Найти тему
Александр Шуравин.

Философия для чайников. Урок 8. Немецкая классическая философия

Гегель, Георг Вильгельм Фридрих (изображение взято из открытых источников)
Гегель, Георг Вильгельм Фридрих (изображение взято из открытых источников)

Первая статья:

Предыдущая статья:

Если мы занялись историей философии, то нельзя обойти вниманием таких философов, как Кант, Гегель, Фейербах и других, которые относятся к направлению немецкой классической философии периода с конца XVIII – начала XIX века. Для начала, почему эту философию считают классической? Дело в том, что эти философы подняли поистине грандиозные вопросы и рассмотрели их на очень высоком уровне. Они рассматривали вопрос существования и развития самой философии, вычленив в качестве исходных категорий полярные диалектические противоположности: мышление и бытие.

В немецкой классической философии приятно выделять три направления:

– объективный идеализм;

– субъективный идеализм;

– материализм.

О том, что такое материализм я писал в предыдущей статье. Так же о материализме и идеализме можно почитать здесь. Но что значит субъективный и объективный идеализм? Объясняю. Но для начала, надо понять, что такое солипсизм. С него и начну. Представьте себе, что существуете только вы, и больше ничего не существует. Весь мир – это просто ваша галлюцинация. Вот это и есть солипсизм. По сути, это крайняя форма субъективного идеализма. Солипсизм опровергается на раз. И так, ничего не существует, кроме меня. Значит, я Бог и могу менять мир по своему усмотрению. Опаньки! Не могу. Всё, солипсизм опровергнут. Конечно, можно сказать, что я сам выбрал создать именно такой мир, потому что «это у меня в подсознании». Но, постойте. Если я не управляют своим подсознанием, то оно не «я». Оно нечто внешнее ко мне. Независимая от меня субстанция. Опять солипсизм опровергнут.

Тем не менее, несмотря на то, что солипсизм легко опровергается, это учение весьма соблазнительно. Почему? Да потому, что мы не можем стопроцентно утверждать, что существует вообще какая-то реальность, помимо нашего сознания. Может быть, мы, как в фильме «Матрица», лежим в ванне с питательным раствором, к нашему мозгу подключены провода и транслируют в него (в мозг) образ видимой нами реальности. А может быть, реальность реальна и существует на самом деле. Мы это достоверно проверить не можем, можем только гадать, рассуждая о том, насколько правдоподобно то или иное представление. Действительно, иногда бывает, что человек видит того, чего нет (когда поел грибочков, закинулся ЛСД или просто спит). Поэтому возникает справедливое сомнение в том, что наши ощущения дают нам достоверную картину мира. Если ощущения достоверны, то мир таков, каким мы его видим, но достоверность ощущений мы не можем доказать бесспорно, ибо, кроме ощущений и сознания, нам ничего не доступно непосредственно. В таком случае можно предположить, что ощущения искажены либо порождены нашим же сознанием, а окружающий мир совершенно не таков, каким мы его видим, либо даже вовсе не существует. И только наше сознание, наше «я» не вызывает никаких сомнений в своем существовании. «Мыслю – следовательно, существую» – так сказал Рене Декарт (1596 – 1650).

Ладно, с солипсизмом разобрались. Кратко, но разобрались. Перейдем к субъективному идеализму. Под субъективным идеализмом понимают отрицание существования реальности, независимой от воли и сознания субъекта. По сути, тот же солипсизм, но в более мягкой форме. Понятно, что это весьма наивное и опасное представление. Почему опасное? Ну, представьте себе, что вы верите, что можете прыгнуть с крыши и не разбиться. Опасное заблуждение? Опасное: вдруг окажется, что реальность не зависит от нашей воли и живет по своим законам. И тогда, наши ошибочные представления приведут нас к самовыпиливанию. Но, тем не менее, это ошибочное представление прямо вытекает из субъективного идеализма.

Дык в чем же разница между солипсизмом и субъективным идеализмом? Солипсизм утверждает, что нет никакого внешнего мира, есть только сознание. Субъективный идеализм утверждает, что внешний мир соответствует нашим субъективным представлениям о нем. Если мы верим, что спрыгнув с большой высоты, не разобьемся, то, согласно концепции субъективного идеализма, так и есть. Солипсизм утверждает, что наше сознание – это единственная реальность, всё остальное – это просто глюки. Субъективным идеализм же признает, что может существовать нечто, не зависящее от нашего сознания. Но он хоть и признает существование объективной реальности, но выделяет роль сознания в формировании и интерпретации этой реальности.

