27 августа 1919 года вышел декрет Совнаркома РСФСР о национализации кинодела. Спустя шесть лет, в 1925 году отечественное кино впервые громко заявило о себе на весь мир, когда вышел немой фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец "Потёмкин"». Неоднократно в разные годы этот фильм признавался лучшим или одним из лучших фильмов всех времен. Фильм до сих пор занимает первые места в исторических кинорейтингах.
Сюжет картины основан на реальных событиях, произошедших на броненосце "Потёмкин" в июне 1905 года, когда матросы подняли восстание и захватили корабль. Фильм был снят к 20-летию первой русской революции 1905 года; его премьера состоялась 5 декабря 1925 года в Москве.
«Броненосец "Потёмкин"» считается одним из ранних шедевров монтажной техники. Эйзенштейн мастерски использовал киномонтаж, чтобы создать эмоциональные и драматические эффекты, объединяя различные кадры и создавая сильную динамическую структуру. Это стало важным вкладом в развитие кинематографического языка и вдохновило многих будущих режиссеров.
Новаторской была и режиссура. Эйзенштейн использовал новые методы съемок, включая широкоугольные кадры, нестандартные ракурсы и активное использование массовки. Режиссер создал впечатляющие сцены и эффекты, которые до сих пор впечатляют зрителей.ка
Первостепенной являлась политическая составляющая фильма. Кинокартина была основана на реальных событиях Революции 1905 года в России. «Броненосец "Потёмкин"» показывал зрителям причины восстания матросов корабля, несправедливость и жестокость царской власти. Эпизод с расстрелом на Потемкинской лестнице в Одессе вызывал шок и негодование. В Англии и Франции картину запрещали к прокату, опасаясь восстания рабочих.
Реален ли был расстрел на Потемкинской лестнице или это была выдумка Эйзенштейна, как утверждают сейчас некоторые исследователи? В Одессе в связи с мятежом на "Потемкине" проходила всеобщая забастовка. Выступление было подавлено царскими войсками. В любом случае, Эйзенштейн был близок к истине.
Несмотря на все трудности, фильм «Броненосец "Потёмкин"» получил признание в мире. Он установил высокие стандарты для советского кинематографа и стал образцом для многих иностранных режиссеров. Фильм вдохновил многих кинематографистов на создание политически значимых картин. Чарли Чаплин называл его своим любимым фильмом.
По сути, Сергей Эйзенштейн совершил невероятное. Далеко от Голливуда, в ещё не до конца оправившейся от последствий гражданской войны голодной и мятежной стране, вышел фильм, который имел революционное значение как в художественном, так и в техническом плане.
Рекомендую к прочтению:
Делитесь своим мнением, ставьте лайк, подписывайтесь на канал Герои Истории – разнообразный историко-информационный канал на Дзен. Вы найдёте, что здесь почитать.