Найти тему
Истории от историка

(Лже)Дмитрий I — сын Грозного?

Над Борисом‏ Годуновым вот уже несколько столетий‏ тяготеет обвинение‏ в‏ гнусном преступлении — убийстве малолетнего царевича Дмитрия, младшего‏ сына Ивана‏ Грозного.‏ Прокуроров в‏ этом деле — хоть пруд‏ пруди, защитников‏ можно‏ пересчитать‏ по пальцам.‏ Давайте и мы‏ сегодня подключимся‏ к‏ этой старой‏ тяжбе и для начала вспомним,‏ как было‏ дело.

Палаты‏ царевича‏ Димитрия в Угличе
Палаты‏ царевича‏ Димитрия в Угличе

Полуторагодовалый царевич Дмитрием был‏ сослан в‏ Углич сразу‏ же‏ после‏ смерти Ивана Грозного‏ в 1585 году,‏ вместе со‏ своей‏ матерью Марией‏ Нагой и‏ тремя дядями. Царь Фёдор был‏ бездетен,‏ и‏ Бориса подозревали‏ в намерении‏ захватить трон‏ после‏ смерти царя.‏ Единственным препятствием на пути Бориса‏ к престолу‏ был‏ царевич Дмитрий, и очень многие на Руси спрашивали‏ себя: решится‏ ли‏ Борис на‏ последний, страшный шаг?

В России сбываются‏ только худшие‏ ожидания.‏ 15‏ мая 1591‏ года по Москве‏ молнией разнеслась‏ весть:‏ царевича Дмитрия‏ не стало! Передавали разное: восьмилетний‏ младенец оказался‏ жертвой‏ не‏ то несчастного случая, не‏ то злодеев‏ дьяков, приставленных‏ следить‏ за‏ ссыльными. Имя царского‏ шурина не сходило‏ у всех‏ с‏ языка.

Угличское следственное‏ дело
Угличское следственное‏ дело

В Углич‏ была срочно направлена следственная комиссия‏ во‏ главе‏ с боярином‏ Василием Шуйским.‏ Результатом её‏ работы‏ стало так‏ называемое «угличское следственное дело» —‏ документ, сохранившийся‏ до‏ наших дней, хотя и в испорченном виде: у‏ него отсутствуют‏ начало‏ и конец.‏ Угличское дело было зачитано перед‏ государем и‏ земским‏ собором.‏ Из него‏ вырисовывалась следующая картина.‏ Царевич, страдавший‏ «падучей»‏ (так называли‏ тогда эпилепсию), играл во дворе‏ в тычку‏ с‏ четырьмя‏ мальчишками. Игра эта заключалась‏ в том,‏ чтобы попасть‏ ножиком‏ в‏ лежащее на земле‏ кольцо. Вдруг Дмитрий‏ забился в‏ припадке‏ и, падая,‏ глубоко ранил‏ себя ножом в шею. Такое‏ объяснение‏ случившегося‏ несчастья удовлетворило‏ тогда всех‏ присутствующих на‏ соборе.

Но‏ в 1606‏ году бывший глава следственной комиссии‏ Василий Шуйский,‏ ставший‏ теперь уже московским царём, без тени смущения заявил,‏ что царевич‏ Дмитрий‏ был зарезан‏ подосланными убийцами по приказу Бориса‏ Годунова. Никто‏ не‏ противоречил‏ ему —‏ ни тогда, ни‏ много лет‏ спустя.‏ В том‏ же году мощи Дмитрия были‏ перевезены из‏ Углича‏ в‏ Москву и канонизированы, а‏ версия о‏ его убийстве‏ получила‏ статус‏ исторического факта, за‏ достоверность которого ручались‏ Церковь, государство‏ и‏ официальная наука.‏ Мы, однако,‏ подвергнем сомнению этот факт.

Пожалуй, самым‏ любопытным‏ моментом‏ в угличском‏ деле является‏ поведение одного‏ из‏ его главных‏ фигурантов — Василия Шуйского. В‏ 1591 году‏ он‏ возглавил следственную комиссию, направленную в Углич для расследования‏ обстоятельств случившегося.‏ Вернувшись‏ в Москву,‏ Шуйский доложил царю Фёдору Иоанновичу‏ и земскому‏ собору,‏ что‏ царевич погиб‏ в результате несчастного‏ случая, наткнувшись‏ на‏ нож в‏ припадке эпилепсии.

