Всем нам известен состав портфеля признанного гения инвестирования, Уоррена Баффета.
К сожалению, Баффет не инвестирует в российские компании (история с ЮКОСом навсегда отпугнула его от российского рынка) и мы не можем видеть наглядный пример выбора акций на нашем рынке.
Но мы можем порассуждать, каким был бы этот выбор и структура портфеля Баффета, если бы он инвестировал в российский рынок.
Всем известно, что Баффет является ярым противником диверсификации. И это естественно. Только так можно инвестировать максимально доходно. И его результаты подтверждают ошибки научной теории, ошибки портфельных управляющих, ошибки инвестиционных школ и курсов, ошибки миллионов физических лиц. Диверсификация, которую во главу угла ставят все умники и которую считают необходимым и самым главным правилом инвестирования, естественно, снижает доход инвестиций и негативно влияет на конечный результат. Баффет считает, что диверсификация для идиотов. И он абсолютно прав.
Итак, при первом взгляде на портфель Баффета, можно подумать, что он очень широко диверсифицирован. Ведь в его составе акции около 50-и компаний.
Но при чуть более глубоком взгляде на портфель, мы мгновенно понимаем, что портфель не диверсифицированный, а концентрированный.
Примерно 50% портфеля составляют акции Apple .
Наглядная демонстрация инвестирования основной части капитала в самый лучший бизнес. Чем больше капитала инвестировано в самый лучший бизнес, тем выше будет доходность инвестиций. Это же очевидно. Проблема лишь в том, что 99% людей не способны найти и выбрать этот самый лучший бизнес. А Баффет может это делать. Поэтому он и заработал свои миллиарды.
Первые 5 компаний в портфеле Баффета составляют примерно 80% его капитала.
И оставшиеся 20% капитала разделены еще на 45 компаний, доля многих из которых менее 1% портфеля.
В портфель Баффета вошло так много компаний только потому, что он и его команда смогли найти столько хороших бизнесов. Но самым лучшим бизнесам отведены наибольшие доли.
На российском рынке нет столько компаний, а хорошие компании и вовсе по пальцам можно пересчитать.
Поэтому российский портфель будет гораздо более скромным.
Но нам важна сама структура портфеля, эффективное распределение капитала. Ведь именно от этого зависит инвестиционный результат.
Для составления российского портфеля Баффета нужно понимать, что именно Баффет ценит в компаниях и за какие такие заслуги он отводит конкретной компании наибольшую долю.
1. Рентабельность.
Это первое, на что смотрит Баффет при оценке и выборе компании.
Насколько выгодно компания инвестирует нераспределенную прибыль.
Насколько доходными являются активы компании.
Насколько большой спред между рентабельностью компании и процентам по ее обязательствам. Сам по себе долг не страшен. Если рентабельность в разы превышает проценты по выплатам купонов, то долг позволяет масштабировать бизнес гораздо более быстрыми темпами.
2. Менеджмент.
Это второй критерий, который определяет ценность компании для акционеров.
С недавних пор и я сам буду обращать внимание, в первую очередь, именно на менеджмент, на отношение к акционерам. Если это отношение меня перестанет устраивать, я буду прощаться с компанией без сожаления. Зачем инвестировать в компании предателей? Нам есть во что инвестировать. И это будет тем самым критерием отбора, по которому моментально будут отсеиваться 99% компаний.
3. Конкурентные преимущества.
Этот параметр определяет устойчивость компании на рынке и будущие перспективы.
Этот параметр позволяет рассматривать инвестирование в долгосрок.
Как вы сами догадались, компаний, которые подходят всего лишь под эти три параметра, крайне мало.
У нас либо уникальная компания с конкурентными преимуществами, но при этом с отвратительным менеджментом, который благодаря идиотскому соглашению чуть ли не разрушил за 10 лет прекрасный бизнес. Раздув при этом цену акций совершенно необоснованно.
Если бы данного соглашения не было и дивиденды платились бы в размере 50% от чистой прибыли, дивидендная доходность была бы на уровне 10-12% годовых, а сами акции стоили бы 6-8 тыс.
При этом сам бизнес за эти 10 лет развился бы в разы и стал бы еще гораздо лучше. Что увеличило бы прибыль компании, дивиденды и стоимость акций. Но всё это было бы обосновано.
Либо у нас плохое всё. И рентабельность, и менеджмент, и управление компанией, как в случае с Роснефтью и Газпромом.
Соответственно, я вижу примерно такую структуру портфеля, который, возможно, был бы у Баффета, если бы он был российским инвестором.
50% портфеля занимал бы, естественно, Сбер.
Сбер - это крупнейшая технологическая компания России с высокой рентабельностью, отличным менеджментом, неоспоримыми конкурентными преимуществами и безграничным потенциалом.
25% портфеля занимал бы Лукойл.
Эффективный бизнес, высочайшая корпоративная культура, высококвалифицированный менеджмент.
Оставшиеся 25% портфеля пришлись бы на некоторые другие нефтяные компании, некоторые металлурги, удобрения.
На мой взгляд, такая структура портфеля отражает подход Баффета к концентрации основной части капитала в самых лучших компаниях, но не забывая при этом и о других, чуть менее эффективных, но совсем неплохих компаниях.
Пища для размышления есть.
Я сам уже стал двигаться в этом направлении.
Результаты покажет время.
А. С. Тамбовцев