Найти тему
Журнал не о платьях

«Па­риж гря­зи не по­тер­пит!»– сказал Сергей Дягилев и повёз туда русское искусство

Оглавление

Источник фото: muzobozrenie.ru
Источник фото: muzobozrenie.ru

Ве­ли­кий рус­ский им­пре­са­рио, эс­тет, он при­вез в 1909 го­ду в Па­риж кра­со­ту воз­вы­шен­ную, да­ле­кую от со­ци­аль­ных драм и «прав­ды жиз­ни». О Рос­сии фран­цу­зы то­г­да зна­ли толь­ко, что по ули­цам там хо­дят мед­ве­ди. Дя­ги­лев по­ка­зал все­му ми­ру, что рус­ское ис­кус­ст­во пре­кра­с­но. Се­го­д­ня уже не мно­гие по­м­нят, что ис­по­л­нилось более 110 лет ле­ген­дар­ным «Рус­ским ба­лет­ным се­зо­нам» -- де­ти­щу Дя­ги­ле­ва. Впро­чем, ко­г­да-то он сам счи­тал до­ку­мен­таль­ное заб­ве­ние не­об­хо­ди­мым ус­ло­ви­ем для ро­ж­де­ния ле­ген­ды.

У ле­ген­ды есть хра­ни­те­ли. По сей день имя Дя­ги­ле­ва при­тя­ги­ва­ет лю­дей не­ор­ди­нар­ных, яр­ких. Из­ве­ст­ный ис­то­рик мо­ды Але­к­сандр Ва­силь­ев счи­та­ет его сво­им ку­ми­ром и учи­те­лем, по­э­то­му зна­ет о нем все. По­слу­ша­ем его рас­сказ.

При­бли­жён­ный к ге­нию

Се­мей­ст­во Дя­ги­ле­вых за­ра­ба­ты­ва­ло тем, что вы­пу­с­ка­ло вод­ку, на­сто­ян­ную на тра­ве дя­гиль. Это та­кое ду­ши­стое ле­кар­ст­вен­ное рас­те­ние. Во­до­ч­ный за­вод рас­по­ла­гал­ся в име­нии Дя­ги­ле­вых на Ура­ле, в се­ле­нии Бик­бар­да. А Сер­гей Па­в­ло­вич ро­дил­ся в Нов­го­род­ской гу­бер­нии 1872 го­ду, в се­мье офи­це­ра им­пе­ра­тор­ской ар­мии.

Его отец бы­ст­ро ов­до­вел. И ма­лень­ко­го Се­ре­жу пе­ре­вез­ли на вос­пи­та­ние к де­душ­ке в Пермь. Этот дом со­хра­нил­ся до сих пор. Там сей­час на­хо­дит­ся гим­на­зия Дя­ги­ле­ва и не­боль­шой лю­би­тель­ский му­зей.

Де­душ­ка Дя­ги­ле­ва слыл про­вин­ци­аль­ным чу­да­ком. Он очень лю­бил ис­кус­ст­во и на свои сред­ст­ва по­стро­ил в Пер­ми опер­ный те­атр в италь­ян­ском сти­ле, ко­то­рый су­ще­ст­ву­ет до сих пор. Ма­лень­ко­го Се­ре­жу во­ди­ли в эту опе­ру, учи­ли му­зы­ке (он да­же на­пи­сал поль­ку). Кро­ме то­го, де­душ­ка был страш­ным иг­ро­ком в кар­ты. И день­ги се­мьи бы­ли со вре­ме­нем про­иг­ра­ны. Дя­ги­ле­ву ни­че­го не ос­та­ва­лось, как сде­лать карь­е­ру. Юный Се­ре­жа уе­хал учить­ся в Пе­тер­бург.

Ма­че­ха Сер­гея, гос­по­жа Па­на­е­ва, бы­ла жен­щи­ной по­л­ной, не очень кра­си­вой, но му­зы­каль­но ода­рен­ной и, оче­вид­но, при­ро­ж­ден­ной ма­те­рью. У Сер­гея Па­в­ло­ви­ча ни­ко­г­да не бы­ло стра­ст­ных ро­ма­нов с жен­щи­на­ми. При­ем­ная мать бы­ла един­ст­вен­ной, ко­го он всю жизнь лю­бил и бо­го­тво­рил.

