Помните, в сказке Александра Роу «Варвара-краса, длинная коса» рука в тазике грозила перед царем пальцем: «Должо-ок!»?
Так вот, это был не просто какой-нибудь там проходной персонаж.
Во-первых, он играл важную роль в сюжете: одних героев подстегивал к действиям, а других, наоборот, отвлекал.
Во-вторых, данную роль сыграл… знаменитый в СССР человек.
Это сегодня такую руку просто нарисовали бы на компьютере. Да еще и более колоритно этак изобразили бы.
А в советском кино умудрялись безо всяких ухищрений снять настолько увлекательно, что многие зрители этот эпизод до сих пор помнят чуть ли не больше, чем весь фильм Роу.
Ну, а сыграл руку… Борис Грачевский. Тот самый, который стал папой детского юмористического киножурнала «Ералаш».
Дело в том, что он помогал (по мере сил, конечно) Роу снимать некоторые фильмы, в том числе «Варвару…».
Причем собственно рука ералашному папе не принадлежала. Это была искусственная конечность, прикрепленная к тазику с водой. Для пущего эффекта в тазик пустили плавать загадочные кувшинки.
Так в чем же тогда состоял, по выражению Грачевского, его «творческий вклад»?
Оказывается, чтобы двигать эту руку в нужных направлениях и с достаточной интенсивностью, надо было спрятаться под тазик и дергать за соответствующие крепления.
А для этого подошел бы не каждый. К примеру, Михаил Пуговкин, воплотившийся в кино в царя, был для сей миссии пухловат. К тому же, он был занят в том кадре – ведь это перед его очами рука-то о долге напоминала.
У Грачевского же, как выяснилось, была самая худая рука на съемочной площадке. Плюс он не был занят ни в том кадре, ни в каком другом. Поэтому ответственное дело прятаться под тазиком и двигать дланью доверили ему.
Сам Грачевский потом со смехом делился в интервью: «Это была моя первая и, пожалуй, лучшая роль за всю жизнь».
Между прочим, он столь талантливо ею руководил, что этой руке даже… посвятили необычный памятник в Подмосковье.
К слову о руках. Еще один забавный пример в нашу копилку можно взять со съемок знаменитой советской комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». Оказывается, сам этот режиссер трижды появлялся в кадре в ролях самых занятных и неожиданных.
Ну – как, ролях? Судите сами:
1) его руки показывали в сцене, когда шеф отрывал клад;
2) еще одна рука – во сне Геши Козодоева летавшая по воздуху и хватавшая бедолагу за нос – была сыграна сразу двумя: Гайдаем и Никулиным;
3) режиссер выступил в роли… тела – нaпившeгося гражданина, которого милиционеры «упаковывали» в свой мотоцикл и которого Семен Семеныч пожалел: «Бедняга! Ребята, на его месте должен был быть я!» Ну, что ответили простодушному Горбункову, вы помните…
Причем режиссер был именно тeлoм. А голос, который при этом исполнял песню про медведей из другой комедии Гайдая – «Кавказская пленница…», – принадлежал Георгию Вицину.
Как вы помните, в этой комедии Гайдай никакой роли для «Труса» не предусмотрел. Но Вицин попал-таки и в «Бриллиантовую руку», спев несколько «рулад» за пьяного гражданина.
Кстати, Вицин подобным образом незримо присутствовал в еще одной советской комедии – «Чародеи» режиссера Константина Бромберга. Там актер озвучивал ученого кота.
Причем поначалу экранизация братьев Стругацких предусматривала гораздо более активное участие этого кота. Он там чуть ли не поучал и философствовал. А потом решено было большую часть из снятого выpeзaть. Вицин обиделся, и лично мне тоже жаль...
Отдельная тема – о том, как известные режиссеры снимались в своих фильмах. Чаще они появлялись в эпизодах.
Например, можно было увидеть в мелких ролях (которые порой даже не указывались в титрах) Эльдара Рязанова в его комедиях:
- «Гараж». Там его герой проспал все время, пока сотрудники кооператива отвоевывали себе «места под солнцем в виде гаража», а проснулся в аккурат в момент, когда надо было вытащить «несчастливую бумажку» со жребием;
- «Ирония судьбы…». Тут он представал в роли авиапассажира, на плече которого весь рейс проспал «утомленный» Женя Лукашин. Кстати, пассажир попался в меру интеллигентный – не бросил спящего, а довел его до кресла в аэропорту;
- и т. д.
Неожиданно появлялись в любопытных, часто занятных эпизодах и другие звезды СССР:
- знаменитая поэтесса Белла Ахмадулина в фильме Василия Шукшина «Живет такой парень» воплотилась в обаятельную, но немножко забавную журналистку. Это она к главному герою в больницу приходила;
- детский писатель-фантаст Кир Булычев, известный книгами об Алисе Селезневой, сыграл небольшую роль скульптора в спортивной кинодраме Рафаила Гольдина «Хоккеисты»;
- известный писатель Юлиан Семенов поучаствовал в роли главы ученого совета в «Солярисе» Андрея Тарковского;
- Андрей Вознесенский появлялся в камео в фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Он даже даже свои стихи читал на площади;
- и проч., проч., проч.
И ведь про большинство указанных в этом посте сцен фильмов даже и не подумаешь, что там задействованы знаменитости... Вот такой он неожиданный, этот мир кино!
П. с. В продолжение темы читайте посты «6 смешных случаев со съемок комедий Гайдая с Никулиным, Моргуновым и Вициным», а также «Мало кто в курсе, что в фильме Тарковского снялся Семенов», плюс «4 смешные истории со съемок советского фильма о мушкетерах», а еще «Как из мелочей вырастали большие фильмы: 4 примера с советским кино».
И отгадывайте кино-викторины из рубрики «Тесты о (мульт)фильмах».
#знаменитости #культура #кино #телевидение #юмор #СССР #советское кино