Найти в Дзене
Амурский ГХК

«Эта игра, она не отпускает»: эксперт Амурского ГХК о своей любви к шахматам и тренерской работе

Шахматы — не только “игра королей”, но и сильных, умных и целеустремленных людей, которым не страшны сложные задачи. Их ценность эксперт Амурского ГХК Алексей Константинов понял еще в детстве, ведь эта игра развивает в людях важнейшие навыки, которые помогают добиваться успеха в жизни.

Алексей родом из заполярного Мурманска, работать на проект строительства АГХК он пришел чуть больше двух лет назад. Он занимается контролем соблюдения законодательства подрядными организациями. А свободное время Алексей посвящает шахматам. Он является кандидатом в мастера спорта по шахматам, участвует в сборной ПАО «СИБУР Холдинг» и тренирует детей в шахматном клубе Амурского ГХК. Алексей поделился с нами тем, как полюбил этот интеллектуальный спорт, как шахматы помогают ему в жизни и рассказал, что чувствует человек, обыгравший гроссмейстера.

Любовь с детства

Шахматы занимают неотъемлемое место в моей жизни с тех самых пор, как в 7 лет дед научил меня играть. Когда мне было 10, помню, перед уроком в класс пришел шахматный тренер. Он собирал группу. Шахматный клуб находился в двух километрах от дома. Я ходил туда один, зимой в полярную ночь, в стужу, по темноте. В 12 лет выполнил первый спортивный разряд и был зачислен в ДЮСШ на отделение шахмат в класс замечательного тренера и человека Николая Алексеевича Евдокимова. Окончил в 17 в звании КМС.

Выигрывал областное первенство среди школьников. Был многократным чемпионом ВУЗа, потом Северо-Западного отделения ведомства, в котором служил, а сейчас играю за сборную СИБУРа. Когда-то неплохо сыграл в сеансе одновременной игры с экс-чемпионом мира Анатолием Карповым. Дважды обыгрывал в турнирных партиях обладателей высшего шахматного звания – гроссмейстеров. Это была эйфория.

Можно сказать, что я неисправимый фанат этой игры. Играю каждый день. Иногда та или иная позиция на доске, вариант, комбинация и задача так увлекают, что в голове крутишь их сутками. Эта игра, она не отпускает.

Жестокий спорт

С одной стороны, бесчисленное множество шахматных комбинаций, красота маневров – это искусство. С другой стороны, досконально разработанная теория игры, бесчисленное множество монографий, книг и трудов, компьютерные шахматы – всё это можно сравнить с наукой. Но для тех, кто хоть раз выдерживал накал борьбы решающей турнирной партии с сильным соперником, когда страх застилает глаза и на кону стоит победа в турнире, шахматы – это спорт. И я полностью согласен с чемпионом мира Гарри Каспаровым, который говорит: «Шахматы – это не игра, это – война двух умов. Нет более жестокого спорта».

Шахматы дисциплинируют ум. Учат логическому мышлению. Шахматист мыслит схемами. Плюс воображение – рассчитывая сложный многоходовый вариант или играя вслепую, без внутренней визуализации не справиться. Непобежденный чемпион мира Александр Алехин писал: «Посредством шахмат я воспитал свой характер».

Помню, один раз я получил пятерку по алгебре, потому что продемонстрировал, как при помощи шахматной доски доказывается теорема Пифагора. А еще однажды генеральный директор компании, куда я проходил собеседование, спросил финальный вопрос о том, чем заканчивается этюд Рети (самая известная в мире шахматная задача). Так я получил работу.

Генетика и трудолюбие

Сейчас мои спортивные амбиции связаны исключительно с тренерской работой. Уже год тренирую ребят в Детском шахматном клубе Амурского ГХК, недавно они получили свои первые спортивные разряды. Особенно интересно наблюдать, как дети учатся азам, развиваются, растут в мастерстве.

В шахматах на 50% все определяет генетика, а на 50 – трудолюбие. Моя тренерская практика показывает, что научить понимать шахматы можно практически любого ребенка. А дальше прогрессирует только тот, кто хочет учиться, готов к этому. Но шахматного вундеркинда видно сразу – этот ребенок живет шахматами, а шахматы живут в нём.

Конечно, лучше учиться в детском возрасте. Сейчас, например, уже в 12 лет мальчишки становятся гроссмейстерами. Но для того, чтобы получать удовольствие от шахмат, вовсе необязательно становиться гроссмейстером. Гроссмейстер живет шахматами и зарабатывает шахматами, занимается по 8 часов в день. Гроссмейстер – это не звание, а образ жизни.

Уметь чувствовать

По меткому замечанию Каспарова, «в шахматах важно не то, на сколько ходов вперед ты считаешь, а насколько правильно оцениваешь текущую ситуацию на доске». Постоянный расчёт – это 3-4 хода, а в ключевых позициях необходимо уметь считать вариант глубиной в 8-10 ходов. Но часто первая мысль при взгляде на позицию оказывается самой верной, потому что рождается из подсознания. Поэтому я всё больше учусь доверять своей интуиции. Важно уметь просчитать ситуацию, но еще важнее – уметь ее чувствовать. Многие великие шахматисты и спустя десятилетия не могут объяснить своих гениальных ходов.

С появлением компьютеров шахматам предрекали уход со сцены. Но этого не случилось. И не случится никогда. Потому что в шахматах каждый всегда во все времена найдет что-то своё. Плюс у шахмат есть богиня-покровительница – Каисса, а боги, как известно, бессмертны. Значит будет жить и игра.

____________________________________________________________________

📍 Подписывайтесь на канал Амурского ГХК – одного из крупнейших в мире предприятий по производству полиэтилена и полипропилена

Проект в социальных сетях:

VK | Telegram | YouTube | RuTube

📌«Сделал то, чего не хватало самому»: грант АГХК помог запустить в Свободном проект с вкусными завтраками

📌 5 тысяч крестиков: эксперт Амурского ГХК в свободное время вышивает картины