Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

“Ассистентка” (2019, The Assistant): Один день в офисе

Оглавление

“Ассистентка” – это первый полнометражный фильм австралийки Китти Грин (Kitty Green). Его премьера состоялась на кинофестивале в Теллуриде, а затем его показали на "Сандэнсе" и Берлинале в 2020 году.

Первые два полнометражных фильма Китти Грин получили поддержку Screen Australia, но ни одна из её работ (Casting JonBenet 2017 года и Ukraine Is Not A Brothel 2013 года) сама по себе не является австралийской. Это делает её редким примером австралийского режиссёра, который сделал международную карьеру, не используя свои отечественные проекты в качестве трамплина в Голливуд.

Баннер к фильму "Ассистентка"
Баннер к фильму "Ассистентка"

Сюжет “Ассистентки”

Весь фильм – это один рабочий день Джейн (актриса Джулия Гарнер) в офисе продюсерской компании.

Главная героиня Джейн, выпускница Северо-Западного Университета (Northwestern University) в штате Иллинойс, оказалась впереди 400 других выпускников ещё более престижных учебных заведений, её взяли в продюсерскую компанию. Она очень умна и у неё есть все шансы подняться по карьерной лестнице. Сейчас она в Нью-Йорке просто приезжая, снимает квартиру в Куинсе и занимает низшую должность – ассистентки босса – и мечтает стать через пять-десять лет продюсером. В офисе ей приходится непросто, выполняя унизительную работу и узнавая каждый день опасные подробности о жизни своего босса.

Ей нужно принять правильное решение, когда она решает рассказать, что ей известно.

Впечатления после просмотра

Драма Китти Грин поднимает не новую тему – харассмента – но делает это удивительно не так, как её коллеги. Она не выдвигает на первый план ни жертв, ни злоумышленников, ни свидетелей, в её картине нет ни слёз, ни эмоциональных криков. Это тихий и спокойный фильм. Я бы сказала, он рассказывает известную историю с обречённым спокойствием, словно констатирует факт. В нём “играют в покер” картами, открытыми мастью сопернику.

Всё внимание сконцентрировано на Джейн, ассистентке продюсера, которая первая приходит в офис. Открывает его, включает свет и всю оргтехнику. Она следит, чтобы все полки всегда оставались наполненными водой и медикаментами. Она наводит порядок в кабинете босса, разбирает его почту, моет посуду, заказывает еду коллегам, отбивается от расспросов жены босса, которая разыскивает его, пока он “занят”. Она работает в офисе всего пять недель, и её коллеги вольны сбрасывать на неё то, чего сами не хотят делать.

Но она удивительно сдержанная, собранная, сосредоточенная. Да, она устаёт, забывает поздравить отца с днём рождения, у неё (на данный отрезок времени) вся жизнь – это служба боссу. Причём босс в фильме так и не появляется. У него нет имени – все говорят о нём: “он”, “у него”, “с ним”. Но его призрак нависает над всеми сотрудниками, устрашает и манипулирует ими. Ход с одним лишь упоминанием босса и лишением его имени означает констатацию проблемы, когда не имеют в виду никого конкретно, но обозначают, что превышение должностных обязанностей возможно в любом офисе.

Джейн приходится писать извинительные мэйлы боссу за "проступки". На одно из них присылает ответные извинения за резкость и отмечает, что хочет, чтобы она выросла в большого специалиста. Первая моя реакция - он ценит её как талант. Но это тоже даёт возможность порассуждать, что стоит за этими сухими словами.
Джейн приходится писать извинительные мэйлы боссу за "проступки". На одно из них присылает ответные извинения за резкость и отмечает, что хочет, чтобы она выросла в большого специалиста. Первая моя реакция - он ценит её как талант. Но это тоже даёт возможность порассуждать, что стоит за этими сухими словами.

Но, несмотря на то, что личность босса тут присутствует лишь в форме зловещего местоимения, как чудовище в шкафу или под кроватью, которым пугают детей в темноте, уничижительного отношения к Джейн хватает и без его появления. Ей приходится убирать потерянные вещи любовниц босса, чистить диван, отвозить его фавориток в отель. В сторону Джейн нет открытой агрессии, но нет и эмпатии. Она ведёт себя покорно и уступчиво, понимая всё лучше, что это способ выжить в этой отрасли.