Однако 14 лет спустя,‏ в мае 1605 года,‏ когда Москва открыла ворота‏ перед человеком,‏ которого обычно‏ называют‏ Самозванцем‏ или Лжедмитрием, Шуйский‏ принародно заявил, что‏ это и‏ есть‏ самый настоящий,‏ истинный царевич‏ Дмитрий. По его словам, выходило,‏ что‏ Борис‏ Годунов в ‏ 1591году‏ приказал убить‏ царевича,‏ но мать‏ Дмитрия спасла ему жизнь, подменив‏ сына другим‏ ребёнком.

И‏ наконец, ещё через год, уже взойдя сам на‏ московский престол,‏ Василий‏ Шуйский обнародовал‏ своё последнее слово в этом‏ деле. Оказывается,‏ не‏ было‏ ни несчастного‏ случая, ни чудесного‏ спасения, а‏ царевич‏ Дмитрий действительно‏ погиб в Угличе, зарезанный Борисовыми‏ дьяками.

Ну что‏ же,‏ мы,‏ наверное, не ошибёмся, сказав,‏ что ещё‏ ни один‏ человек‏ в‏ мире не давал‏ более противоречивых показаний.‏ Очевидно, что‏ в‏ двух случаях‏ из трех‏ Шуйский нагло солгал. Но когда‏ же‏ с‏ его уст‏ слетело слово‏ правды — в 1591, 1605 или 1606 году?

Сильная сторона версии‏ о несчастном‏ случае‏ состоит в том, что в 1591 году следствие‏ велось по‏ горячим‏ следам, а‏ его итоги были оглашены перед‏ царём и‏ земским‏ собором.‏ Однако можно‏ возразить, что всемогущий‏ Борис Годунов‏ был‏ заинтересован именно,‏ а таком исходе дела.

У версии‏ об убийстве‏ царевича‏ сильных‏ сторон нет вообще. Эта‏ история шита‏ белыми нитками,‏ и‏ ни‏ один серьёзный историк‏ ей никогда не‏ верил. Уже‏ Карамзин‏ в 10-м‏ томе своей‏ «Истории государства Российского» хотел снять‏ с‏ Бориса‏ «несправедливую охулку»,‏ как он‏ выражался, и‏ не‏ сделал этого‏ только потому, что побоялся выступить‏ публично против‏ официального‏ мнения государства и Церкви.

Что касается версии о спасении‏ царевича, то‏ она‏ совсем не‏ так неправдоподобна, как может показаться‏ на первый‏ взгляд.‏ У‏ историков накоплено‏ множество доказательств в‏ её пользу,‏ которые‏ у нас‏ просто нет времени сейчас перечислить.‏ Впрочем, следует‏ сказать,‏ что‏ все эти доказательства —‏ косвенные.

Таким образом,‏ на сегодняшний‏ день‏ остался‏ последний способ узнать‏ истину, а именно:‏ провести генетическую‏ экспертизу‏ скелета Ивана‏ Грозного и‏ останков угличского младенца, которые считаются‏ мощами‏ царевича‏ Дмитрия.

Теперь давайте‏ подойдём к‏ этой проблеме‏ с‏ другой стороны‏ и посмотрим, являлся ли Гришка‏ Отрепьев и‏ так‏ называемый Лжедмитрий одним и тем же лицом. Или,‏ быть может,‏ это‏ были два‏ разных человека?

Биография Григория Отрепьева известна‏ по двум‏ основным‏ источникам.‏ Первый —‏ это окружная грамота‏ патриарха Иова,‏ изданная 14 января 1605 года, то есть ещё‏ во время‏ правления‏ Бориса‏ Годунова. Вторым является так‏ называемый «Извет‏ Варлаама», опубликованный‏ в‏ 1606‏ году правительством Василия‏ Шуйского. Сразу заметим,‏ что они‏ далеко‏ не во‏ всем совпадают‏ друг с другом. Но в‏ целом‏ они‏ рисуют следующую‏ картину.

Григорий принадлежал‏ к роду‏ незнатных‏ дворян Нелидовых,‏ один из представителей которого в‏ 1497году‏ получил‏ прозвище Отрепьев, закрепившееся за его потомками. С детства‏ Григорий отличался‏ тяжёлым‏ характером, буянил,‏ ссорился с отцом, пьянствовал и‏ даже вроде‏ бы‏ был‏ замешан в‏ каком-то преступлении. Чтобы‏ уйти от‏ наказания,‏ он постригся‏ в монахи. Спустя некоторое время‏ мы видим‏ его‏ уже‏ на патриаршем дворе, где‏ он служит‏ переписчиком. Однако‏ в‏ 1593году он внезапно‏ бежит из Москвы‏ в Литву,‏ где‏ объявляет себя‏ спасшимся царевичем‏ Дмитрием.

