжаться экскурсионные группы. Стало понятно, что через несколько минут «Город мертвых» заполонят туристы и о тишине и покое можно будет забыть.

Кто-то из тех, кто когда-то давно провожал здесь своих близких в последний путь или сам готовился к смерти, написал на одном из склепов простой и очень мудрый наказ будущим поколениям: «С любовью смотрите на нас. Мы были такие, как вы, вы будете такие, как мы». Было бы неплохо повесить плакат с этой фразой перед входом в некрополь. Для туристов. Чтобы не забывали, куда они пришли.