Шумеры, насколько это известно, были первыми людьми, использовавшими клинопись, отличительной чертой которой является то, что письмена представлены клиновидными знаками на глиняных табличках. Эта система письма использовалась 3000 лет и была адаптирована к примерно 15 разным языкам. Шумерский язык перестал использоваться в качестве разговорного примерно в 1800-1600 гг. до н.э., но оставался еще долгое время письменным языком. Так, писцы в Вавилоне в 6 веке до н.э. все еще учились читать и писать на шумерском.
Шумерские тексты, на основе которых реконструируется его грамматика, включают в себя древнешумерские надписи из Лагаша примерно 2500 г. до н.э., а также литературные тексты, написанные в течение старовавилонского периода шумерского языка, то есть примерно до 1600 г. до н.э. В течение этих примерно 900 лет шумерский язык постепенно утрачивал свою устную форму и переходил в статус исключительно литературного языка. Можно с уверенностью говорить, что на нем еще говорили в начале указанного периода, а к концу старовавилонского периода шумерский уже был мертвым языком, однако конкретные детали проследить крайне сложно.
Местом проживания шумеров считается южная часть Месопотамии, называемая Шумером, граница которой проходила где-то к северу от Ниппура. Неизвестно, когда состоялся первый контакт шумеров и аккадцев, но вероятно это произошло где-то около 3000 г. до н.э. Вероятно, что они длительное время контактировали друг с другом, по крайней мере на приграничных территориях, но проследить их более ранние связи по письменным источникам не удалось. В результате такого контакта аккадский как и шумерский обзавелись заимствованными словами. Вероятно, что шумерский повлиял на порядок слов в аккадском языке – подлежащее – дополнение – сказуемое, который является необычным для семитских языков. Наиболее четко ранний контакт шумеров и аккадцев описан в древних текстах из Фары и Абу-Салабиха, датируемых примерно 2600 г. до н.э., в которых содержится значительное число аккадских имен (писцы тоже имели аккадские имена). Наличие аккадских имен, конечно, не означает, что называемый им человек был аккадцем, но указывает на то, что аккадцы в Шумере были. По текстам из Абу-Салабиха видно, что одним из первых заимствованных шумерами словом у аккадцев был союз «и». По всей вероятности, в то время на севере Шумера и в частности в Абу-Салабих, проживало множество билингвов, что со временем привело к снижению числа носителей шумерского языка на данной территории, хотя на юге, вероятно, продолжали говорить на шумерском.
Во времена правления Саргоновской династии официальным языком был аккадский, хотя царские указы и религиозные тексты издавались на двух языках. Однако в остальных случаях шумерский применялся только в самом Шумере, что, вероятно, указывает на его постепенное исчезновение. Сами шумеры становились билингвами, а источники на аккадском с этого времени стали появляться и в Шумере.
Во времена правления Третьей династии Ура использование шумерского языка в официальных документах увеличилось. Царские указы, юридические и административные документы, письма практически всегда писались на шумерском языке, а на аккадском крайне редко. Новошумерских литературных текстов крайне немного, но часть шумерской литературы была создана в старовавилонский период. Так называемое возрождение шумерского языка, по-видимому, затронуло только письменный язык, пока население продолжало становиться двуязычным, то есть устный шумерский сдавал свои позиции. При Третьей династии Ура использование шумерского в качестве разговорного языка, по-видимому, было крайне ограниченным. В старовавилонском периоде шумерский стал мертвым языком несмотря на то, что он все еще использовался в качестве литературного языка. Большинство литературных надписей того периода написаны на шумерском, как и царские надписи до Первой Вавилонской династии.
В старовавилонский период шумерская традиция продолжилась в школе (эдубба), где копировали и изучали литературные тексты. На шумерском говорили ученые и ученики, которые изучали его в качестве иностранного языка. Вероятно, периоду, когда шумерский стал использоваться только учеными, предшествовал период, когда какая-то часть населения в Шумере могла понимать хотя бы царские указы, распознавая шумерские слова и выражения, хотя сами они на шумерском уже не говорили.
Игнас Джей Гельб полагал, что шумерский язык как разговорный, исчез достаточно рано, и указывал, что носителей шумерского языка оставалось крайне мало уже при Третьей династии Ура. Однако другие ученые склоняются к позиции, что шумерский все еще оставался в это время живым языком, а умер только в старовавилонский период. Процесс умирания языка сопровождается разными социальными и культурными факторами, которые сложно однозначно интерпретировать, а исторические и архелогические данные слишком скудны, чтобы привести к каким-то однозначным выводам. Однако шумерский язык, используемый в нерелигиозных текстах, то есть в разных документах и письмах, явно находился под влиянием аккадского языка, что означает, что писцы новошумерского периода не были носителями шумерского.
Конечно, процесс исчезновения шумерского языка наверняка был сложнее, чем описано здесь, ведь выводы, сделанные на основе языкового материала, не касаются той части населения, которая тексты не писала. Теоретически возможно, что еще в старовавилонский период на юге проживали люди, говорящие на шумерском. Однако их язык не оказал влияния на письменный шумерский, поскольку они не контактировали с писцами.
Если история шумерского народа и языка, описанная здесь, верна, мы должны заключить, что последний период, когда шумерский язык все еще был живым языком, на котором говорило большинство населения, приходится на новошумерский период. Тексты новошумерского и старовавилонского периодов различных жанров, как экономических, так и литературных, отражают высокий статус шумерского языка как языка литературы, официальной и религиозной жизни, но не как повседневного языка, которым был почти исключительно аккадский.
Спасибо за прочтение и лайки:)