Найти тему
Парламентская газета

Косметика, купальники и телефоны: что нельзя россиянам ввозить в Европу

  freepik.com
freepik.com

В Европу — в ношеных джинсах, с одним рулоном туалетной бумаги, пешком и с факсом под мышкой вместо смартфона. Такая незавидная судьба, судя по всему, ждет российских туристов и командировочных, решивших посетить одну из стран Евросоюза. Накануне Еврокомиссия заявила о полном запрете ввоза на свою территорию предметов и вещей из приложения XXI к Регламенту Совета 833/2014, в котором перечислены товарные санкции против России. «Парламентская газета» подробно изучила документ.

От косметичек до жидкого мыла

Приложение XXI, на которое ссылаются представители Евросоюза, содержит огромный — больше двухсот пунктов — список предметов, которые его авторы посчитали «производящими существенные доходы для России». Логика такая: если вы их в ЕС ввозите, значит, можете их там продать, и Россия получит с этого доход, что для Евросоюза неприемлемо. Российские юристы, как сообщил, к примеру, РБК, и раньше указывали, что этот список официальными регуляторами трактуется неверно, потому что разница между «импортом» и «ввозом для использования в личных целях», казалось бы, должна быть видна невооруженным глазом. Однако эффекта это не возымело.

Понятно, что далеко не все положения списка касаются рядовых туристов — мало кому придет в голову везти с собой в ЕС живых ракообразных, свекловичный жом или коллоидный графит. Однако есть в нем и вещи, без которых в дальней поездке многим не обойтись:

сигареты и вообще любые табачные изделия; косметика и средства для ухода за кожей, включая кремы от загара. Тут же — препараты для маникюра и педикюра. Исключение сделано только для медикаментов; средства для ухода за волосами, зубные пасты и зубные нити, средства для бритья, дезодоранты, средства для душа, а также мыло в любых его агрегатных состояниях — то есть в виде жидкости, брусков или пропитки для салфеток; «изделия для транспортировки» и «укупорочные средства» из пластмасс — проще говоря, пластиковые контейнеры (например, в которых обычно возят с собой перекус), а также разные пробки и колпачки; сундуки, чемоданы, косметички, портфели, футляры для очков и фотоаппаратов, дорожные сумки, спортивные сумки и рюкзаки, портмоне, кошельки и пудреницы, изготовленные из кожи (включая искусственную), текстиля, пластмассы или картона. Попытаться пересечь границу как какой-нибудь старинный купец, свалив все добро в деревянный сундук, окованный металлом, тоже не вариант — отдельной строкой стоит запрет ввозить любые изделия из дерева; бумага для письма; туалетная бумага, бумажные салфетки и полотенца, вата; костюмы, ансамбли, куртки, блейзеры, платья, юбки, разделенные юбки, брюки, комбинезоны с нагрудниками и лямками, бриджи и шорты (кроме трикотажных или вязаных крючком, ветровок и аналогичных изделий, комбинезонов, подъюбников и трусов, спортивных костюмов), лыжные костюмы и купальники; обувь с подошвой из резины, пластмассы, кожи или композиционной кожи и с верхом из кожи (кроме ортопедической обуви, ботинок для коньков с прикрепленными коньками или роликовыми коньками, а также игрушечной обуви); бритвы и лезвия для них; изделия из драгоценных металлов; мобильные телефоны и устройства связи в принципе. Правда, запрет, как следует из пояснений к списку, не распространяется на факсимильные аппараты и радиоприемники; легковые автомобили и вообще любые транспортные средства, предназначенные для перевозки менее десяти человек. Автобусы и троллейбусы можно ввозить спокойно; фотоаппараты.

По поводу страны происхождения «запрещенных» товаров конкретики нет: в решениях Еврокомиссии не указано, что предмет должен быть непременно произведен на территории России. Поэтому вариант с покупкой турецких влажных салфеток и туалетной бумаги тоже может не сработать.