Теперь поговорим об объективном идеализме. Мы только что узнали, что субъективный идеализм может привести к опасным заблуждениям. Объективный идеализм исправляет этот недочет путем введения допущения о том, что наша реальность объективная и не зависит от нашей воли. Почему допущение? Потому что, во-первых, проверить мы это не можем, а во-вторых, как я уже писал, сама попытка такой проверки может кончиться для нас весьма плачево. Поэтому мы предполагаем, что если мы спрыгнем с крыши, то мы непременно умрем навсегда, и, лучше всего, этого не делать. Тем более, мы можем видеть, что если найдется такой чудак, который все же по глупости прыгнет с крыши, то он превращается в набор кровавых костей, который, если предположить исходя из здравого смысла живым, быть никак не может.

Но что же не так с объективным идеализмом? А не так с ним утверждение, что идея первична, а материя вторична. Я уже не раз подробно разжевывал этот тезис, повторятся не буду. Тезис полный бред, а материя первична. Те, кто хочет поспорить, посылают на эту статью:

Таким образом, объективный идеализм по своей сути вывернутый на изнанку материализм. То есть, если отбросить тезис о первичности идеи и принять допущение о первичности материи, то мы непременно приходим к высшей точке эволюции философского воззрения – к материализму.

Теперь вернемся к немецкой классической философии. Считается, что ее основоположник – И. Кант (1734 – 1804), профессор Кенингсбергского университета, который буквально совершил переворот в философии. Он рассмотрел процесс познания как деятельность, протекающую по своим законам. В его творчестве выделяют два периода – докритический, в котором он решает естественнонаучные проблемы, и критический, когда он написал свои главные произведения – «Критика чистого разума» (теория познания), «Критика практического разума» (этическое учение), «Критика способности суждения» (эстетика). Внезапно, но Кант даже объяснил возникновение Солнцевой Системы. По его мнению, Солнечная система возникла из газопылевого облака, которое появилось в результате взрыва звезды.

Также Кант поставил вопрос о возможности познавательных способностях субъекта и выдвинул идеи о категориях – основополагающих общих понятиях, которыми оперирует философия.

Он рассуждал так: «Знания, основаны на опыте и чувственном восприятии, только чувства дают нам сведения о внешнем мире. В познании различают две стороны: содержание и форму. Содержание определяется опытом. Форма знания не зависит от опыта (она врожденная и присуща нашему сознанию). Первыми доопытными формами сознания являются пространство и время. Все, что познает человек, он познает в формах пространства и времени, но самим вещам в себе они не присущи. От чувств процесс познания переходит к рассудку, а от него – к разуму. Рассудок, переходящий за свои границы, т.е. границы опыта, составляет разум. Разум диалектичен, его выводы иллюзорны, т.к. не подкреплены опытом»

Таким образом, Кант пришел к выводу, что причина трудностей в познании не в объекте, а в субъекте, точнее в его разуме, который не может понять всего. Согласно Канту, познание ограничено некоторыми рамками, при выходе за которых разум теряется в неразрешимым противоречиях (антиномиях):

1. Антиномия ограниченности пространства и времени. Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве или вечен и бесконечен.

2. Антиномия простого и сложного. Существуют только простые объекты и объекты, состоящие из простых либо в мире нет ничего простого и существует бесконечное число уровней вложенности объектов.

3. Антиномия свободы и причинности. Существует не только причинность по законам свободы но и сама свобода, или свободы вообще не существует, а все в мире совершается по законам природы в силу строгой причинности.

4. Антиномия наличия бог.Или бог есть, или бога нет.

Проблема антиномий в том, что можно доказать (или опровергнуть) и то и другое утверждение. Возьмем, например, утверждение о том, есть Бог или нет. Сколько копий сломано, но ни его наличие, ни его отсутствие, так никому и не удалось ни убедительно доказать, ни убедительно опровергнуть. Используя разум, можно только строить цепочку рассуждений, которая приведет либо к тому, что Бог есть, либо к тому, что Бога нет. И обе цепочки будут казаться логичными и разумными.

Исходя из наличия этих антиномий Кант приходит к выводу об ограниченности способностей разума к познанию мира и выделяет следующие категории:

· Апостериорные знания (те знания, которые можно получить опытным путем). Эти знания основаны на предположениях. Например, если человек никогда не видел черных лебедей, то он будет думать, что все лебеди белые, хотя в природе могут быть и черные лебеди.

· Априорные знания, то есть знания, существующие в разуме изначально. Например: «человеческая жизнь протекает во времени».

· Вещь в себе (это внутренняя сущность вещей, которую разум познать не в состоянии).

Философия И. Канта уже при его жизни оказала сильное влияние на философов своей теоретической и практической стороной. Гёте, Фихте, Шеллинг, Гегель связывали его имя со своей идеалистической метафизикой. Этическое учение Канта имеет огромное теоретическое и практическое значение, оно ориентирует человека и все общество на ценности моральных норм, недопустимость пренебрежения ими ради эгоистических интересов.