Таково вкратце содержание этого романа,‏ за‏ достоверность‏ которого и‏ сегодня готовы‏ поручиться многие‏ учёные.

А‏ теперь приглядимся‏ к человеку, который под именем‏ Дмитрия сидел‏ на‏ московском престоле с июня 1605 по май 1606‏ года.

 (Лже)Дмитрий I
(Лже)Дмитрий I

Обратим‏ внимание‏ вначале вот‏ на что. Согласно Гришкиной биографии,‏ ему в‏ то‏ время‏ должно было‏ бы исполниться около‏ тридцати лет.‏ Но‏ все очевидцы,‏ видевшие Дмитрия, единодушно свидетельствуют, что‏ это был‏ юноша‏ не‏ старше 22—25 лет (кстати,‏ царевич Дмитрий‏ и родился‏ в 1583‏ году). При этом‏ во внешнем облике,‏ умственных и‏ нравственных‏ качествах Дмитрия‏ не было‏ ничего от истаскавшегося пьяницы с‏ монастырским‏ образованием.‏ Иностранцы в‏ один голос‏ говорят о‏ его‏ аристократической внешности,‏ благородной манере поведения, начитанности и‏ прочих качествах‏ тогдашнего‏ хорошего воспитания. Например, папский нунций Рангони пишет следующее:‏ «Хорошо сложённый‏ молодой‏ человек… Его‏ белые длинные кисти рук обнаруживают‏ благородство его‏ происхождения.‏ Говорит‏ он очень‏ смело. Его походка‏ и манеры‏ действительно‏ носят какой-то‏ величественный характер». Капитан Маржерет, возглавлявший‏ в Кремле‏ полк‏ иноземных‏ наёмников, считал, что манера‏ Дмитрия держать‏ себя доказывала,‏ что‏ он‏ мог быть только‏ сыном венценосца: «В‏ нём блистало‏ какое-то‏ неизъяснимое величие»,‏ — пишет‏ он. А уж Маржерет, лично‏ знакомый‏ с‏ Генрихом IV‏ Бурбоном, разбирался‏ в манерах‏ королей.

Кто‏ решится отнести‏ эти описания к Гришке? Отрепьевы‏ никогда не‏ принадлежали‏ к аристократическим фамилиям и непонятно, в каких монастырях‏ и кабаках‏ Григорий‏ мог набраться‏ благородства. Помимо того известно, что‏ Дмитрий был‏ чрезвычайно‏ воинствен,‏ не раз‏ доказал в бою‏ своё умение‏ владеть‏ саблей и‏ укрощать самых горячих лошадей. Он‏ говорил по-польски,‏ знал‏ (впрочем,‏ нетвёрдо) латынь и производил‏ впечатление европейски‏ образованного человека.‏ И‏ более‏ того: человека, который‏ занял московский престол‏ по праву‏ рождения.‏ Объяснить, откуда‏ взялись эти‏ качества у Гришки Отрепьева, невозможно.

Итак,‏ Дмитрий‏ явно‏ не был‏ Григорием Отрепьевым.‏ А вывод,‏ который‏ следует и‏ этого факта, сделал уже больше‏ ста лет‏ назад‏ историк Бестужев-Рюмин: если Дмитрий не был Гришкой, то‏ он мог‏ быть‏ только настоящим‏ царевичем.

Итак, мы установили два важных‏ момента. Первый‏ из‏ них‏ — стопроцентный‏ факт: названый Дмитрий‏ не был‏ Григорием‏ Отрепьевым. Второй‏ момент — вероятный: скорее всего‏ это был‏ подлинный‏ сын‏ Грозного. Поэтому в дальнейшем‏ мы будем‏ называть его‏ не‏ Самозванцем‏ и не Лжедмитрием,‏ а просто Дмитрием.

Проследуем‏ за ним‏ по‏ лабиринту его‏ необыкновенной судьбы.

Дмитрий‏ рассказывал сам, что после того,‏ как‏ в 1591 году‏ его тайно‏ вывезли из‏ Углича,‏ он несколько‏ лет скрывался в северных монастырях‏ до тех‏ пор,‏ пока не умерли его покровители. Тогда в 1600‏ году он‏ бежал‏ в Литву.‏ Там он пытался найти убежище‏ при дворе‏ какого-нибудь‏ вельможи,‏ и в‏ конце концов поступил‏ в «оршак»‏ (придворную‏ челядь) князя‏ Адама Вишневецкого. Однажды Дмитрий открыл‏ князю свою‏ тайну,‏ предъявив‏ некие доказательства своего высокого‏ происхождения —‏ настолько веские,‏ что‏ Вишневецкий‏ (между прочим, потомственный‏ Рюрикович) поверил ему‏ и окружил‏ царским‏ почётом. Вскоре‏ Дмитрий познакомился‏ с Мариной, дочерью польского пана‏ Юрия‏ Мнишека,‏ и безоглядно‏ влюбился в‏ неё. Писаной‏ красавицей‏ Марина не‏ была. Но она принадлежала к‏ тем редким‏ женщинам,‏ которые вдохновляют мужчин на великие дела. Между тем‏ Дмитрий как‏ раз‏ и собирался‏ совершить невозможное: стать московским царём.

В‏ конце августа 1604 ‏года‏ Дмитрий выступил‏ в свой фантастический‏ поход. Польский‏ сейм‏ не разрешил‏ предоставить в его распоряжение войска‏ Речи Посполитой,‏ но‏ с‏ молчаливого согласия короля Сигизмунда‏ III к‏ Дмитрию примкнули‏ две‏ тысячи‏ польских шляхтичей. Да‏ ещё в его‏ стан перекочевало‏ тысяч‏ пять запорожских‏ и донских‏ казаков. С такими силами не‏ всякий‏ решился‏ бы напасть‏ на пограничную‏ крепость, не‏ то,‏ что идти‏ на Москву. Однако Дмитрий не‏ сомневался, что‏ как‏ только он перейдёт русскую границу, народ на руках‏ донесёт его‏ до‏ Москвы. Его‏ стратегией была отвага, союзниками —‏ обстоятельства.

И действительно,‏ города‏ на‏ его пути‏ открывали ворота без‏ единого выстрела.‏ Войско‏ Дмитрия росло‏ как на дрожжах и одерживало‏ над царскими‏ воеводами‏ одну‏ победу за другой. Но‏ в зимнем‏ сражении под‏ Добрыничами‏ подоспевшая 70-тысячная московская рать‏ нанесла Дмитрию полное‏ поражение. Под‏ ним‏ самим была‏ убита лошадь,‏ он пересел на другую, которая‏ тоже‏ была‏ ранена, но‏ всё-таки вынесла‏ своего седока‏ из‏ боя. Казалось,‏ всё кончено: прощай, Москва, прощай‏ Марина! Но 13 апреля 1605 года скоропостижно скончался Борис Годунов. Узнав‏ об этом,‏ огромное‏ московское войско‏ в одночасье растаяло как дым:‏ большая часть‏ перекинулась‏ к‏ Дмитрию, другие‏ разбежались. Путь на‏ Москву был‏ открыт.

К.‏ Ф. Лебедев.‏ Вступление войск Лжедмитрия I в‏ Москву
К.‏ Ф. Лебедев.‏ Вступление войск Лжедмитрия I в‏ Москву

20 июня Дмитрий‏ торжественно‏ въехал‏ в столицу. За несколько‏ дней до‏ этого толпа‏ его‏ сторонников‏ разгромила дворец Бориса,‏ зверски убив его‏ сына Фёдора.‏ А‏ спустя ещё‏ месяц патриарх‏ венчал Дмитрия и приехавшую в‏ Москву‏ Марину‏ на царство.‏ Кстати, над‏ супругой царя‏ эта‏ церемония была‏ проделана впервые в российской истории.

Портрет‏ (Лже)Дмитрия I
Портрет‏ (Лже)Дмитрия I

Недолгое‏ царствование‏ Дмитрия, продолжавшееся с июня 1605 по май 1606‏ года, вписало‏ весьма‏ необычную страницу‏ в историю Московского государства. Все‏ дела и‏ начинания‏ нового‏ царя несли‏ на себе отпечаток‏ его яркой‏ и‏ своеобразной личности,‏ которой было тесно в рамках‏ старомосковских традиций.

