Найти тему

Локомотивы-памятники. Современные и ретро.

Дорогие читатели моего канала. Продолжаю серию публикаций посвященную ретро-локомотивам. Тем более посты и статьи про ретро-локомотивы набирают большое количество показов и просмотров.

Как вы знаете, на территории России и СНГ находится огромное количество технических памятников - от легковых авто, то кораблей. Почти в каждом крупном городе есть по одному, а иногда по несколько памятников техники. В России на постаменты устанавливают - такни и БМП, гражданские и боевые воздушные суда, паровозы и тепловозы, вагоны и даже и запасные части. Автобусы и катера, грузовики и трактора.

Чтобы описать все технические памятники понадобится целые тома. Я же в своей статье остановлюсь на современных локомотивах-памятниках появившихся в последние годы. Немного конечно напишу и про ретро-технику.

Про сохранившиеся ВЛ22М, ЧС2, ВЛ8, ТЭП60 и ТЭ3 писать не буду. Сделаю это отдельными статьями. Итак, обзор. Начнем с ретро.

ВЛ19-61

Первенец электровозостроения в СССР, если можно так выразиться. Самый массовый электровоз постоянного тока в СССР довоенной постройки. ВЛ22 не в счет, так как его выпуск продолжился и после войны. До наших дней понятное дело сохранилось их считанные единицы. Потому как выпущено их было по современным меркам немного -145 штук. И все в период 1932-1938, на Коломенском заводе и заводе "Динамо" что в Москве был. Списаны ВЛ19 были в основном в 70-х годах, по причине их морального и физического износа. До наших дней дожило 4-штуки, три в России и один в Грузии.

Один из них ВЛ19-61 установлен в качестве памятника в городе металлургов и оружейников - Златоусте что в Челябинской области. Кстати Златоуст сейчас активно развивается не только как промышленный центр, ни и как туристический. Так как в городе есть памятные места, которые стоит посмотреть туристам.

Вернемся к нашему ВЛ19. Год выпуска 1936, изготовлен в Москве на заводе "Динамо" имени С.М.Кирова. Завод к сожалению до сегодняшнего дня не дожил. Обанкрочен в 2009 году. Специализировался на выпуске электродвигателей для общественного транспорта. Сам электровоз долгое время работал на Урале. А до 1980 года работал на маневрах на Октябрьской дороге.

Современный вид. Фото из открытых источников.
Современный вид. Фото из открытых источников.

В феврале 1981 года установлен как памятник в городе Златоуст. На текущий момент территория вокруг электровоза-памятника благоустраивается. Ранее я уже писал об одном ВЛ19 на своем канале. Прочитать можете вот эту небольшую заметку.

НО-001

Еще один опытный электровоз двусистемного питания. Изначально был построен как электровоз переменного тока. Но позже был дооборудован ртутными выпрямителями(игнитронами) для преобразования синусоидального тока в пульсирующий. Позже ненадежные ртутные выпрямители были заменены на более надежные и безопасные кремневые выпрямители.

Колонка, ЧС2-304 и НО. депо Ожерелье. Автор Hurba58. Паровоз ИС.
Колонка, ЧС2-304 и НО. депо Ожерелье. Автор Hurba58. Паровоз ИС.

Всего Новочеркасским заводом в 1954-1957 годах было выпущено 12 штук. До нашей дней сохранилось только два штуки. Один в музее и один в качестве памятника. О нем мы и расскажем. Настоящий номер локомотива ВЛ61-005, выпущен в1956 году. Изначально работал на Московской дороге, после модернизации его в 1965 в двусистемный электровоз передан в депо Минеральные Воды, где в работе был до конца 70-х.

Отмечу что все ВЛ61д, были списаны в начале 80-х годов прошлого века. Наш же экземпляр в 1980 году был установлен в качестве памятника в депо Ожерелье где и простоял до июня 2022 года. Снят с постамента, перемещен на станцию Рязань, где в августе 2022 года вновь установлен в качестве памятника на привокзальной площади. Став такими образом местной достопримечательностью.

Станция Рязань. Автор DRGV. TrainFoto.ru.
Станция Рязань. Автор DRGV. TrainFoto.ru.

ВЛ10-1515

Переходим к современным локомотивам. Конечно эпоха оригинальных ВЛ10 на сети РЖД подходит к концу. Но еще во всю ездят ВЛ10У и ВЛ11. Электровозы, созданные на базе ВЛ10. Кроме того в Закавказье и в ... Не написал, так как на это регион Дзен как-то не адекватно реагирует. Накладывает некоторые ограничения. Так вот ТАМ продолжают ездить несколько ВЛ10 переданные с РЖД. Недавно пара из них КР на ЧЭРЗ прошла.

