В начале XX века охота на пушного зверя на севере США и в Канаде по-прежнему оставалась крайне популярной, просто трапперы уже лазали по лесам не с кремневыми мушкетами. Впрочем, шире всего применялись разнообразные ловушки, включая и стреляющие, получившие распространение одновременно с капсюльным оружием (ибо изобретение капсюля позволило сделать их достаточными по надежности для того, чтобы сутками стоять снаряженными под открытым небом).
Изобретатель Чарльз Лавлейс жил в самом подходящем месте: город Омаха, штат Небраска. В тех краях торговля мехом и, соответственно, чуть ли не промышленных масштабов охота начались с самого прихода бледнолицых, здесь даже есть музей, посвященный именно этому.
С "серьезным" оружием у Лавлейса не сложилось: его единственный патент на винтовку с двумя коробчатыми магазинами в прикладе никого не заинтересовал.
В историю он вошел исключительно как конструктор тех самых самострелов, первый патент на подобную конструкцию он получил еще в 1904 году, последний - в 1922.
Не знаю уж, что подвигло его на переезд, но свою оружейную фирму Texas Firearms Company он открыл уже сами видите в каком штате, причем в городе с просто шикарным названием. Нет, я серьезно.
Трапперами тут и не пахло, пахло бычьим... Ну, вы понимаете. Так что точно неизвестно даже, сколько времени эта фирма прожила, пока не прогорела с треском, а Лавлейс со своей женой Кларибел (числившейся в поздних патентах владелицей прав на них) перебрался в Сан-Антонио. Но тут в дело вступил игрок совсем другого масштаба: специализировавшаяся на меховой торговле и продаже товаров для охоты на пушнину F.C. Taylor Fur Company из штата Миссури, на то время бывшая одним из крупнейших игроков рынка. В 1914 году они купили патент на усовершенствованный самострел Лавлейса, представив в своем каталоге его под названием Fur Getter. Семейство Лавлейсов же переключилось на производство всевозможной рыболовной требухи (воблеры, к примеру, Кларибел Лавлейс изначально делала вручную, так что масштабы фирмы представить нетрудно), зарегистрировав компанию Lovelace Manufacturing и в начале сороковых вернувшись из Сан-Антонио в Бандеру.
Но мы сегодня (да и всегда) не о рыбалке, так что продолжим о самостреле Лавлейса.
Конструкция здесь была предельно простой: к латунной ствольной коробке крепился на качающемся кронштейне шуруп для вкручивания в дерево или фиксации шплинтом в комплектном колышке для установки на землю. В крепящийся легкосъемным штифтом стволик длиной 152 мм заряжался патрон .22 Short или .22 LR, после чего охотник крепил на спусковом крючке наживку и взводил ударник. Стоило животному потянуть приманку, как происходил выстрел - практически в упор, в голову.
Предусматривались две регулировки. Во-первыъ, направляющая спускового крючка могла сдвигаться вверх и вниз, меняя расстояние по вертикали от наживки до ствола. Упорный винт под шепталом регулировал полный ход его срыва.
Забавно, что инструкция указывала также на возможность использования этого всего в качестве пистолета.
Стоило такое сооружение чуть меньше 4 долларов и продавалось как поштучно, так и сразу дюжинами. Причем охотник мог прислать фотографию использования своего самострела и гарантированно получить 50 центов, а при хорошем качестве фото - все 5 долларов, окупив покупку с запасом. Также вскоре появился более крупный вариант - F.C. Tailor Sure Shot. Он делался уже под патрон 38-го калибра, причем выпускавшийся специально для него как с пулей, так и с мелкой дробью, по доллару за коробку на 50 штук.
Реклама особенно упирала на "полную безопасность" таких сооружений - ну, если сравнивать с самыми что ни на есть растяжками из обычных винтовок и ружей, которые тогда тоже были в ходу, то да. Хотя и здесь ничто не мешало поставить оружие на растяжку при желании...
Собственного производства у F.C. Taylor не было, поэтому Fur Getter по контракту выпускали на "Моссберге", а Sure Shot - на заводе Hopkins&Allen. И так продолжалось до 1934 года, пока не был принят National Firearms Act. Чиновники из ATF сначала даже поломали голову, как бы классифицировать подобное оружие, и в итоге решили: раз здесь нет ни рукоятки, ни приклада, то нарезной Fur Getter отныне должен считаться "оружием, изготовленным из винтовки", а гладкоствольный Sure Shot - "оружием, изготовленным из дробовика" (хотя они-то такими были сделаны изначально!). И для подобного оружия уже требовалась пошлина в 200 долларов, делавшая покупку самострелов слишком дорогим удовольствием для своего времени (ибо за стандартную дюжину, которая сама стоила меньше полтинника, пришлось бы отвалить космические 2400 долларов пошлин - это цена четырех седанов Plymouth PE DeLuxe, например!).
В результате рынок самострелов благополучно скончался, а затем и использование на охоте выпущенных ранее было признано незаконным (зато по-прежнему при наличии лицензии легально использование распылителя цианида М44). Сохранившиеся Fur Getter сейчас закон вывел из-под ограничений NFA и классифицирует уже как "Curios&Relics" (ссылка, стр. 39), сиречь вроде бы как и не совсем оружие, а "диковинки и реликвии", и аукционные цены при хорошей сохранности прилично четырехзначные. Этот, например, ушел за 6500 долларов: