Эта история произошла в 1938 году. Многие до сих пор уверены, что ничего подобного, на самом деле, не было. Якобы это байка, которую придумали советские пропагандисты, чтобы подчеркнуть силу РККА и мастерство отечественных летчиков.
Но случай был на самом деле: советский военный самолет потопил целый авианосец, принадлежавший Японии.
Может смутить, что дело было в 1938 году. Советский Союз тогда с Японией не воевал. Да. Но имел место вооруженный конфликт между Китаем и Страной восходящего солнца.
А Китай шел верной дорогой к коммунизму. Отношения еще между СССР и этой страной не были испорчены территориальными спорами, конфликтами на общей границе. Поэтому Советский Союз, в своем стиле, кстати говоря, помогал Китаю военными экспертами, специалистами.
Понятно, что эти советские военные, как и в Испании, не только консультировали, но и участвовали в боевых действиях. В частности, боевые вылеты совершал самолет под управлением лётчика Тимофея Хрюкина. В состав экипажа входил штурман Иван Селиванов.
Хрюкин был в Испании, за что получил орден Красного Знамени. Опыта было не занимать ко времени участия в конфликте между Китаем и Японией. Штурман Селиванов тоже был военным с большим опытом.
Назойливые истребители
В какой-то момент на китайские позиции повадились регулярно совершать налеты истребители Японии.
Было очевидно, что делают это они не с земли, а с моря. Советские эксперты предположили, что где-то недалеко находится японский авианосец. Но корабль долгое время найти не удавалось.
Хрюкин с Селивановым смогли. Оказалось, что истребители «И-96» («Митсубиси А5М») совершают вылеты с авианосца «Ямато-мару».
Корабль с историей
«Ямато-мару» переводится: «великая гармония». «Мару» - это просто суффикс, который японцы добавляли к гражданским и военным судам. То есть, если обобщать, то «Ямато-мару» - это «корабль «Великая гармония».
Но судно не всегда так называлось. Корабль в 1920 году был приобретен у итальянцев. Именовался он так: «Джузеппе Верди».
Японцы судно переименовали, надстроили деревянную палубу, которая и стала взлетной полосой для истребителей, установили 6 спаренных 13,2-миилиметровых пулеметов – для защиты авианосца.
«Ямато-мару» долгое время успешно маскировался. Но однажды корабль всё же вычислили советские лётчики. Это произошло 10 августа 1938 года.
Отважная атака
По всему, «Ямато-мару» должен был уничтожить советский самолет. Но, то ли Хрюкину и Селиванову повезло, то ли летчики просто умело провели бой – детали неизвестны.
Есть информация о том, что с третьего захода советский самолет окончательно уничтожил японский авианосец. «Ямато-мару» лёг на бок и стал похож на огромную черепаху, которая сидит в воде.
Конечно, Тимофею Хрюкину не сразу поверили. На место, где происходил бой, отправили истребители. И тогда только информация была подтверждена.
Экипаж удостоили китайской наград. А в 1939 году Хрюкин и Селиванов стали Героями Советского Союза.
Эти люди принимали участие в Великой Отечественной войне. Тимофей Хрюкин стал дважды Героем Советского Союза. Иван Селиванов второй Золотой Звезды не получил.
Хрюкин ушел из жизни в 1953 году – молодым еще. Ему было немного за 40. А Иван Селиванов оставил этот мир в 1984-м.