Уникальность этого фильма и в том, что он при своей монотонности удивительно динамичный (звучит странно, но это так). В нём нет привычных сцен с активным действием, когда в офисе креативной индустрии все бегут и громко обсуждают проекты. Но эта монотонность чётко отражает рабочий день девушки на низшей должности в большой, желанной сфере. В данном случае – в киноиндустрии. Эта индустрия выглядит очень красочно и маняще в том виде, в котором нам её показывают по ТВ и в сети Интернет. Но начинать приходится с уборки забытых чашек и оброненных серёжек. И с пренебрежения коллег в офисе. Это мастерский ход Китти Грин. Длинные точные планы, окрашенные в пастельно-стальные оттенки, сопровождающиеся бытовыми звуковыми эффектами – жужжание сканера и копировального аппарата, кликанье компьютерной мыши, звонки стационарного телефона, которые создают прозаическую, но пугающую атмосферу.

Ключевая сцена, которая всё объясняет

Фото со съёмок
Фото со съёмок

Самой разговорчивой и изобличающей проблему является сцена в кабинете Уилкока, руководителя отдела кадров (в исполнении Мэттью Макфедиена). Это ключевой момент, когда высвечивается истинная ситуация в продюсерской компании и стиль поведения в ней, чтобы удержаться на своей должности. Знай и молчи, добросовестно выполняй свою работу, не вступай в близкие отношения с коллегами. В этой сцене поднимается вопрос: “Что мы можем сделать?” И он звучит как не требующий ответа.

Джейн рассказала ему свои мысли по поводу новенькой, нанятой на должность ассистентки. Она слишком юная, работала официанткой в Солнечной Долине, у неё нет опыта в киноиндустрии, босс распорядился забронировать ей номер в Mark, самом дорогом отеле Нью-Йорка, и после того, как Джейн её туда доставила, босс уехал из офиса. До него нельзя было дозвониться, а его заместители и прочие сотрудники отпускали недвусмысленные шутки по поводу его отсутствия.

Информация, что называется, поставлена у них хорошо. Будь то звонок жены босса, которая пытается узнать, почему у неё заблокированы все кредитные карты, будь то визит к начальнику отдела кадров, будь то личное сообщение, отправляемое по e-mail (коллега стоит за плечом и подсказывает формулировку) – об этих моментах знают все.

Джейн добавила ещё аргумент, что нашла в кабинете босса рядом с диваном серьгу, а неделю назад – резинку для волос, а заместители босса шутили, что в этом кабинете ни в коем случае нельзя садиться на диван.

Также в этой сцене показано отношение к низшим должностям и новичкам в частности – к ним не прислушиваются, позволяют себе отвлекаться от разговора на более важные вещи. Уилкок принял звонок своей подруги прямо во время встречи с Джейн. То есть он этим жестом дал понять, что и так знает, о чём речь, а все его вопросы он выдаёт лишь для соблюдения должностного этикета. Но при этом он проявляет отличную осведомлённость о сотрудниках.

Джейн сказала, что проработала в компании почти два месяца, Уилкок уточнил – пять недель (что даёт понимание о его погружённости в дела, он обращает внимания на детали).

На дальнейшие планы Джейн стать продюсером Уилкок восхитился. Он ответил: “Нам нужны женщины-продюсеры. Это сложная работа, но я вижу, что она тебе по плечу. Почему же ты пытаешься испортить себе будущее из-за ерунды?” В этой реплике звучит повестка о том, что у мужчин и женщин должно быть равноправие, потому Уилкок и поощряет её желание без скепсиса и без насмешки. Сам он занимает не особенно крутую должность, выглядит довольно просто, а Джейн при этом метит намного выше. В этом моменте Китти Грин “меняет игру” – мужчина не смеётся над новичком, особенно слыша её амбициозные планы. Это, кстати, микро-элемент, сбивающий с толку, он очень нетипичный для американского кино с такой темой. Уилкок одобряет устремления Джейн, а чуть позже босс и его водитель говорят ей, как хорошо она работает. Это ранее неозвученная мысль о том, что мужчины делят женщин на тех, с кем они спят, и на тех, кто способен сделать карьеру благодаря своему уму.

О том, что происходит, знает каждый сотрудник в офисе. Это знание заставляет их передвигаться по коридорам с опущенными в пол глазами. Это знают и те девушки, которые приходят на собеседование к боссу, принося с собой резюме и открывая части тела, которые лишают его загадочности. Джейн по должности должна распечатывать фото актрис – и эти лица теоретически тоже могли проходить через диван продюсера, на который никому не стоит садиться. Этот фильм очень тихий и спокойный, он похож на былинку, оставшуюся после урагана MeToo, которая озвучивает ещё одну сторону проблемы – она взрослая женщина и может решать за себя. “Что ты от меня хочешь?” – спрашивает Уилкок. “Допустим, я окажу тебе медвежью услугу, дав твоей жалобе ход. Но, думаю, ты знаешь, чем всё обернётся”.

Разговор завершается тем, что Уилкок подводит итог: тебе не о чем волноваться – ты не в его вкусе.