ВЛ10 и 2М62 на перегоне Щербинка-Селикатная. 2019 год. Автор Vik12223. Паровоз ИС.
ВЛ10 и 2М62 на перегоне Щербинка-Селикатная. 2019 год. Автор Vik12223. Паровоз ИС.

Наш герой до недавнего времени работал на Московской дороге в депо Орехово. Более того, в конце прошлого года еще водил грузовые поезда. А в апреле 2023 встал на постамент в родном депо. Став первым ВЛ10 установленным в качестве памятника. Музейные экземпляры не в счет.

Памятник. депо Орехово. 2023 год. Автор Максим. TrainFoto.ru.
Памятник. депо Орехово. 2023 год. Автор Максим. TrainFoto.ru.

Немного информации. Год выпуска 1973. ТЭВЗ. Последние ремонты КР ЧЭРЗ 2011 и СР ЧЭРЗ 2019. Оставлен от работы в феврале 2023. Отмечу что памятник получился довольно хорошим. Главное что бы его потом не демонтировали.

Ну и переходим к другим труженикам магистралей. А именно тепловозам. Скажу, что по России и СНГ много установлено памятников именно тепловозам. От малых ТГК2 до больших 2ТЭ10.

ЧМЭ3-5892

Начнем с чехословацкого тепловоза ЧМЭ3 прозванного в народе "Чмухой". Не смотря на то что они по прежнему работают в России и СНГ, одному из них установили памятник. Хотя процесс списания ЧМЭ3 идет уже середины 90-х. Тогда стали постепенно списывать ЧМЭ3 первых выпусков 1965-1970- х годов. Хотя некоторые ЧМЭ3 ранних номеров по прежнему трудятся и даже проходят ремонт. Подробности читать здесь.

Вернемся к нашему "барану", точнее к ЧМЭ3-5892. Год выпуска 1987 год. За свою трудовую биографию поработал на Восточно-Сибирской, Октябрьской и Северной дорогах. На последней он и закончил трудовой путь в мае 2018 года. А летом 2018 года установлен памятником на станции Буй в Костромской области.

Памятник. Депо Буй. Автор. Огнев Олег. Паровоз ИС.
Памятник. Депо Буй. Автор. Огнев Олег. Паровоз ИС.

2ТЭ10В-4804

Еще один гигант советских дорог тепловоз 2ТЭ10В установлен в качестве памятника в депо Няндома Архангельской области. Непосредственно серия 2ТЭ10В выведена полностью их эксплуатации на сети РЖД в 2018 году. Сейчас эту серию можно увидеть на железных магистралях Средней Азии.

На сети РЖД продолжают свой трудовой путь тепловозы серии 2ТЭ10М, 2ТЭ10У, 2ТЭ10УТ, 3ТЭ10М, 3ТЭ10У и глубоко модернизированные тепловозы данных серий.

Автор BLOG. 2018. Паровоз ИС.
Автор BLOG. 2018. Паровоз ИС.

Год выпуска 1980. Как вы наверное уже догадались выпущен на Тепловозной Кузнице. Как и ЧМЭ3-5892 работал на Северной дороге. Летом 2016 установлен на постамент к столетию депо Няндома. В последнем депо работы тепловоза.

2ТЭ10М-2399

Собрат 2ТЭ10В-4804. Также установлен в депо Печора республики Коми Северной дороги. Год постройки 1985. Построен там же где и 2ТЭ10В. Работал также на Северной.

Установлен как памятник в 2019 году. К сожалению не могу сказать установлен обоими секциями или одной, так как фото его в сети нет практически. Кто знает отпишитесь в комментариях. Примечательно что установлен он рядом с еще одной легендой - ЛВ-0478.

Автор Parom. 2022. RailGallery.
Автор Parom. 2022. RailGallery.

Очень хорошо что появляются такие вот памятники. Хотя и у них находятся критики, в духе зачем такое ставить на постамент. Главное что бы потом эти памятники не демонтировали на металл.

На этом все, благодарю что дочитали до конца.

Друзья, если у вас есть фото транспорта которые вы бы хотели опубликовать, то можете присылать свои фото на почту protopop86@yandex.ru с указанием автора, что, где и когда снято. Все присланные фото будут опубликованы.

.