Год назад, 28 августа 2022 года, я второй раз побывал на 13-м шлюзе Волго-Донского судоходного канала (ВДСК). В программе экскурсии в тот день у нас была небольшая прогулка на теплоходе по каналу, выход в Дон и возвращение обратно. О том, как это было, пойдёт речь в данной статье.
Несмотря на конец августа, погода в тот день была тёплая, даже жаркая, что, впрочем, не является чем-то невероятным для нашего региона. Сидеть в салоне теплохода не хотелось совершенно, поэтому всю прогулку я провёл на верхней палубе. Да, там было ветрено и припекало солнце, зато виды лучше, да и воздух свежий. Он на Дону особенно чистый и приятный.
Итак, наш теплоход отошёл от причала и направился к шлюзу. На бетонном парапете причальной стенки нас встречала одинокая чайка.
Шлюзы на ВДСК - это произведение искусства. Каждый из них уникален в плане оформления. О 13-м шлюзе на канале есть отдельная статья, поэтому повторяться не буду. Просто приведу несколько фотографий.
Наш теплоход зашёл в шлюзовую камеру и пришвартовался к рыму. За кормой из-под воды показались шлюзовые ворота. Особенность 13-го шлюза в том, что со стороны Карповского водохралища ворота поднимаются снизу, из-под воды, а выход в подходной канал со стороны Дона закрыт обычными створками.
Пошёл процесс шлюзования. Он довольно быстрый. Вроде вот только теплоход зашёл в камеру, ты любуешься с палубы на постройки шлюза, на панораму водохранилища, и вот, спустя несколько минут, над тобой вздымаются чёрные стенки шлюзовой камеры. Как будто оказываешься в ущелье. Но на ВДСК шлюзы небольшие, поэтому это ощущение не столь сильное. Вот когда шлюзуешься на Волжской ГЭС, вот там сразу появляется стойкое ощущение того, что оказываешься в каком-то каньоне. Оно и неудивительно: шлюзовые камеры ГЭС в два раза больше камер ВДСК.
Ворота открылись, теплоход выходит в канал. Первое, что мы видим - это памятник "Соединение фронтов". Он появляется справа по борту. Вообще на него лучше любоваться именно с воды. Монумент огромен и вблизи рассмотреть его проблематично. Смотреть на него надо со стороны, с воды лучше всего.
За кормой остаётся арка 13-го шлюза, теплоход набирает скорость и несётся по каналу.
Склоны канала выложены природным камнем. Что интересно, это было сделано вручную на всём протяжении канала.
По берегу канала лениво прогуливаются коровы. На наш теплоход они не обращают никакого внимания. Мы для них - обыденность. На канале можно увидеть теплоход и побольше.
В небе полно птиц. Помимо вездесущих чаек тут можно увидеть цаплю, баклана, если повезёт, то и орёл может прилететь сюда со стороны степей.
Чайкам нет дела до теплохода, у них свои заботы. Стремительно носятся они над водной гладью в поисках добычи. Увидев её с высоты, стремительно пикируют в воду и тут же взмывают в небо. Иногда в когтях можно разглядеть пойманную рыбу.
На рыбу охотятся не только птицы. На берегах канала полным-полно рыбаков. Кто-то терпеливо сидит с удочкой на берегу, кто-то рыбачит прямо с воды, удобно устроившись на надувной лодке. С пустыми руками, судя по всему, никто не уходит.
Подходной канал изгибался за кормой нашего теплохода.
И вот справа показался маяк. Он украшен рострами - скульптурными изображениями носа кораблей.
Появление маяка означает одно - мы вышли из канала на донские просторы.
Чуть погодя по левому борту показался ещё один маяк. Они обозначают границы канала. Точно такой же маяк стоит у входа в первый шлюз в Красноармейском районе Волгограда. Его хорошо видно с Севастопольской набережной и от подножия памятника Ленину (от памятника маяк виден лучше всего).
С воды открывались отличные виды на крутые донские берега. Их изрезанные оврагами, покрытые где-то рощицами, а где-то редкими деревьями и выжженной жарким волгоградским солнцем травой, берега круто спускались вниз, к мутным зелёным водам Дона, над которыми раскинулось бездонное голубое небо. Вообще я давно пришёл к выводу, что слово "простор" на Дону и особенно в Задонье приобретает какой-то особенный смысл. Прошу прощения за тавтологию, но просторы тут какие-то особенно просторные. Сколько бываю в этих краях, не устаю удивляться масштабам открывающихся пейзажей.
Воздух здесь чист и свеж. Ветер скрадывает жару, порой даже становится прохладно, хотя солнце печёт немилосердно. От открывающихся взгляду просторов захватывает дух. Высокие берега правого берега Дона тянутся бесконечной стеной на сколько хватает взгляда. Левый берег гораздо более низкий, зарос камышом.
Кое-где видны населённые пункты. Это хутор Кумовка и поля вокруг него. Мы проходим мимо.
Прямо по курсу замаячил другой населённый пункт. Это хутор Пятиизбянский. От нас до него чуть больше пяти километров. Между нашим теплоходом и хутором Пятиизбянским видно какое-то судно. Если приглядеться, то можно прочитать на корме слово "Росморпорт", а на носу название - Соммерс. Недолгий поиск по просторам интернета говорит нам следующее: дноуглубительное судно «Соммерс» – головное из серии трех судов проекта TSHD 1000, построенное в 2016 году по заказу ФГУП «Росморпорт» на заводе «Красное Сормово». Заложено: 14.11.2014, спущено на воду: 29.01.2016, порт приписки - Новороссийск.
До Пятиизбянского мы не дошли, развернулись и пошли обратно к 13-му шлюзу.
Прошлый год был юбилейным для Волго-Донского канала, о чём свидетельствует плакат на арке шлюза.
Подходной канал остался позади, наш теплоход прошёл под аркой шлюза, ворота закрылись и начался процесс шлюзования.
На стене арки заметил вот такую табличку
Процесс шлюзования завершился, мы вышли в Карповское водохранилище. Теплоход ощутимо закачался на волнах, они тут гораздо больше, чем в русле Дона да и ветер посильнее. Прямо по курсу шёл танкер. У него процесс шлюзования ещё только впереди.
Слева показался пляж посёлка Пятиморск. День был жаркий, вода тёплая, поэтому пляж не пустовал.
Где-то далеко, на противоположном берегу водохранилища, бушевал пожар. Горела степь. Шлейф дыма ветром несло в сторону водохранилища. Что ж, бывает и такое. Лето, жара, засуха. Сухой травы в степи полно, она как порох, вспыхивает от малейшей искры.
А наш путь лежал к причалу. Прогулка на теплоходе подошла к концу. Далее было несколько часов свободного времени в парке Пятиморска и дорога домой.
Ещё статьи на похожую тематику
Если вам понравилась статья, ставьте лайки, комментируйте, подписывайтесь на канал. Всегда рад новым читателям. Полный список статей канала можно найти здесь