«Риск определенно вырос»

Одним словом, можно было бы просто написать: «Ничего нельзя». Сама Еврокомиссия не далее как в пятницу выпустила официальное разъяснение, где на вопрос «Могут ли российские граждане временно привозить с собой личные вещи и транспортные средства, перечисленные в приложении XXI к ст. 3i, в Евросоюз, например в туристических целях?» лаконично ответила «нет». Да и случаи изъятия пока что не личных вещей, но автомобилей уже имеются — так, например, еще в июле таможенная служба Германии отобрала их у нескольких россиян.

Независимые эксперты, впрочем, советуют не паниковать раньше времени. «Риск определенно вырос, — заявил «Парламентской газете» юрист, специалист в сфере международного комплаенса и международных ограничений Сергей Гландин. — Но не стоит забывать, что разъяснение Еврокомиссии не является официальным нормативно-правовым актом. И таможни всех стран, входящих в ЕС, все равно будут руководствоваться правилами своих собственных национальных регуляторов. И хочу заметить, что пока ни одна страна, за исключением Германии и Финляндии, особого рвения в плане поиска и изъятия «запрещенных» предметов не проявляет».

Тем не менее, отметил Гландин, ситуация в любой момент может измениться. Так, на прошлой неделе Еврокомиссия выпустила еще одну методичку, по которой таможенные органы должны принимать дополнительные меры по проверке граждан России. Другими словами, пересекая границу любой страны, входящей в ЕС, россиянам придется доказывать таможенникам, что автомобиль, на котором он едет, равно как и вещи, которые везет, включая носки, трусы и туалетную бумагу, предназначены исключительно для личного пользования, а не для продажи. Как это делать — никто пока толком не понимает. Остается надеяться на благоразумие таможенников и элементарную логику: вряд ли турист повезет с собой упаковку влажных салфеток, чтобы толкнуть ее на рынке. Однако, подчеркнул Гландин, на человеческий фактор лучше не надеяться и в поездку одеваться максимально неброско и брать с собой только необходимый минимум вещей — от греха, что называется, подальше.

«Следует помнить, что решение об изъятии автомобиля или личных вещей можно оспорить, — отметил эксперт. — Делается это в установленном порядке через суд, прокуратуру или вышестоящие инстанции: куда именно следует обращаться, обычно пишут прямо в таможенном акте. Часто это действительно работает — известен как минимум один случай, когда российский турист смог вернуть изъятый на немецкой таможне автомобиль. Причем в досудебном порядке, потратив всего тысячу евро на услуги адвоката».

Открытым остается еще один вопрос: будут ли работать ограничения, если россиянин въезжает в ЕС через другую страну, например, Турцию? В разъяснениях Еврокомиссии об этом речи не идет. Однако судя по тому, что новые правила работают против россиян вообще, а не против России как государства, досматривать с пристрастием будут независимо от того, откуда человек фактически приехал и куда направляется.

«Ответная дискриминация нам не нужна»

На разгорающуюся «таможенную войну» обратили внимание и представители власти. Так, председатель Комитета Совета Федерации по государственному строительству Андрей Клишас заявил, что Россия должна принять против жителей стран ЕС «зеркальные меры». «Мы неоднократно говорили, что санкции направлены против всех наших граждан, независимо от убеждений и политических взглядов, — заявил сенатор в своем телеграм-канале. — Дискриминация в чистом виде на основании паспорта. Только ответные зеркальные ограничения в отношении граждан ЕС могут повлиять на взбесившихся евробюрократов и повлиять на отмену подобных дискриминационных правил».

А вот первый заместитель председателя Комитета Госдумы по международным делам Алексей Чепа, наоборот, заявил «Парламентской газете», что в зеркальных мерах нет никакой необходимости: «Подобные действия со стороны Евросоюза — это попытка унизить наших граждан, простых людей. И тем самым воздействовать на руководство страны. Потому что все остальные попытки — зайти через близкое окружение президента, через представителей бизнеса, политиков — полностью провалились. Брюссель проигрывает санкционную войну, и его это бесит. И нам в этой ситуации ни в коем случае не нужно ему уподобляться. Ответные меры должны быть, это бесспорно. Но нужно продумать их так, чтобы они воздействовали на экономику европейских стран, не подвергая ответной дискриминации простых европейцев».