С одной стороны, казалось бы, что может быть проще, имея кучу фото и видео, описать своё путешествие в Тунис? А с другой стороны, так хочется много всего сказать, передать чувства, которые обуревали меня на том или ином отрезке пути, совместить увиденное глазами, услышанное ушами с мыслями в своей голове, что теряюсь… С чего начать, чтобы всем было хоть немного интересно, ведь мы все разные… Короче, мучилась я, мучилась… и решила начать с краткого общего обзора первых впечатлений, а уже потом, в других статьях, немного рассказать о конкретных достопримечательностях и красотах этой маленькой страны.
***
До Туниса мы добирались три дня через Польшу, так как по понятным причинам гражданские самолёты у нас не летают. На польской границе нас мурыжили больше шести часов, была ужасная жара и духота, голова раскалывалась и не хотелось уже ничего. Но ничто в этом мире не длится вечно, и вот чемоданы снова погружены в автобус, в паспорте стоит штампик о въезде на территорию Польши, и мы продолжили свой путь.
Первое, что бросилось в глаза (а я никогда не была в Европе), это резкая смена картинки за окном. Я привыкла, что, когда едешь по нашим трассам, за окном мелькают сёла, леса, поля, отгороженные от дороги рядами тополей с вечными зарослями густых сорняков или полевых цветов. Ты едешь и смотришь на все эти просторы, любуешься летом жёлтыми полями подсолнухов, пшеницы, сосновыми лесами, зимой – белым покрывалом из снега. Пейзажи за окном меняются, а тебя не покидает чувство, которое лучше всего передают слова советской песни: «Широка страна моя родная, много в ней лесов полей и рек…».
Вот где-то в таком настрое, посмотреть новые картинки за окном автобуса, я и въехала в Польшу (а как у них?). Реальность быстро остудила мой интерес: почти везде с двух сторон трасса плотно огорожена 3-4 метровыми непрозрачными, заборами из какого-то пластика (что за материал, я так и не поняла, а сфотографировать это уродство мне и в голову не пришло, сейчас жалею, не могу вам показать). Ты едешь, а эти заборы так и мелькают перед твоими глазами, скучно и однообразно. Только у поперечных мостов, что идут через трассу, ты можешь на короткое мгновенье увидеть кусочек живой земли. В общем, тех 942 км езды до Катовице, где расположен нужный нам аэропорт, я практически всё время созерцала эти отвратительные заборы.
Сам город Катовице поразил меня своей мрачностью.
Идя по этим узким улицам, вымощенными булыжником, среди домов тёмно-грязного цвета, а во дворах-колодцах ещё и поросших зеленовато-бурым мхом, в моей голове почему-то всплыло всё то, что я когда-то читала о средневековой инквизиции. На улице было и так жарко, но в этих улочках воздух вообще не двигался, и почему-то всё время хотелось помыть руки и лицо.
А ещё здесь весьма наглые и бесцеремонные люди. За те несколько часов, что я провела на улицах этого города, ко мне несколько раз подходили чтобы стрельнуть сигарету (сигареты у них очень дорогие, самая дешёвая и голимая пачка стоит в переводе 150 гривен) и денег, якобы на помощь польским детям. И то что я не полячка нисколько не смущало и не останавливало настойчивого натиска на мою персону. Без зазрения совести я всех их послала…
Единственное положительное, что бросилось мне в глаза, это то, что общественный транспорт ходит у них точно по расписанию, до минуты (правда, почему-то все большие часы на вокзалах и в аэропорту нагло врут, нонсенс).
А ещё, не знаю, как объяснить свои ощущения, но мне было очень неуютно в этом городе. Какая-то общая атмосфера напряжения, отторжения витала вокруг. Нет, мне никто не грубил, не хамил, но и не принимал, если можно так выразиться. Казалось бы, поляки и украинцы внешне одинаковые и пока не заговорят, как можно различить? Однако различия (украинцев там сейчас много) прямо бросались мне в глаза. Они (поляки) другие по исходящим от них аурам, если можно так сказать, и лично я это очень хорошо чувствовала. Например, сидящую в толпе в ожидании автобуса женщину, я «вычислила» сразу, и да, она оказалась из Харькова и приезжала проведать сына. Вот как-то так.
