Одна из самых читаемых и одна из самых скандальных писательниц прошлого века - Фрасуаза Саган. Сидя в кабинете своей роскошной парижской квартиры, она с легкой усмешкой просматривала газетные статьи, в которых критики изощрялись в поисках эпитетов в ее адрес:
"Смесь цинизма, эгоизма, лиризма, с большой долей светской легкости, несомненный талант, отсутствие таланта, один шаг до гениальности, нахалка, попавшая в литературу случайно".
Вот далеко неполный их перечень. А начиналось все вот как. Проучившись два года в Сорбонне, Франсуаза завалила экзамен, что очень разозлило ее родных. Чтобы их успокоить, всего за один месяц она написала свой первый роман “Здравствуй, грусть!”.
Он произвел настоящий фурор!
«Деточка, вокруг вас сияет слава! – воскликнула гадалка, к которой Франсуаза забежала перед визитом к издателю. – Вы только что написали роман, который пересечет океан!»
Так и произошло. Французская беллетристика до этого не знала подобных тиражей. В Америке, Англии, Италии и Японии «Здравствуй, грусть!» мгновенно стала бестселлером. А через год Голливуд купил права на постановку романа за 3,5 миллиона долларов.
Секрет сказочного успеха был прост: Саган подарила молодежи то, чего она давно жаждала – новую, опьяняющую идею любви, свободной от условностей и запретов. Ее героиню критики окрестили «очаровательным маленьким чудовищем».
Такой же представлялась всем и сама писательница-дебютантка.
Чего только стоят строки из ее автобиографической повести:
“Франсуаза зашла в свой кабинет и застыла в изумлении: у камина стояли два незнакомца и вполголоса беседовали. Один из них навел на мадам пистолет и потребовал ключ от старинного секретера.
«Там только любовные письма», – холодно предупредила женщина. Но уже минуту спустя она не смогла сдержать улыбки: читая пожелтевшие от времени странички, воры заметно покраснели.”
Во как! Саган продолжала писать. Все произведения Франсуазы — о любви, одиночестве, неудовлетворенности жизнью.
Создавая романы про хрупкую любовь, сама она то и дело становилась героиней скандальных светских хроник. Франсуаза часто в шутку называла себя «затяжным несчастным случаем».
В её жизни было множество скандалов, неуплаченных налогов, странных замужеств, автомобильных аварий, шикарных яхт, условные тюремные сроки, азартные игры — и в конце жизни бедность, несмотря на все полученные гонорары.
Но ее героини становились кумирами, им подражали в поисках ускользающего счастья. Почему? Они не боялись осуждения общества, даже в страданиях оставались гармоничными и довольными жизнью.
Вот несколько важных правил литературных француженок.
Руководствоваться своими желаниями
Франсуаза Саган, как и ее героини, считала следование требованиям общества не более, чем пустой тратой времени, которое к тому же может существенно подпортить жизнь.
А поступать нужно только так, как велит собственное сердце. И поменьше обращать внимание на осуждение и сплетни.
Не бояться свободных отношений
Консервативное общество требовало от женщины стандартной схемы: замужество, дети, дом. Но далеко не каждая видит свое предназначение исключительно в этом. Значит, свободные отношения без обязательств вполне имеют право на существование.
Эгоистично? Зато честно. Честнее признать себя child free, чем отдавать своего ребенка нянькам. Или что еще хуже - ненавидеть свою жизнь, втиснутую в стандартную схему.
Уходить оттуда, где вам плохо
Помните повесть «Любите ли вы Брамса?». Главная героиня долгие годы проведя с человеком, который так и не предложил ей руку и сердце, неожиданно отдает предпочтение беззаветно влюбленному в нее юноше. Симону.
Ужасно неосмотрительно. Но воспоминание о счастье, которое по традиции продлилось совсем недолго, будет наполнять эту женщину жизненной энергией и надеждой даже в самые трудные времена.
Ценить собственную свободу больше, чем отношения
Сколько компромиссов создано во имя семьи и статуса замужней дамы. Только не ради счастья.
- Как сложно сделать первый шаг на пути к внутренней независимости.
- Как сложно убегать из тяжелых отношений.
- Как сложно обретать, пусть и через боль, чувство собственного достоинства.
Но без него стать счастливым невозможно.
Быть влюбчивой и не считать это чем-то предосудительным
Быстрая смена объектов влюбленности воспринимается обществом негативно. Кто сказал, что влюбляться — это плохо? И кто знает наверняка - что считать быстрым?
Видимо успех писательницы в первую очередь связан с тем, что впервые в консервативном обществе она осмелилась сказать правду?
На склоне лет Франсуазе Саган несколько изменил ее привычный оптимизм.
«Счастье мимолетно и лживо, – заметила как-то мадам Саган. – Вечной бывает только печаль…»
Да еще ее проза — прозрачная, изящная, лишенная позы — она доставляет радость все новым поколениям читателей.
“Риск и любовь – два проверенных средства от скуки. Хотя любовь все-таки лучше.”
Правда, лучше.