Царь‏ часто‏ повторял,‏ что не хочет преследовать‏ недругов. «У‏ меня есть‏ два‏ способа‏ царствовать и укрепляться‏ на престоле, —‏ говорил он,‏ —‏ или милосердием‏ и щедростью,‏ или суровостью и казнями. Я‏ избрал‏ первый‏ способ, так‏ как я‏ в сердце‏ своём‏ дал обет‏ Богу не проливать крови подданных,‏ и я‏ исполню‏ его». Недурные слова для «самозванца», не правда ли?‏ И действительно,‏ он‏ прощал заговорщиков‏ (в том числе главного из‏ них —‏ Василия‏ Шуйского)‏ и не‏ казнил ни одного‏ человека.

Что касается‏ его‏ щедрости, то‏ она в самом деле не‏ знала границ.‏ Ни‏ один‏ проситель не уходил от‏ него с‏ пустыми руками,‏ он‏ покупал‏ любую вещь, которую‏ ему предлагали. Он‏ удвоил жалованье‏ всем‏ служилым людям‏ и значительно‏ увеличил помещичьи наделы земли. За‏ год‏ своего‏ царствования Дмитрий‏ истратил пять‏ годовых бюджетов‏ Московского‏ государства! Впрочем,‏ кремлёвская казна, обогащённая конфискациями, производимыми‏ во времена‏ Грозного‏ и Годунова, безболезненно перенесла эту расточительность.

В думе, переименованной‏ им на‏ польский‏ манер в‏ сенат, шла кипучая деятельность. Что‏ ни день‏ принимались‏ новые‏ законы и‏ указы. Дмитрий ежедневно‏ присутствовал на‏ заседаниях,‏ лично вникая‏ во все подробности представляемых на‏ рассмотрение дел.‏ Бояре‏ удивлялись‏ его сметливости. Сложный государственный‏ вопрос, озадачивавший‏ брадатых мужей,‏ вызывал‏ у‏ него лишь лёгкую‏ усмешку: «Что вы‏ тут нашли‏ трудного?»‏ И, немножко‏ подтрунив над‏ боярами, он ясно и просто‏ решал‏ затруднение.

Среди‏ немногих дошедших‏ до нас‏ государственных распоряжений‏ Дмитрия‏ стоит отметить‏ следующие. Он освободил крестьян из-под‏ власти тех‏ помещиков,‏ которые не заботились о них во время голода;‏ ограничил сыск‏ беглых‏ крепостных крестьян‏ пятью годами; ввёл бесплатное судопроизводство‏ и строго‏ преследовал‏ чиновных‏ и приказных‏ людей за взятки‏ (вместе с‏ тем‏ карательные меры‏ были уравновешены двойным повышением чиновничьего‏ жалованья).

Дмитрий провозгласил‏ свободу‏ торговли‏ в Московском государстве —‏ для всех‏ русских и‏ иностранцев‏ без‏ исключения. Каждому было‏ разрешено заниматься любыми‏ видами промышленной,‏ торговой‏ и ремесленной‏ деятельности. Были‏ убраны все стеснения к въезду‏ и‏ выезду‏ из России,‏ а также‏ к перемещениям‏ внутри‏ государства. «Я‏ не хочу никого стеснять, —‏ говорил Дмитрий,‏ принимая‏ эти законы. — Мои владения для всех во‏ всем должны‏ быть‏ свободны».

Дмитрий был‏ первый русский царь, который считал‏ Россию частью‏ Европы.‏ Он‏ часто говорил‏ боярам, что они‏ ничего не‏ знают,‏ ничего не‏ видали, ничему не учились и‏ объявил, что‏ позволяет‏ всем‏ путешествовать по Европе, советовал‏ посылать туда‏ детей для‏ получения‏ образования‏ и воспитания. Вот‏ и говорите после‏ этого, что‏ первым‏ российским преобразователем‏ был Пётр‏ I!

Привыкшие к московской замкнутости иностранцы‏ не‏ могли‏ надивиться на‏ перемены. Один‏ польский автор‏ писал,‏ что если‏ раньше «птицам было трудно залететь‏ в Московское‏ государство»,‏ то теперь в него стали ездить не только‏ купцы, но‏ и‏ простые шинкари.‏ А англичанин Томас Смит свидетельствовал,‏ что Дмитрий‏ стал‏ первым‏ монархом в‏ Европе, который сделал‏ своё государство‏ до‏ такой степени‏ свободным.

Многие бояре высказывали опасения, что‏ эти меры‏ приведут‏ к‏ разорению государства, на что‏ царь возражал:‏ «Напротив, я‏ обогащу‏ свободной‏ торговлей мою страну,‏ и везде разнесётся‏ добрая слава‏ о‏ моём имени‏ и моём‏ государстве».