При досмотре в польском аэропорту принимающий долго и упорно двигал на весах мой чемодан, который, не смотря на все старания, настойчиво весил 19,5 кг, а принимающему уж очень хотелось, чтобы было хоть 20,1 кг, не повезло бедняге и, сердито поджав губы, он всё же нацепил бирку на мой чемодан. А при проходе через металлопоисковые ворота заставили вытащить все шпильки из заколотых волос, и я стала похожа на растрёпанную бабку Ёжку.
Фух, наконец-то мы оказались в кресле самолёта, и я с радостью попрощалась с этим городом и страной до обратной дороги.
Хочу немного рассказать об аэропорте Энфида в Тунисе, в который мы прилетели. Может, для тех, кто часто летает по разным странам, такой аэропорт уже привычен, а для меня это стало приятным открытием. Дело в том, что пассажиры от самолёта к зданию аэропорта проходят по рукаву. Нет ни трапа, не автобуса, ты просто выходишь в дверь самолёта и идёшь по просторному светлому чистенькому туннелю, который, плавно заворачивая, доводит тебя прямо в здание аэропорта. Вот как это выглядит на фото.
Теперь расскажу немного в общем о Тунисе (конкретно по достопримечательностям будет отдельно по каждой).
Сейчас Тунис – это бедная страна, которая пытается наладить свою жизнь после, так называемой, второй Жасминовой революции 2011 года (кем она была устроена, надеюсь, все понимают, конечно же, самыми «демократичными). Если в двух словах, сейчас это страна оливок (56 млн. деревьев растут повсюду, где можно расти), «мёртвых» строек и куч мусора (в отелях и курортных зонах чисто). Зарплаты маленькие, но образование бесплатное для всех, образованию придают большое значение. Страны Европы (а Тунис – это бывшая колония Франции) по-прежнему проводят в отношении Туниса экономически грабительскую политику. Для примера: 1 тонна добытой и очищенной соли стоит 1 евро!!!
Но что больше всего меня приятно поразило – это люди Туниса. Они очень доброжелательные и открытые, общительные и приветливые, любят безобидно пошутить, всегда готовы помочь не за деньги (как в Египте, где любая, образно говоря, улыбка стоит доллар), а просто так, от широты души. Приведу всего два маленьких примера.
Мы прилетели ночью, Сёма с семьёй нас ждал и наматывал круги с коляской по территории отеля, поэтому немного пропустил тот момент, когда мы приехали и зашли в холл. Портье выдал нам ключи от номера и служащий уже готов был нас проводить, взявшись за чемоданы, когда появился Семён. Ну, описывать радость встречи не буду. Когда первые объятия прошли, мне как-то неудобно стало перед человеком с нашими чемоданами, и я сказала:
- Сёма, сейчас нас проведут в номер и мы сразу спустимся в холл.
На что этот служащий заулыбался и сказал на ломаном русском:
- Мадам, не волнуйтесь, я всё понимаю, я подожду.
Наши эмоции бушевали около получаса, а служащий просто спокойно отошёл к стойке, общался с портье, и они оба радостно улыбались, кивая головами в нашу сторону.
В первый день мы поехали в город Монастир, посмотреть на знаменитую крепость Рибат и заодно обменять деньги на динары, поскольку в отеле утром обменный фонд иссяк. Крепость посмотрели, но где же поменять деньги? Улочки, закоулочки и непонятные надписи, короче, совсем непривычный для нас мир. Дети бравенько подбадривали меня, что, мол, найдём, разберёмся, но я видела, что они и сами потерялись.
- Надо спросить, - произнесла я.
