Найти в Дзене
ПоУшиВКино

“Тайный меридиан” (2007, La carta esférica): Рыцари и оруженосцы

Оглавление

В экранизированном детективе “Тайный меридиан” испанского режиссёра Иманоля Урибе (Imanol Uribe) есть морская навигация, история о затонувшей бригантине, иезуиты, подводная археология и настоящие сокровища на дне.

За сокровищами охотятся загадочная работник Морского музея Танжер Сото, моряк Кой, попавший под обаяние Танжер, и два сомнительных мужчины – итальянец и аргентинец, по которым сразу и не понять, на какой они стороне – плохиши или хорошие.

Вводные элементы не такие уж и сложные. Действия тут неожиданно мало, учитывая, что это детектив с моряком в главной роли, кого втянули в поиски чего-то, чего он и сам не знал большую часть времени, и стоило ожидать побольше событий. Но вопреки медлительности фильм получился увлекательным, диалоги действующих лиц создают активность. Каждая новая порция обсуждений подбрасывает новый факт, влекущий за собой новый виток в расследовании.

Отдельно этот фильм я могу похвалить за красивую картинку – пейзажи, взаимодействие света и ландшафта. Его снимал оператор Хавьер Агирресаробе (Javier Aguirresarobe). Именно его заслуга красота таких прекрасных фильмов, как “Обещание” (2016, The Promise), “Вики Кристина Барселона” (2008, Vicky Cristina Barcelona), “Жасмин” (2013, Blue Jasmine), “Поговори с ней” (2002, Hable con ella), “Другие” (2001, The Others).

Сюжет

Моряк Кой оштрафован за аварию, произошедшую во время его вахты в рейсе. Пусть это была не совсем его вина, но это принесло ему дисквалификацию в два года. Он вынужден влачить существование на суше без денег и работы. Прорехи он заполняет алкоголем, походами в кино и на аукционы. На очередном аукционе, где он праздно наблюдал за чужими ставками, Кой обратил внимание на женщину, перехватившую ценный лот у одного сурового итальянца. Она купила старинный навигационный атлас Игнасио Уррутии.

Танжео Сото и моряк Кой
Танжео Сото и моряк Кой

После аукциона итальянец приставал к женщине на улице, и Кой спас её от него, чем заслужил доверие. Женщину звали Танжер Сото, она была одержима поисками затонувшей бригантины "Дея Глория". Атлас ей был нужен для её поисков. Поняв, что Кой больше заинтересован ею и им можно манипулировать, Танжер предложила моряку сотрудничество.

Кой согласился на предложение, не зная, какие открытия его ожидают.

Литературная основа приключенческого детектива

Это – роман “Карта небесной сферы, или Тайный меридиан” Артуро Переса-Реверте (La carta esférica/The Nautical Chart – Arturo Pérez-Reverte), выпущенный в 2000 году.

Артуро Перес-Реверте – это бывший журналист и его эрудиция, обширные знания в разных сферах позволяют ему сочинять захватывающие истории, обогащённые деталями и фактами. Его способность оперировать терминами и темами впечатляет, будь то “Фламандская доска”, где действие крутится вокруг картины, или “Девятые врата”, где и вовсе затрагивается тема дьявола.

Книги, которые меняют жизнь

Помимо того, что “Тайный меридиан” – это экранизация, внутри истории есть отсылки к книгам, которые имеют большое значение для действующих лиц.

Во-первых, это вышеупомянутый экземпляр морского картографического атласа побережья Испании Игнасио Уррутии Сальседо (Ignacio Urrutia Salcedo). Он был издан в 1751 году. Географ и мореплаватель Уррутия разделил побережье на шестнадцать сферических карт и двенадцать плоскостей от Байонны во Франции до мыса Креус. Согласно сюжету, именно по этим картам плыли на "Деи Глории", и по ним можно определить место затопления бригантины. К сожалению, мне не удалось найти точных сведений, реальные ли это моряк и атлас, либо это такая убедительная выдумка Переса-Реверте.