Се­мья Дя­ги­ле­вых на­хо­ди­лась в да­ле­ком род­ст­ве с Пе­т­ром Чай­ков­ским. Сер­гей Па­в­ло­вич мно­го раз вспо­ми­нал об этой свя­зи с ком­по­зи­то­ром. Ему ка­за­лось, что сей факт при­бли­жа­ет его к ге­нию.

Свя­зи: опа­с­ные и по­лез­ные

В Пе­тер­бур­ге Дя­ги­лев по­сту­пил на юри­ди­че­с­кий фа­куль­тет уни­вер­си­те­та. Но­вые дру­зья -- Валь­тер Ну­вель, Дми­т­рий Фи­ло­со­фов, Але­к­сандр Бе­нуа -- счи­та­ли его про­вин­ци­аль­ным и не впол­не об­ра­зо­ван­ным. Они во­ди­ли Дя­ги­ле­ва в му­зеи, да­ва­ли чи­тать кни­ги. Сер­гей Па­в­ло­вич боль­ших та­лан­тов ни к од­но­му ви­ду ис­кус­ст­ва не про­яв­лял, од­на­ко су­мел объ­е­ди­нить во­к­руг се­бя вы­да­ю­щих­ся ху­до­ж­ни­ков в кру­жок «Мир ис­кус­ст­ва». Кру­жок стал из­да­вать од­но­имен­ный жур­нал «Мир ис­кус­ст­ва» (ка­ж­дый но­мер жур­на­ла сей­час -- ог­ром­ный ра­ри­тет).

Пер­вые но­ме­ра, по­свя­щен­ные рус­ской те­ме, пе­ча­та­лись на день­ги бо­га­той ме­це­нат­ки кня­ги­ни Те­ни­ше­вой. У Сер­гея Па­в­ло­ви­ча бы­ло од­но очень цен­ное ка­че­ст­во -- он нра­вил­ся жен­щи­нам. Шарм, хо­ро­шие ма­не­ры, тон­кое по­ни­ма­ние, с кем и как го­во­рить, по­мо­га­ли ему за­во­дить по­лез­ные зна­ком­ст­ва. При дво­ре его при­ня­ли бла­го­склон­но. Хо­тя ко­му-то Дя­ги­лев, ко­не­ч­но, не нра­вил­ся. У не­го бы­ли ро­ма­ны с муж­чи­на­ми. А в те вре­ме­на это счи­та­лось не­при­ли­ч­ным.

Дя­ги­ле­ва при­гла­си­ли на ра­бо­ту в Ди­рек­цию им­пе­ра­тор­ских те­а­т­ров и по­ру­чи­ли из­да­ние «Еже­год­ни­ка им­пе­ра­тор­ских те­а­т­ров». Но де­ло кон­чи­лось тем, что он не по­ла­дил с ди­ре­к­то­ром, его об­ви­ни­ли в рас­тра­те ка­зен­ных де­нег и уво­ли­ли.

В 1905 го­ду Сер­гей Дя­ги­лев ор­га­ни­зо­вал в Тав­ри­че­с­ком двор­це «Ис­то­ри­че­с­кую вы­став­ку рус­ских порт­ре­тов XVIII--XIX ве­ков». Ме­ро­при­я­тие мас­штаб­ное и не­оце­ни­мое для ис­то­рии. К ка­ж­до­му порт­ре­ту (бо­лее трех­сот) бы­ли на­пи­са­ны био­гра­фи­че­с­кие справ­ки, из­дан ка­та­лог. Ис­то­ри­ки до сих пор поль­зу­ют­ся имен­но этим ис­то­ч­ни­ком. Вы­став­ка порт­ре­тов ста­ла по­с­лед­ним боль­шим свер­ше­ни­ем Дя­ги­ле­ва в Рос­сии. Уже на сле­ду­ю­щий год, в 1906-м, он ре­шил пе­ре­не­сти свою де­я­тель­ность за гра­ни­цу.

Продолжение здесь⤵️

Подпишись на наш канал и читай:

На­та­лья Южи­на, Ла­ри­са Ще­б­рен­ко (с) "Лилит"