Экономические нововведения Дмитрия не могли‏ принести‏ немедленной‏ выгоды —‏ они были‏ рассчитаны на‏ долгий‏ срок. Огромные‏ средства, потраченные царям, должны были‏ в конце‏ концов‏ вернуться в государственную казну в результате развития промышленности,‏ ремесла и‏ торговли.‏ Дмитрий смотрел‏ в будущее, мечтая когда-нибудь увидеть‏ Россию свободной‏ и‏ процветающей‏ страной. Но,‏ увы! Ни одному‏ реформатору не‏ было‏ отпущено так‏ мало времени, как ему.

Восторженно приняв‏ Дмитрия в‏ июне 1605 года, москвичи быстро охладели‏ к новому‏ царю. Их‏ раздражало‏ явное‏ пренебрежение Дмитрия к‏ старомосковским обычаям и‏ традициям. Царь‏ брил‏ усы и‏ бороду, любил‏ щеголять в иноземном платье, не‏ спал‏ после‏ обеда, не‏ проявлял даже‏ внешней набожности‏ и‏ с презрением‏ относился к монахам. Но больше‏ всего москвичи‏ были‏ недовольны присутствием в Москве нескольких тысяч поляков, которые‏ вели себя‏ как‏ в завоёванном‏ городе.

Брожением в народе решило воспользоваться‏ родовитое боярство‏ во‏ главе‏ со старейшим‏ Рюриковичем — Василием‏ Шуйским. Заговорщики‏ привлекли‏ на свою‏ сторону всех начальников московских полков,‏ убедив их‏ в‏ том,‏ что на престоле сидит‏ самозванец, а‏ не настоящий‏ сын‏ Ивана‏ Грозного. В ночь‏ с 16 на‏ 17 мая‏ 1606‏года, когда‏ во дворце‏ шумела очередная пирушка, Шуйский отпустил‏ в‏ казармы‏ почти всю‏ дворцовую охрану.‏ Перед рассветом‏ ничего‏ не подозревавший‏ Дмитрий отправился спать. Ему оставалось‏ жить не‏ больше‏ четырёх часов.

С первым лучом солнца заговорщики ударили в‏ набат. Скоро‏ Красная‏ площадь оказалась‏ запружена встревоженными москвичами. Шуйский кричал‏ им, что‏ поляки‏ собираются‏ убить государя‏ и бояр. Рассвирепевшая‏ толпа повалила‏ громить‏ те дворы,‏ где расположились польские паны. Теперь‏ помощи Дмитрию‏ ожидать‏ было‏ неоткуда. Шуйский повёл своих‏ людей в‏ царский дворец.‏ Заговорщики‏ вмиг‏ обложили все входы‏ и выходы и‏ кинулись внутрь‏ —‏ за главной‏ добычей.

Разбуженный‏ шумом Дмитрий только и успел‏ крикнуть‏ Марине,‏ высунувшись из‏ окна своих‏ покоев: «Сердце‏ моё,‏ измена!» —‏ и сиганул вниз с 10-метровой‏ высоты. Прыжок‏ был‏ неудачный: царь разбил грудь, вывихнул ногу и ударился‏ головой о‏ землю.‏ Зато он‏ очутился поблизости от отряда стрельцов‏ из дворцовой‏ стражи,‏ которые‏ тут же‏ окружили его. Подоспевшие‏ мятежники попытались‏ силой‏ вырвать Дмитрия‏ из кольца охраны, однако стрельцы‏ стояли крепко.‏ Тогда‏ заговорщики‏ стали кричать, что если‏ те не‏ отдадут им‏ «самозванца‏ и‏ злого еретика», то‏ они пойдут в‏ Стрелецкую слободу‏ и‏ побьют их‏ стрельчих и‏ стрельчат. Это решило дело. Обеспокоенные‏ за‏ жизнь‏ своих родных‏ стрельцы выдали‏ Дмитрия. Его‏ отволокли‏ во дворец‏ и после зверских издевательств убили.‏ Обезображенный труп‏ выбросили‏ на Красную площадь. Очевидцы насчитали на теле Дмитрия 21 колотую‏ рану.

С.‏ Кириллов. Тело‏ Лжедмитрия I
С.‏ Кириллов. Тело‏ Лжедмитрия I

Подробности читайте в моей книге «Названный Лжедмитрием».

-7

С удовольствием подпишу вам экземпляр!

Заказы принимаю на мой мейл cer6042@yandex.ru