- И у кого ты тут собираешься спрашивать? Это тебе не отель, - парировал сын.
- Да, у местных людей, вон хотя бы у этих мужчин, что присматривают за порядком в павильончике.
- И как ты спрашивать собираешься? Они наверняка языков других не знают…
- Ничего, я так, на пальцах, меня поймут, - решительно направилась я к мужчинам.
Дети, тихонько подхихикивая надо мной, остались ждать.
- Добрый день, - широко улыбаясь, подошла я к мужчинам.
Они приветливо закивали головами и заулыбались в ответ.
Дальше я активно жестикулировала, повторяя: «мани», «доллар», «динар», и меня в итоге отлично поняли. Один мужчина начал мне активно показывать направление, а второй подскочил, махнул призывно рукой и повёл по улочкам (он правильно решил, что мы всё равно сами заблудимся). Довёл до обменника, подождал пока обменяем, а потом ещё «рассказал», используя дикую смесь из отдельных слов на английском, французском и русском, при этом старательно жестикулируя и корча рожи, где не надо ничего покупать, потому что там нечестные продавцы.
Я прикладывала руки к груди в знак благодарности, повторяя «спасибо огромное», «мерси», «сенкью», а потом протянула десять динар за помощь. Мужчина замахал руками и от денег отказался, попросив чтобы я с Настей просто с ним сфотографировалась. Всем было легко и приятно, вот это фото.
И такая искренняя и бескорыстная открытость тунисцев сопровождала нас все дни отдыха. И несмотря на всю разницу между нашими мирами я чувствовала себя в этой стране, как дома. Когда уже прощались, я не выдержала и сильно разревелась, так хозяин сувенирной лавке в нашем отеле подскочил ко мне с недорогим браслетиком, схватил за руку и надел этот символ Туниса со словами:
- Мадам, это подарок, лично от меня, только не плачьте.
И мы с ним крепко обнимались, он говорил:
- Приезжайте ещё, Тунис будет вас ждать…
Кстати, в аэропорту при сдаче багажа мой чемодан превысил допустимых 20 кг аж на 3,5 кг (я образцов горных пород набрала).
- Двадцать три с половиной! – Невольно воскликнула в ужасе я, а в голове замелькали мысли: меня завернут назад или всё же любезно предложат доплатить.
Вся гамма эмоций ярко отражалась на моём лице. А принимающий просто улыбнулся и сказал положить рядом на весы небольшой Настин чемодан (ведь мы втроём ехали). Ещё не до конца понимая смысл и находясь в растерянности, мы положили рядом Настин чемодан. 33,5 кг показали весы. Принимающий ещё шире нам улыбнулся, кивнул, мол, всё хорошо и прицепил бирки. Вот так просто, по-человечески, без нарушения требований решают вопросы в Тунисе (в отличии от европейской Польши). Кстати, и шпильки здесь меня никто не заставлял из головы вытаскивать.
А ещё в Тунисе очень любят русских и часто говорят: «Путин – хорошо».
Ниже фотографии нашего отеля и его территории.
Самые распространённые из растений в Тунисе - это оливковые деревья, финиковая пальма и кактусы, в нашем отеле они тоже были.
Кстати, кактусы усеяны плодами (такие зелёные, жёлтые и красноватые шарики), которые тунисцы активно употребляются в пищу, они очень питательные и полезные, кругом продаются на базарах, как у нас яблоки.
Также растут и хвойные деревья, в основном на севере Туниса. В нашем отеле вот такой рядок был.
Вообще-то, рассказать не о красотах (о них я обязательно расскажу и покажу), а просто о жителях Туниса, об их отношении к происходящему в стране, о видении своих бед, о надеждах и т.д. есть ещё много чего, но, думаю, это будет уже далеко не всем интересно.
Кстати, отдельно будет статья и о котиках Туниса, их здесь много, они немного не такие, как у нас, но норов и повадки те же, потому, что это КОТИКИ.