Морской атлас Испании на аукционе
Морской атлас Испании на аукционе

*Но я нашла похожий документ. И, возможно, на аукционе показали его. Испанский морской атлас Висенте Тофиньо де Сан-Мигеля, опубликованный в 1789 году. Это масштабная картографическая работа, открывающая Пиренейский полуостров в деталях на момент XVIII века. У Испании не было надёжных навигационных карт, поэтому по примеру Франции правительство Испании распорядилось создать подобную карту, выдав задание Тофиньо, мореплавателю и директору морской академии. Этот морской атлас заполнил пробел, существовавший в испанской морской картографии XVIII века, и просуществовал долгое время – на протяжении XIX и XX веков.

-4

Во-вторых, тут упоминается комикс бельгийского художника-комиксиста Эрже о Тинтине “Сокровища Рэда Рекхама” (Hergé – Le Trésor de Rackham le Rouge, 1943). Танжер Сото показала именно этот выпуск Кою, страницу с Тинтином, который в водолазном костюме спустился на морское дно к затонувшему кораблю 17 века Unicorn. Сюжет этого комикса напоминает и сюжет “Тайного меридиана”. В нём тоже планируют экспедицию для поисков затонувшего корабля по имеющимся координатам. Но что мне откликнулось больше всего, так это романтика приключений – как взрослая женщина сохранила возвышенную мечту о том, что найдёт сокровища на дне морском, бережно храня подборку комиксов на своей книжной полке, как в детстве черпая из них вдохновение. При том, что она холодная и прагматичная, не боящаяся причинять боль на пути к своей цели.

-5

В “Тайном меридиане” вообще звучит эта мысль о мечтателях. Моряки – это мечтатели, они верят в клады, даже если не говорят об этом, иначе для чего они так самоотверженно бороздят океаны и моря. Как товарищ Коя Пилото побывал во всех уголках земного шара, “из его майки можно выжать воду всех морей”.

И ещё я здесь опять вклинюсь не в тему – я поддерживаю комиксы. Мнение о них разделяется, я из тех, кто не считает их исключительно детскими картинками. По крайней мере в этом детективе, где только взрослые люди, через комиксы отражается инфантильность, присущая в той или иной мере взрослому человеку. Делается это ненавязчиво, как уместный штрих.

Кстати, Кой упоминает книги, которые читает, коротая время. Он называет Роберта Стивенсона, Германа Меллвила, Джозефа Конрада. И то, что не названо, но тоже созвучно с сюжетом, как и выпуск комикса про Тинтина, – это “Мальтийский сокол” с его отчаянной гонкой за желаемой вещью. Там статуэтка из золота, тут горстка изумрудов.

Легенда о затонувшей бригантине

Эта бригантина является комиксовым кораблём Unicorn для Танжер, она хочет найти её на дне морском. Похоже, это тоже выдумка писателя, как и атлас, потому что данных мне найти не удалось.

Десятипушечная бригантина "Дея Глория" (Dei Gloria), принадлежавшая братьям-иезуитам и перевозившая тайный ценный груз, была потоплена в 1767 году в результате стычки с алжирским корсаром у южного побережья Испании. Бригантина отплыла из порта Гаваны, пунктом назначения был порт Валенсии. Но затонула она у юго-восточного берега Испании, недалеко от мыса Тиньосо. Согласно рассказу Танжер, на борту пользовались картами Уррутии. Это стало известно благодаря единственному выжившему лоцману после затопления.

Загадка об оруженосцах и рыцарях

Есть один остров, на котором живут два вида людей – оруженосцы и рыцари. Оруженосцы всегда лгут и предают, рыцари – никогда. Один из жителей острова говорит другому: “Я всегда лгу тебе и предаю тебя”. Кто это говорит – рыцарь или оруженосец?

Мне понравилось, как включили эту загадку в сюжет. Она проходит сквозь него, вводя дополнительную нотку загадочности. В финале всё расставляется по местам, и вместе с этой загадкой ответ становится интереснее.