Найти в Дзене
"Хомо люденс"

Как из мелочей вырастали большие фильмы: 4 примера с советским кино

«Когда б вы знали, из какого сора растут стихи», а также целые книги и фильмы! Не только глобальные концепции предваряют великие замыслы. Замечательное кино может получаться из любой мелочи, будь то случайная мысль, внезапно увиденная на улице сценка, даже обычный пролет голубя перед балконом. Расскажу 4 ярких примеров конкретно с советскими фильмами, которые выросли из самых что ни на есть случайных незначительных деталей. 1. «Москва слезам не верит»: слишком долго спящая красавица Вообще-то Владимир Меньшов экранизировал сценарий Валентина Черных «Дважды солгавшая». Но этого фильма могло бы не быть вовсе, поскольку режиссеру не хотелось снимать нечто мелодраматическое. А этот текст был именно таким. Вообще для съемок кино о Москве проводили целый конкурс сценариев, и Черных получил 3-е почетное место. То бишь даже не 2-е. Впрочем, автор не слишком расстроился: он свой текст написал всего за 19 дней. И каково же было удивление сценариста, когда его рукопись приняли. А дело было в том
Оглавление

«Когда б вы знали, из какого сора растут стихи», а также целые книги и фильмы!

Не только глобальные концепции предваряют великие замыслы. Замечательное кино может получаться из любой мелочи, будь то случайная мысль, внезапно увиденная на улице сценка, даже обычный пролет голубя перед балконом.

Расскажу 4 ярких примеров конкретно с советскими фильмами, которые выросли из самых что ни на есть случайных незначительных деталей.

1. «Москва слезам не верит»: слишком долго спящая красавица

Вообще-то Владимир Меньшов экранизировал сценарий Валентина Черных «Дважды солгавшая». Но этого фильма могло бы не быть вовсе, поскольку режиссеру не хотелось снимать нечто мелодраматическое. А этот текст был именно таким.

Вообще для съемок кино о Москве проводили целый конкурс сценариев, и Черных получил 3-е почетное место. То бишь даже не 2-е. Впрочем, автор не слишком расстроился: он свой текст написал всего за 19 дней.

И каково же было удивление сценариста, когда его рукопись приняли.

А дело было в том, что Меньшову понравился сюжет: героиня заводила будильник, ложилась спать, а просыпалась уже в другом году.

Ни много ни мало целых 20 лет проспала Екатерина. И проснулась в иную эпоху, в новом социальном статусе и готовая к пониманию той максимы, что все-таки «в 40 лет жизнь только начинается».

Ну, а уж потом Меньшов добавил к сюжету фактов и фактиков, деталей и штрихов из биографии собственной и его супруги, сыгравшей главную роль, – Веры Алентовой: завоевание столицы провинциалами, общага и проч.

Кадр из советского кино Меньшова «Москва слезам не верит»
Кадр из советского кино Меньшова «Москва слезам не верит»

2. «Бриллиантовая рука»: остапы бендеры вечны

Одна из самых любимых зрителями и объективно лучших советских комедий Леонида Гайдая была придумана внезапно.

Дело в том, что сценаристу Якову Костюковскому, работавшему с этим режиссером, случайно попалась на глаза газета «За рубежом» со статьей о контрабандистах.

Там журналист описывал, как таможенники обнаружили хитроумных мошенников, перевозивших через швейцарскую границу драгоценности в… самом простом гипсе.

Эксцентричная идея настолько рассмешила Гайдая, что он решил снять по ней комедию.

3. «Гараж»: как не скучать на заседании

Некогда Эльдару Рязанову пришлось долго заседать на собрании гаражно-строительного кооператива. Актеры и режиссеры – тоже люди, они тоже имеют автомобили и порой тоже «борются за место под солнцем… в виде гаража».

Вышло так, что на территории, выделенной для строительства коробок под авто работников «Мосфильма», наметили провести магистраль. И, чтобы ее построить, надо было несколько боксов взять и выкинуть вместе с машинами внутри них.

А кого из пайщиков для этого надо выбросить из кооператива – этот вопрос и решался на собрании.

Борьба за «место под солнцем» оказалась не совсем такой, какую можно было бы ожидать от служителей муз. Поведение коллег потрясло режиссера, и он решил, что потраченные им нервы и время на долгое заседание с лихвой окупятся, если он посвятит этому сюжету фильм.

4. «Мимино»: запирайтесь тщательнее

Решение снять фильм о грузинском летчике пришло Георгию Данелии неожиданно после того, как драматург Резо Габриадзе рассказал ему о своем знакомом пилоте. Тот жил в горах, управлял вертолетом и этот свой летный транспорт по ночам запирал на кондовый амбарный замок и к дереву цепью привязывал для пущей убедительности.

Данелию так удивила и восхитила эта идея, что он вместе со сценаристом полетел в городок Телави в Алазанской долине.

И там, черпая вдохновение в комнате отдыха участников летных экипажей, режиссер со сценаристом продумали 1-ые наброски к фильму.

П. с. Уважаемые читатели, делитесь вашими историями: о каких фильмах вы еще знаете, что они возникли «из миража, из ничего, из сумасбродства…»? :)

П. п. с. В продолжение темы читайте Дзен-статьи «"Мимино": интересные самолетные ляпы любимой советской комедии», а еще «Кем была Лариса Ивановна, кoтoрyю xoтeл Мимино? Грустная изнанка советской комедии».

#кино #культура #ссср #знаменитости #телевидение