Найти тему
Мир кораблей

Немецкий линейный крейсер на службе Турции. История Yavuz Sultan Selim

Германский линейный крейсер типа «Мольтке» SMS Goeben имеет богатую историю службы. Однако гораздо менее известна история службы этого корабля в период его нахождения в составе османского, а затем турецкого флотов под именем Yavuz Sultan Selim («Султан Селим Грозный»).

🎁 Вступай в онлайн-сражения: https://krbli.ru/3v2h7WK (подарок по ссылке)

-2

Османская империя с 1910 года старалась обновить свой флот и с этой целью до 1914 года разместила в Великобритании заказы на постройку трех линкоров. Первая мировая война нарушила договорённости, и первые два корабля попали в состав Гранд-Флита, тогда как третий так и не был достроен. Таким образом, в начале войны османское правительство осталось без дредноутов в своем флоте.

SMS Goeben в 1911 году
SMS Goeben в 1911 году

Германия же имела в Средиземном море линейный крейсер SMS Goeben, и с началом войны встал вопрос об организации боевой деятельности этого судна. Немцы не смогли договориться о вступлении SMS Goeben и сопровождавшего его лёгкого крейсера Breslau в Императорский флот Австро-Венгрии, а потому перевели корабль в пролив Дарданеллы. Чтобы не допустить интернирования SMS Goeben, которое могло состояться как по инициативе османов, так и по требованию послов стран Антанты, было принято решение “продать” корабль. 15 августа 1914 года немецкий посол предложил турецкому военному министру Энвер-паше совершить фиктивную сделку о покупке корабля. Уже на следующий день на SMS Goeben был поднят флаг Османской империи, а немецкий адмирал Вильгельм Сушон стал главнокомандующим османским флотом.

Немецкий экипаж линейного корабля Yavuz Sultan Selim весьма активно действовал на Чёрном море. Уже 18 ноября корабль принял участие в бою у мыса Сарыч, где получил попадание снаряда ГК с броненосца “Евстафий”, а 29 октября обстрелял Севастополь.

26 декабря Yavuz Sultan Selim подорвался на двух минах на входе в Босфорский пролив и был поставлен на ремонт. В ходе ремонта османские власти провели модернизацию, в частности, был изменён состав ПВО и увеличен угол возвышения орудий ГК.

Первый же поход после ремонта, начавшийся 3 апреля, омрачился рядом неудач. Два османских лёгких крейсера, которых при бомбардировке Николаева должен был поддержать линейный крейсер, выдали своё присутствие русскому флоту. 10 апреля эскадра русских линкоров нагнала замешкавшихся немцев, так что Yavuz Sultan Selim был вынужден уходить под прикрытием дымовой завесы. Завеса позволила русским эсминцам подойти очень близко, но они были замечены и обстреляны с расстояния в 200 м. Тем не менее бой окончился безрезультатно, и Yavuz Sultan Selim вернулся в Константинополь без повреждений.

Yavuz Sultan Selim в Севастополе.
Yavuz Sultan Selim в Севастополе.

До конца 1915 года Yavuz Sultan Selim почти не выходил в море. В 1916 году активность также была мала. В январе Yavuz Sultan Selim вёл с дальней дистанции безрезультатный огонь по линкору “Императрица Екатерина Великая”, а 4 июля обстреливал Туапсе. В 1917 году корабль вовсе не выходил в море из-за отсутствия поставок угля. За это время было проведено несколько модернизаций: вновь увеличен угол возвышения ГК, а также сняты все 88-мм орудия.

После революций в России Yavuz Sultan Selim был переведен в Дарданеллы, где его ждал британский флот. В сражении 20 января 1918 линейный крейсер потопил два британских корабля, подорвался на мине и сел на мель. В этом же бою были потеряны несколько турецких кораблей сопровождения, включая бывший Breslau. Беспомощный Yavuz Sultan Selim за несколько дней около 60 раз был атакован британскими ВВС. Они сбросили более 180 бомб, но попали лишь две, да и то причинившие незначительные повреждения.

26 января корабль сняли с мели, после чего отремонтировали и отправили в Одессу для сопровождения комиссии, которая должна была надзирать за разоружением русских войск. Затем в Севастополе Yavuz Sultan Selim, впервые с начала войны, прошёл докование, но более в боевых действиях не участвовал. 1 ноября 1918 года Османская империя заключила перемирие со странами Антанты, а на следующий день Германия уже фактически передала линейный крейсер турецким властям.

Yavuz Sultan Selim в плавучем доке, 1928 год
Yavuz Sultan Selim в плавучем доке, 1928 год

Вплоть до 1925 года Yavuz Sultan Selim бесцельно стоял на приколе в Стении, когда турецкое правительство решило наконец-то вернуть его в строй. Специально для этого в Германии был заказан плавучий док, который установили в Измите. С 1926 по 1930 год была проведена модернизация под руководством французских кораблестроителей. Были установлены новые угольно-нефтяные котлы, французские системы управления огнём, сняты торпедные аппараты и часть орудий ПВО. После этого корабль под именем Yavuz Selim в качестве флагмана вошёл в состав флота Турции, а в 1936 году название сократили до Yavuz.

Активность турецкого флота во Второй мировой войне была невелика. В 1941 году Yavuz прошел очередную модернизацию, в ходе которой демонтировали грот-мачту и значительно усилили ПВО. С 1948 года корабль не выходил в море, а 20 декабря 1950 года его вывели в резерв. После вступления Турции в НАТО Yavuz получил новый бортовой номер и планы по модернизации, но они не были реализованы. В 1954 году корабль списали, но не продали на слом, оставив стоять в Гельджуке.

Yavuz в годы Второй мировой войны.
Yavuz в годы Второй мировой войны.

В 1963 году правительство ФРГ попыталось купить корабль для создания музея, но достичь договорённости не удалось, и в 1970 году Yavuz всё-таки продали на слом. Таким образом, бывший SMS Goeben стал одним из самых старых кораблей-дредноутов в мире, находившихся на реальной службе.

-7

Материал подготовлен волонтёрской редакцией Мира Кораблей

Понравилась статья? Не забудьте подписаться на наш канал.

🎁 Принять участие в морских сражениях можете и вы! Регистрируйтесь и получите приветственные подарки: https://krbli.ru/3v2h7WK

Другие интересные материалы: