Окончание истории жизни легендарного фотографа и модели. Предыдущая часть здесь⤵️
Любовь в окопах
В Лондоне начались бомбежки. Как-то, увидев улицу после бомбежки, Ли бросилась домой за фотокамерой. Военные события словно вырвали ее из оцепенения, она почувствовала стремительный бег времени, трагическое и обжигающее дыхание истории.
Миллер завалила стол главного редактора британского Vogue своими военными снимками. Он вяло протестовал, что это противоречит направлению журнала. Но она спорила, что идет война и надо идти в ногу со временем. Показывала свои снимки: женщины в бомбоубежище, раненые дети, покалеченные солдаты, с каждым днем все больше наводнявшие город. Она добилась того, что снимки напечатали, а потом того, что ее аккредитовали в действующую американскую армию как фотожурналиста американского Vogue.
Восемнадцать месяцев Ли провела на фронте, делая бесконечное количество снимков. Она лезла в самую гущу событий, не было страха, она давно поняла, что ее жизнь -- это не то, чем стоит дорожить.
Много думала о Дэвиде, о своем чистом и светлом чувстве к нему. Как-то ей передали от него записку, в которой он писал, что любит ее и будет любить всегда. Она плакала и целовала эту записку.
Война шла к концу. Ли Миллер присутствовала при освобождении Дахау и Освенцима, сделала массу фотографий, уговаривала редактора Vogue печатать снимки, боялась, что он не поверит, что они подлинные, настолько чудовищно неправдоподобно все выглядело: горы трупов, расстрелянные дети.
Теперь даже трудно поверить в то, что модный журнал печатал военные репортажи Миллер, нередко несколько штук из номера в номер. Эти репортажи прославили ее во время войны.
Ли с Дэйвом встретились на пути в Мюнхен. Дэйв нашел Ли в сарае -- она спала. Проснувшись, Ли показалось, что Шерман ей снится, не сразу поверила своим глазам. Встреча среди измученных войной жителей, пьяных, уже празднующих победу солдат... Шерман изменился, исхудал, оброс бородой, ему удалось бежать из плена. Они стали любовниками в недавних окопах.
И это были единственные настоящие объятия, единственные живые руки и губы, единственная за всю жизнь страсть, которую запомнила Ли...
Личное поражение в войне с самой собой
После войны Ли вернулась к Пенроузу -- больше ей некуда было возвращаться. 3 мая 1947 года они зарегистрировали свои отношения. До этого она все еще оставалась по документам женой Азиза Элуи Бея -- только в 1947 году, путешествуя по Англии, он развелся с ней. Без желания, но по настоянию мужа 9 сентября 1947 года Ли Миллер родила сына Энтони. Они поселились на ферме Хэмпстед в британском графстве Суссекс. Заурядный дом: несколько комнат, беспорядок внутри. Ничто не говорило о том, что здесь живут такие знаменитые люди, как Ли Миллер и Роланд Пенроуз.
Вид из окон на скотный двор, маленькую конюшню, а с другой стороны -- на унылую равнину, протянувшуюся на километры.
Конец войны оказался для Ли Миллер личным поражением. Она перестала быть вездесущей Миллер, оказывающейся всегда первой на месте военных событий.
Какое-то время она продолжала фотографировать своих знаменитых друзей, только с Пабло Пикассо за 36 лет дружбы она сделала примерно тысячу фотографий. Но нескончаемые депрессии и пьянство привели к тому, что она полностью забросила фотографию, а с ролью домохозяйки, добропорядочной жены и матери так и не примирилась.
Скончалась Ли Миллер в 1977 году в возрасте семидесяти лет от рака поджелудочной железы. После ее смерти сын нашел 40 тыс. негативов и 500 отпечатков, ставших основой ее архива. В 1985 году он издал книгу «Жизни Ли Миллер» (The Lives of Lee Miller). Трудно придумать название, которое лучше бы подходило к ее жизнеописанию...
Понравилось? Подпишись на наш канал и читай:
Ольга Шелест, Москва, специально для «Лилит» (с)