Перейдем к Гегелю. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831) – самый авторитетный философ своего времени, автор работ «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия права» и др. Основная мысль философии Гегеля состоит в том, что причиной движения является противоречия, которые неискоренимы и присущи каждой идее. Эти противоречия вынуждают человека идти от одной идее к другой. Развитие, с точки зрения Гегеля, имеет следующий механизм: существует тезис (утверждение); данному тезису всегда находится антитезис – его противоположность. В результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез – новое утверждение, - которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития. Этот процесс бесконечен, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис все более высокого уровня. Противоречия – движущая сила прогресса. Без наличия противоречий, их единства и борьбы развитие невозможно.

Гегель считается самый сложным философом, но вместе с тем, вершиной немецкой философии нового времени. Проиллюстрирую некоторые философские постулаты Гегеля, чтобы было понятно, о чем идет речь.

И так, чтобы определить с чего начать науку логики, Гегель вывел такое понятие, как чистое бытие, которое ничем не определено и ничем не опосредовано. Это понятие, по его мнению, и есть начало. Но что такое чистое бытие? Для того, чтобы понять это, нам надо научиться абстрагироваться. Под абстрагированием мы понимает отбрасывания несущественных характеристик, свойств и связей изучаемого объекта, с целью его избирательного анализа. При этом объект заменяют неким идеализированным вымышленным объектом, иначе говоря, абстрактным объектом. Для чего этого надо? А потому что у объекта очень много этих самых характеристик, свойств, связей, и если мы все их попытаемся учесть, то «мозг сломаем». Более того, мы в принципе не можем знать все об объекте. Например, если мы изучаем траекторию брошенного вверх камня, надо ли нам учитывать, что он состоит из молекул, молекулы из атомов и так далее? Нет, мы от этого абстрагируемся. Нас интересует только угол броска и с какой скоростью он был брошен. Ну, еще сопротивление воздуха, если мы хотим посчитать очень точно.

А что если абстрагироваться вообще от всего? От того, из чего состоит объект, от его формы, веса, внешнего вида. Что остается? Название? И от него абстрагируемся. В конце концов, у нас останется только то, что он есть. И дальше мы уже не можем абстрагироваться, потому что тогда не остается ничего. Это и есть чистое бытие. А теперь представим отсутствие всего. Некое ничто. Что о нем можно сказать? Только то, что оно есть, и больше ничего. Стало быть, абсолютное ничто – это и есть чистое бытие. Но, с другой стороны, чистое бытие это все-таки не одно и то же. Получается противоречие. Чистое бытие и абсолютное ничто это и одно и то же, и ни одно и то же одновременно. Рассуждая дальше, Гегель выводит такое понятие, как становление, и дальше, по цепочке, раскручивает другие философские категории, такие, например, как наличное бытие, реальность, отрицание, конечность, бесконечность и так далее.

Величайшая заслуга Гегеля состоит в том, что он разработал проблемы диалектики, вывел учения о диалектическом развитии как качественном изменении, переходе старого в новое, движение от низших форм к высшим. Он открыл взаимосвязь между всеми процессами в мире, создал систему категорий диалектики и открыл связь между ними: сущность, содержание, общее, необходимое, закон, явление, форма, единичное, случайное, – эти категории органично переходят друг в друга. Гегелю принадлежит открытие законов диалектики: закона количественно-качественных изменений, закона единства и борьбы противоположностей, закона отрицания отрицания.

Философия Людвига Фейербаха (1804 – 1872) считается завершающим этапом классической и началом материалистической эпохи в немецкой философии. Главное в его работах – это критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма. Фейербах в своих работах «Сущность христианства», «Лекции о сущности религии» выступал как атеист и материалист и доказал что не Бог создал человека, а человек силой своей фантазии и абстрактного мышления выдумал Бога, наделив его своими собственными чертами и характеристиками. Он полагал, что философия стала системой материализма, то есть она полностью освободилась от влияния религии. Проблемы мира и человека объясняются с использованием материалистического подхода, который учитывает последние достижения науки. Великий философ-материалист верил, что мир возможно познать, а ум имеет безграничные способности познания. Однако эти способности развиваются постепенно с эволюцией человечества, приобретением опыта и прогрессом науки и технологий. Суть данной идеи Фейербах выразил словами: «То, что не познаем мы, познают наши потомки».

Философские воззрения Фейербаха определил антропологический материализм. Он вскрыл социально-психологические корни религии, рассмотрев истории религии различных народов. Он прославился защитой материализма, критикой идеализма и религии (увлекался критикой Гегелевской философии), верой в человека, мощь и силу его разума. Для него человек – это мир чувств, эмоций, желаний, размышлений. Его критика раболепства, деспотизма, невежества имела благотворное влияние на развитие мировой философской мысли.

Подытожим: В немецкой классической философии существуют три направления:

– объективный идеализм;

– субъективный идеализм;

– материализм.

В статье разъяснено различие между этим тремя направлениями, та так же рассказано о Гегеле, Канте, и Фейербахе и их основных идеях.